Известный польский композитор Кшиштоф Мейер (чьи произведения, а также написанная им биография Шостаковича, хорошо знакомы посетителям сайта) и его жена, музыковед Данута Гвиздалянка, создали фундаментальный труд о жизни и творчестве главного польского классика ХХ века Витольда Лютославского (1913-1994). Опубликованная в 2005 году, их книга была переведена на русский, но по техническим причинам издание не состоялось. Текст выкладывается на сайт с согласия авторов.
Появление монографии всегда явление значительное, тем более, когда речь идет о Витольде Лютославском — классике музыки ХХ века. Книга Дануты Гвиздалянки и Кшиштофа Мейера отличается масштабом и аналитической глу- биной. Это пристрастный взгляд на жизнь, судьбу и творчество их великого соотечественника. Впервые монография вышла в свет в двухтомном вариан- те десять лет назад и стала важным событием в музыкальном мире Польши. Специально для российского читателя авторы сделали однотомную версию, в которую, однако, удивительным образом вошли почти все важные повороты судьбы композитора и анализ фактически всех рассмотренных в двухтомнике произведений. Перед читателем предстает личность и творчество Лютославского в контек- сте широкой — в несколько десятков лет — исторической панорамы, такой, какой ее видят польские исследователи. Их точка зрения на события тех лет в общественной, политической и культурной жизни порой резко отличается от устоявшихся в России стереотипов. Гвиздалянка и Мейер разрушают их, и тогда становится понятным и настороженность между нашими странами, и разнона- правленность векторов развития композиторского творчества Польши и России. Отношения двух стран занимают авторов не случайно: Лютославский родился в Варшаве на территории Российской империи, революция 1917 года полностью разорила его семью, а в 1918 году в Москве были расстреляны его отец и дядя. С другой стороны – одним из страстных поклонников композитора и солистом его виолончельных произведений был Мстислав Ростропович, ради общения с которым Лютославский выучил русский язык. Монография необычайно увлекательна даже как историческое повествова- ние. Годы двух мировых войн и предгрозового затишья между ними, после- военный сталинизм и десятилетия хрупкого равновесия, когда поляки в шутку называли свою страну «самым веселым бараком соцлагеря», военный режим Ярузельского, ставший одновременно «временем надежд, беспокойства и про- теста», период конца 1980-х–1990-х годов, принесших Польше реальную поли- тическую независимость. Вся история страны прошла через жизнь Лютослав- ского. И на страницах книги он показан не только как композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, учитель, всемирно признанный музыкаль- ный авторитет, но и как обычный человек, со своими житейскими проблемами, разочарованиями и надеждами. В книге звучит и «прямая речь» Лютославского. Известно, что он был чело- веком достаточно закрытым. Но Кшиштоф Мейер оказался одним из немногих, кому посчастливилось долгие годы тесно общаться с композитором, беседуя на самые разные темы. С ним Лютославский делился своими взглядами на музы- ку, на современную оперу и балет, рассказывал об отношениях с коллегами, исполнителями и критиками. В последние годы жизни с особой печалью он говорил о том, что современная музыка утрачивает важнейший признак искус- ства – Красоту, но верил, что когда-нибудь она вернется. Кроме того, авторы собрали воедино суждения Лютославского, разбросанные в записных книжках и в интервью, выступлениях и докладах. Из них мы узнаем об отношении ком- позитора к музыкальному авангарду, о том, как последовательно он отстаивал репертуарную политику фестиваля «Варшавская осень» и независимость Союза композиторов от политического контроля государства. Авторы прослеживают становление композитора с самых ранних, еще гим- назических лет, когда формируются его первые музыкальные пристрастия. Это и преклонение перед творчеством Шопена и Шимановского, о котором он тогда писал: «прослушивание [его] III симфонии стало обрядом посвящения в мир современной музыки», и восторженное отношение к музыке Дебюсси и Равеля, и особый пиетет перед искусством Франции. (Не случайно большинство вокаль- ных произведений Лютославского написано на французские тексты.) Почти все, созданное им до и во время Второй мировой войны, утеряно, но исследователи по крупицам собрали сведения и об этом периоде жизни мастера. Лютославский — композитор долгого творческого «взросления». И хотя его ранние опусы со- храняют популярность на протяжении десятилетий, сам автор всегда подвергал сомнению их значимость. Пройдя «фольклорный» период, он начинает работать с серией (здесь — внутренний противоречивый диалог с Шёнбергом), потом долгие годы экспериментирует с алеаторикой, при этом постоянно ищет свой особый музыкальный язык. Большой интерес вызывает аналитическая часть монографии, в которой рас- смотрены практически все наиболее важные сочинения композитора. Авторы исследования уделили внимание и музыке Лютославского для театра, радио и кино, детским и массовым, написанным под псевдонимом, песням, а также опу- сам, которые сам он называл «сталинскими халтурами». В период творческой зрелости Лютославский отказывался от предложений сотрудничать с кинемато- графом, считая, что музыка в кино всегда находится на втором плане и носит подчиненный характер. Как вспоминает Кшиштоф Занусси: «Он не хотел писать музыку, под которой не смог бы подписаться». Композитор всегда был честен перед собой и своими слушателями. Об этом убедительно свидетельствует ана- лиз его симфоний, Livre pour orchestra, Виолончельного, Двойного и Фортепиан- ного концертов, Трех поэм Анри Мишо, малоизвестных у нас вокально-оркестро- вых сочинений «Les espaces du sommeil» («Пространства сна»), «Chantefleurs et chantefables» и многих других произведений мастера. Монография содержит наиболее полный на сегодняшний день хронологи- ческий перечень сочинений композитора, который несомненно будет полезен и исследователям его творчества и широкому кругу читателей. Специально для издания на русском языке книга дополнена примечаниями переводчика В. Ген- деля и автора этих строк. Они помогут читателю ориентироваться в контексте времени, когда жил и работал Лютославский. Уверен, книга, выходящая на русском языке в год столетия композитора, ста- нет важным событием для музыкального сообщества России и для всех, кто интересуется польской культурой, так много давшей ХХ веку.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".