«Теперь, когда
завершилась эпоха традиционной музыкальной драмы, вместе с нею переживает
упадок и певческое искусство. Ему еще случается порою материализоваться в том
или ином незаурядном певце. Но это лишь последние вздохи, которыми искусство
пения «наполняет сумрак предзакатный».
Джакомо Лапури-Вольпи
В знаменитой книжке
великого тенора Дж. Лаури-Вольпи «Вокальные параллели» нет даже упоминания о
теноре Марио Чамли, много и успешно певшего на европейских и американских
оперных подмостках в 20-30 годы прошлого века, хотя там есть раздел о тенорах и даже глава «Эпигоны Карузо». Когда читаешь страницы, посвящённые как раз
Эпигонам Карузо, то удивляешься, сколь многих Джакомо Лаури-Вольпи посчитал таковыми!
Есть там имена певцов, которые просто никак не похожи ни голосом ни манерой на
Энрико Карузо (достаточно вспомнить Франческо Альбанезе!!!), зато есть
удивительные пробелы. Вот к одному такому «пробелу» я отношу тот факт, что Арчеру
Чолмонделею (он же - Марио Родольфи, он
же - Марио Чамли) не посвящено ни одной строчки! Уж если кто и просится в эту
главу «Эпигоны Карузо», так это певец,
который сознательно (!) копировал манеру и приёмы Карузо! Да ещё не один, а под
руководством Уолтера Б. Роджерса, когда-то работавшего на фирме Victor Red Seal, который присутствовал на
многочисленнейших сеансах записи Энрико Карузо на этой фирме.
Даже тут Чамли - "второй Карузо"
Нетрудно догадаться, почему Чамли и Роджерс так целенаправленно
копировали Карузо. Руководство Метрополитен-опера, понимая, что дни Карузо
сочтены, дали задание найти замену
самому популярному тенору. Десятки агентов рыскали по миру в поисках
такого тенора: они искали певца похожего голосом на Карузо. К сожалению,
приглашённый дирекцией Йозеф Манн (бывший
баритон и обладатель мощного голоса) из Берлинской оперы, похожий фактурой
голоса на великого неаполитанца во время прощального спектакля в Берлинской
опере в партии Радамеса он от волнения скончался: вакансия оставалась. И, стало
быть, была возможность попасть в Мет, самый богатый театр мира, да ещё быть
преемником Карузо! Наивные американские парни! – они просто не знали простой
истины: копия всегда хуже оригинала!! В конце-концов, место первого тенора
Метрополитен занял Беньямино Джильи, тут же окрещённый «вторым Карузо» и совсем
на него не похожий ни голосом, ни манерой, ни характером дарования! Появившейся
через сезон Лаури-Вольпи критикой, которая каждого тенора сравнивала с Карузо,
такой чести удостоен не был. ...
А пока что Марио Чамли, американец, обладатель красивого,
звучного голоса, хоть и тяжеловатой, но хорошей для театра фактуры… дебютировал
в Метрополитен-опера в партии Каварадосси (одной из коронных в репертуаре
Карузо!!) 20 ноября-1920 года. И был включён в состав труппы. Проработал он в
театре недолго. Можно предположить, что он не оправдал те надежды, что
возлагало на него руководство театра, и ушёл в труппу баритона Антонио Скотти.
Во всяком случае тот факт, что Лаури-Вольпи даже не упомянул в книге его имени,
говорит сам за себя: Было ли это сделано умышленно или же автор книги, Лаури-Вольпи,
с его кичливым «павлиньим» характером не упомянул его имени по незнанию такого
факта – неясно. Ведь Лаури –Вольпи пел на американской сцене 10 сезонов
(1923-1933), и не слыхать об этой истории не мог! Я склонен предполагать, что пропитанный
националистическим душком тенор из Ланувио с его кичливым «павлиньим» характером
не упомянул его имени сознательно.
Хотя книга Лаури-Вольпи претендует на всеохватность картины
вокального искусства того времени, там нет мноихо имён известных и очень
известных певцов Европы и Америки. Иногда, правда, они упоминались... в виде «примечаний». Такая судьба
была уготована крупнейшему тенору-современнику, звезде Метрополитен Юсси
Бьёрлингу (который, по моему разумению, нА голову выше во всех компонентах самого Лаури-Вольпи), замечательному тенору Чарлзу Хаккету. Другому американцу - тенору Кальману (Kulmann) и ещё доброму десятку певцов не посвящено ни слова упоминания, среди которых немало известных теноров, таких, как Арольдо Линди, Тино Паттиера, Хельге Розвенге, Эужен Конли (Eugene Conley),
Тино Фольгар, Ян Кипура, Джузеппе Таккани, Алессандро Гранда и ещё ряду
других очень голосистых и популярных певцов-теноров того же периода!.
Марио Чамли пел в Чикаго и Сан-Франциско, позже пел в
европейских театрах Парижа, Брюсселя, Вены, Праги. И снова вернулся в
Метрополитен, когда оттуда после Великого кризиса уехали многие итальянские
звёзды.
Марио Чамли активно записывался на фирме Brunswick (начиная
с 1917 под псевдонимом Марио Родольфи). Несмотря на успешные выступления
и продажу граммофонных дисков, по достоинству он так и не был оценён,
популярность его была не так велика, как некоторых его современников, даже
обладавших менее значительным вокальным материалом. Несомненно, тут сыграла
свою роль «двойственность» искусства певца, ибо копия всегда хуже оригинала ...
В 47 лет после 23 лет выступлений на
оперной сцене (первые же его выступления были в 1916 году в партии Эдгара
(«Лючии ди Ламмермур»), он закончил певческую карьеру, переключившись на преподавание.
Треки:
Hosanna—Granier
Brunswick 30110
Open the gates of the temple—Knapp 30110
Santa Lucia
10030
When my ships come sailing home—Dorel 30103
Dreams of long ago—Caruso 15161
Si vous l’aviez compris—Denza 15178
Mother O my Mother—Ball 10188
Rigoletto—Verdi—Questa o quella 10014
Rigoletto—Verdi—La donna e mobile 10049
Tosca—Puccini—Recondita armonia 10020
Tosca—Puccini—E lucevan le stelle 15007
Manon—Massenet—Ah fuyez douce image 50075
La Boheme—Puccini—Che gelida manina 50075
L’alba separa dalla luce l’ombra—Tosti 50020
All from Brunswick
Originals
RUBINI GV
540
Ссылка: