Всего лишь поддержание доминирующей сегодня постановочной традиции. А Озборн в этой постановке звучит очень хорошо - дуэт с Матильдой - просто превосходен. Правда, кабалетта Арнольда тут купирована, что странно, поскольку Рустьони не поощряет изъятия. Видимо, инициатива самого Озборна, поскольку в целом все сцены сохранены в оригинальном хронометраже.
Мне глубоко безразличны те люди, что поддерживают сиюминутные тенденции (Вы неправильно их назвали "традициями"). Извращения любого сорта - суть болезнь. И то, что опера больна - видно невооружённым глазом. Я не удивлюсь, если, по аналонии, для "доступности понимания современного читателя" начнут переписывать другим языком, скажем, "Войну и мир" Толстого, попутно выбрасывая оттуда философские высказывания автора, ну и так далее. Пример с Шекспиром имеется... Что касается кабалетты, то она очень трудна, и, по видимому, Осборн не сошёлся с Рустьони в темпе или же самому не нравился конечный результат. Послушаю... Спасибо!!
Посмотрите: "Двенадцатая ночь» — спектакль Московского театра «Современник», поставленный английским режиссёром Питером Джеймсом по одноимённой комедии Уильяма Шекспира в 1975 году.
Посмотрела. Лично мне не понравилось. Но на современном фоне так и хочется сказать: а что тут такого? Наверно, в 1975 году это как-то иначе воспринималось.
Поскольку данная сценографическая "эстетика" главенствует в оперной режиссуре уже последние лет двадцать, а критика и театральные управленцы возвели ее в непререкаемый канон, и даже не только крупные оперные центры, а даже самые захолустные театрики изощряются, поставляя сей непотребный, вульгаризированный продукт в попытках соответствовать "общемировым стандартам". Так что этот суррогат, боюсь, стал уже не просто тенденцией, а вполне легитимной традицией.
Вы знаете, Изольда, Осборн меня в этой партии не убедил. Не то, чтоб разочаровал, но эта партия - "не его". Мне не приходилось Осборна слыхать в героической партии ("Пророк" не в счёт, там он в Гимне тоже не очень меня убедил, но в целом мне показался удачным Иоанном). Рауль де Нажи тоже, в общем, в первую очередь любовник, а герой "по совместительству". С ней справлялись и хорошие, полнозвучные лирические теноры. А вот партия Арнольда с первого же появления показывает, как оно, есть ли это самое "героицкое" или его нет. Я с интересом ожидал как раз выход Арнольда и что меня очень интриговало: как сам по себе голос Осборна, слишком мягкий для такой партии, будет справляться с трудностями партии. Тут нужен и недюжинный темперамент и, безусловно, звон металла на крайних верхах. Такие качества в даровании Осборна не представлено, в общем. В самом начале Осборн спел несколько фраз более грудным звуком, ему не свойственном. Да, в лирических местах он хорош и техничен, и стилен. Но этого здесь мало! В этой партии Осборн насилует свою природу, лирическую по преимуществу. Кабалетта-то изматывающа и по тесситуре, и по физике (оттого её почти всегда сокращают). Правда, Осборн демонстрирует здесь впечатляющий контраст в звучании голоса: после весьма лирического звучания в арии, кабалетту поёт гораздо более плотным звуком: надо признать, он большой мастер. И даже темперамент его далеко из взрывной, на контрасте в стретте как-то "заиграл" красками. Но нет, всё же голосу Осборна категорически нехватает тут блеска, металла, звона, характерного для голосов такого репертуара. Телль мне понравился, надо сказать. И даже Матильда, вначале мне напомнившая блеющую овечку, распелась и тоже мне показалась достойной. Не более. С басами тут плохо, надо сказать. Этого, впрочем, следовал ожидать; я к этому был готов. Дирижёр не ударил лицом в грязь, вполне удобоваримо и даже более того.
Озборн поет Арнольда очень давно, очевидно, эта партия закрепилась в его репертуаре по причине формального причисления ее к "белькантовым", традиционным россиниевским ролям, что, безусловно, ошибочно, ибо Телль - это уже образец нового стиля большой оперы, требующей совсем иных голосов. Но Озборн не по разу в год поет Арнольда, это его регулярный ангажемент, так же, как и Мейербер и Берлиозовский Челлини. Хотя эти произведения совсем не соответствуют параметрам его голоса. Скоро он споет Хозе в Кармен, ему уже под 50 - возраст для такого типа тенора коварный. Кстати, я планирую записать трансляцию французской версии Сицилийской вечерни с участием Озборна как вариант его репертуарных исканий. Если Вам интересно, потом выложу.
Да, конечно, интересно Вы знаете, он всё же немного "подтёр" голос, насколько я слышу. Потому что для крепкого лирического тенора он несёт репертуар невероятно трудный, а потому потери неизбежны. Удивительно, как он умудряется при этом не терять подвижность голоса: в первую очередь при перегрузках теряется движение. Это прекрасно демонстрирует форма Николая Гедды: как только он переставал работать над движением, увлекаясь черезчур крепким для него репертуаром, он терял эту самую подвижность, хотя она была у него на высоте невероятной: стоит послушать его концерты на парижском Радио, тут мною выложенные. Я, правда, не смотрел, жива ли выкладка...
Да, я сама пыталась понять эту загадку с такой завидной динамикой его голоса. Сам Озборн утверждает, что его секрет в ежедневных усердных упражнениях, сохраняющих тонус и гибкость голоса. А Гедда ведь начал исполнять "солидный" репертуар, того же Берлиоза, довольно рано, уже в 1950-е г.г. А потом пел и Каварадосси, и Ричарда Уорвика, и даже Германа. Но все равно свежесть голоса сохранял очень долго.
Понятно, что они не бросали шлифовать своё мастерство, потому так технически были вооружены. Но Гедда на этом деле имел 2 раза бооольшие проблемы с голосом. В середине 50-х был кризис с голосом, пока не "нашлись" они с Новиковой. Он к ней "чистить голос" ездил каждый сезон, пока она не ушла из жизни, ну и потом уже, когда он ушёл из МЭТа: в 90-х он сильно поменял технику. Осборн поёт ли на БОЛЬШИХ сценах? Гедда нашёл хворобу, как и Де лос Анхелос, по причине того, что театр МЭТ - большой театр, в смысле - сцена и вместимость. Ну и Гедда обладал более металлическим звуком, нежели Осборн, что его и подвигало на ХОзе, Арриго, Самозванца, Пророка, Гугенотов, не говоря о Троянцах и прочем - это уже мелочи... Осборн не обладает таким голосом. материал его и поменее будет и серебра в голосе мало. Да и техника другая, хоть и имеет сходные корни.
Разумеется, технически, а, главное, тембрально с Геддой Озборн практически не совпадает, бессмысленно их сравнивать. В МетОпере Озборн пел неоднократно, даже записи есть, к примеру Дева озера с ДиДонато и Флоресом, Армида с Флеминг и Браунли, т.е. преимущественно россиниевские партии итальянского периода.
Изольда! Когда я спрашивал о БОЛЬШОЙ СЦЕНЕ, то, конечно же , имел ввиду и сцену МЭТ, но тут вопрос. Пел ли Осборн партию Гофмана? И пел ли её на сцене (в спектаклях) на сцене МЭТа? Это одна из труднейших и изматывающих партий для тенора такого рода, как, скажем, Гедда. Гораздо труднее партии Герцога, которая тоже не сахар! К аналогично нелегким надо отнести партии Джеральда, Де Гриё, Рудольфа - это первое, что пришло в голову. И, кроме того, надо принять во внимание, что и ДиДонато (не люблю, бедный голос), и Флорес - это голосишки, поэтому в ансамбле с Осборном они, вероятно, не "потерялись". А Гедда пел и с Норман и с Кабалье, голоса которых были весьма крупные. Не думаю, что Осборну пришло бы в голову согласиться петь в ансамбле с такими крупными голосами.
Ну, все-таки Мет - САМАЯ БОЛЬШАЯ СЦЕНА в мире, так что я трактовала Вас вопрос буквально, простите мою прямолинейность. Все же чтобы заполнить такое колоссальное пространство голос надо иметь минимум очень полетный и обладать этим самым пресловутым squillo. Гофмана Озборн поет больше десяти лет, вот только этим летом слушала трансляцию Сказок с Озборном из Неаполя, но записывать не стала, все три сопрано были уж очень неприглядны. Еще слушала пару записей Сказок с Озборном разных лет. Смотрела видео Сказок 2014 с Озборном и Чьофи во всех трех сопрановых партиях из Лиона в постановке Пелли, той самой, в которой Спайрз пел в Барселонском Лисеу в 2013 году. И Озборн весь хронометраж звучал так, словно готов спеть партию еще раз без передышки сразу после закрытия занавеса. Выносливость у него феноменальная. Правда, по сравнению с более ранними записями, в этом году он звучит более потерто. Де Гриё он тоже пел, я даже, кажется, слушала запись Манон с участием Озборна. Из Верди он пел, кажется, только Альфреда Жермона. И будет петь в Сицилийской вечерне, о которой я Вам писала. Он пока выбирает репертуар, который слишком габаритных голосов не требует, а потому и состязаться с такими колоссами ему не приходится. А то бы он заочно проиграл. Посмотрим, как он дебютирует в качестве Хозе - все-таки Кармен требует голоса поболе, чем россиниевские меццо.
Хозе не из трудных партий, она в пределах любого зауряд-солиста. 4 си-бемоля всего и не самая длинная партия.Но там надо иметь некоторый объём голоса, наполнение. Сцена в горах и финал - это кульминации не только эмоциональные, но и голосовые.
Никола Алаимо меня удивил, надо сказать. Голос достаточно бесцветный в начале, потом как-то приобрёл краски и цвет какой-то. Это что за баритон, откуда он? И что эта самая Enkelejda Shkoza ? Кто, где, что??!!
Энкелейда Шкоза - албанская меццо (род. 1969, Тирана). Музыкальное образование получила на родине. В 1995 году выиграла вокальный конкурс, организованной Лейлой Генчер. И с этого момента началась ее международная карьера. Титульные партии в ее репертуаре практически отсутствуют, партии разномастные - от барокко до Верди и Пуччини. Как Вы, вероятно, ощутили, голос уже с возрастными изменениями, но есть возможность оценить звучание Шкозы на более ранних этапах карьеры - она участвовала в записях для Opera Rara - Чужестранке и Марии ди Роган (у меня эти записи имеются). Я выкладывала Марию Стюарт 1999 года, где Шкоза поет Елизавету (если только не брезгуете МР3, лосслесс нигде не нашла): http://www.intoclassics.net/news/2019-06-06-47497 Итальянец Никола Алаймо тоже уже не молод, в 19 лет в 1997 году выиграл конкурс им. Джузеппе ди Стефано, проводившейся в городке Трапани, кстати, он - племянник Симона Алаймы, весьма востребованного баритона 1980-2000-х годов. В этой записи он звучит совсем потерто, неровно и блекло, намного хуже его же Телля с Россиниевского фестиваля в Пезаро 2015 г, где Арнольда (о, ужас!) пел Флорес. Вообще, Алаймо сейчас, пожалуй, самый востребованный Телль - поет эту партию повсеместно. Слушала трансляцию Телля этого года с Алаймой из Оранжа, где Арнольда пел Альбело (кошмарный выбор), а Матильду - престарелая Массисс. У Алаймы чисто лирический баритон и он вполне благоразумно исполняет преимущественно белькантовые партии. Хотя поет и более тяжелый репертуар, типа Риголетто, Ренато из бал-Маскарада, Бокканегру, Аттилу.
Спасибо!! Шкойза чуть не всю арию плавала вокруг нот, так и не решаясь пристать... Голосок небольшой, вероятно, но с присутствием верхов и движения, что в партии Матильды лично мне мало... Я сразу заподозрил по бесцветности голоса Николы Алаимо о родстве с известным Семёном, сами понимаете, Алаймо. Но оба они музыкальны, слава Богу. Благодарю, мне не нужны комплекты RAR'ы. Я не очень люблю студийные записи вообще, хотя Opera Rara я уважаю как интересную нишу. Редко слушаю даже то Opera Rara, что есть у меня. Там появляются иногда певцы приличные, типа Брюса Форда, но в основном солисты там не блещут. Да, ТЕЛЛЬ с ФЛОРЕСОМ - это даже круче крутого!!!
к 22. Боюсь нарваться на другого автора этого утверждения, но я это говорю всегда. Я очень люблю и Россини и эту оперу в особенности.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".