Ноты:
В.Ф.Веселов
- Цикл на слова Блока ("Та жизнь прошла" и т.д.)
- Берёза на слова Есенина
- Цикл на слова Блока "Навстречу вешнему рассвету"
Информация с пластинки:
Творчество ленинградского композитора Вадима Фёдоровича Веселова не поражает жанровым разнообразием, но привлекает глубиной и верностью к одному раз и навсегда выбранному жанру, к одной теме, ёмкой и неисчерпаемой, лирической, теме любви и надежды. И тема и жанр утверждались на пути синтеза и поэтического слова.
Именно кантатно-ораториальные сочинения и вокальные циклы - основное в творчестве композитора, хотя им написана и опера "Мы - Земля!" (по роману И.Ефремова "Туманность Андромеды", 1968). Среди восьми кантат композитора следует выделить "Сын Земли" на стихи В.Брюсова (1960), "Романтическую кантату" на стихи А.Блока, В.Брюсова, Э.Багрицкого, Р.Тагора (1965), "Суровые напевы" на стихи У.Уитмена и У.Блейка (1969).
Композитором написано 24 вокальных цикла. В них тонко сочетается интимнейшая лирика и высокая гражданская интонация. Наиболее значительные из этих циклов - "Прощание" (1958) и "Осень" (1966) на стихи С.Есенина, на стихи Э.Межелайтиса (1963), "Река моя Лена" на стихи А.Старостина (1972), "Снег и май" на стихи Е.Евтушенко, В.Соколова, Л.Люблинской, Л.Хаустова, Р.Козаковой, Аспазии (1982), "Горы" на стихи М.Лермонтова (1983).
Блок - любимейший поэт композитора. Он стал центром притяжения его творческих помыслов и поисков на протяжении почти четвертьвековой деятельности. Композитора привлекает в блоковской лирике насыщенность духовного содержания и многообразие ассоциативных связей. Приобщение к Блоку помогает ему постигать существенные стороны современной жизни и современного духовного бытия. Помимо отдельных романсов на стихи поэта, композитором написаны вокальные циклы "Навстречу вешнему рассвету" (1957), "Приближается звук" (1958), "Апрельские песни" (1969), кантата "Верю в солнце" (1969).Блоковская поэзия входит составной частью в вокальные циклы на стихи и других поэтов: "Очарованград" (1970), "Дым от костра" (1969), Три героических ноктюрна.
Вокальный цикл для баритона и фортепиано "На поле куликовом" написан в 1962 году. В нём композитор полностью использовал стихи блоковского поэтического цикла: "Река раскинулась, течёт", "Мы сам-друг над степью в полночь стали", "В ночь, когда Мамай залёг с ордою", "Опять с вековою тоскою", "Опять на поле Куликовом". К этим блоковским стихам неоднократно обращались советские композиторы И.Адмони, Б.Архимандритов, Г.Свиридов и другие. Большим событием в 40-е годы стало появление симфонии-кантаты Ю.Шапорина "На поле Куликовом", где композитор использовал не только все стихи блоковского цикла, но также и стихи, написанные поэтом по просьбе композитора (ария невесты и хор татар).
В отличие от Шапорина, создавшего монументальное эпическое полотно, Веселов "прочитывает" все пять монологов цикла как части большой задушевной исповеди, подчёркивая удивительное блоковское сочетание пронзительного лиризма и суровых, героических звучаний. Как и для поэта, образ Родины, её история и словно высвеченная историей её судьба - основной содержательный стержень цикла. Его идея: свет впереди, сейчас надо выстоять! Как музыкальный символ этой идеи звучит в первом романсе в партии фортепиано после слов "Домчимся! Озарим кострами", радостная фанфара. Эта мысль подчёркивается и в четвёртом, кульминационном романсе: "Явись, моё дивное диво! Будь светлым меня научи!".
При вариантности образно-жанровых решений романсы в цикле объединены речитативным, монологическим характером вокальной партии, картинной выразительностью партии фортепиано. Развёрнутость, кантатность цикла навела композитора на мысль сделать симфоническую редакцию сочинения. Она была завершена в 1970 году.
М.Дунаевский
Запись цикла на слова Блока "На поле Куликовом" (Николай Алексеев - баритон, Ирина Головнёва - фортепиано):
Добавлена более качественная оцифровка
и статья о цикле на Свиридовских чтениях 2018
flac:
mp3:
Анатолий Васильевич Богатырёв (1913—2003)
Родился Анатолий Богатырёв 13 августа 1913 года в Витебске. Отец композитора окончил Витебскую духовную семинарию и Санкт-Петербургский университет. Преподавал русскую литературу и латынь сначала в Витебской гимназии, а затем в Витебском пединституте. Мать Анатолия Васильевича пела в церковном хоре.
Анатолий Богатырёв начал заниматься музыкой с восьми лет. Поступил в музыкальную школу, где играл произведения Сергея Прокофьева - на то время малоизвестного композитора. Дальнейшее образование Анатолия Васильевича продолжалось в Государственном музыкальном техникуме (ныне - Минский государственный музыкальный колледж им.М.Глинки). Юноша проучился в техникуме всего два года, совмещая занятия на отделении фортепиано и композиции с концертмейстерской работой в Белорусской студии оперы и балета, а в 1932 году поступил в только что созданную Белорусскую государственную консерваторию (класс В. А. Золотарёва).
На собственный путь в большом искусстве Анатолий Богатырев вышел рано, еще в студенческие годы, когда написал кантату "Сказ о Медведихе" на стихотворение Александра Пушкина - произведение, которое и на сегодняшний день украшает репертуар многих хоровых коллективов. А через два года появилась опера Богатырева "В пущах Полесья" по повести "Дрыгва" Якуба Коласа, которая была поставлена на сцене Государственного академического Большого театра Беларуси в 1939 году и показана в Большом театре СССР в 1940 году.
Становление творческого характера композитора совпало с трагическими годами Великой Отечественной войны. Находясь в эвакуации в Свердловске, Богатырев написал кантаты, проникнутые тревогой за судьбу Родины. Сочинения военных лет утверждали благородство человеческого духа и веру в победу. Их немного, но все они значительные по содержанию, актуальные по тематике, волнующие по музыкальному изложению. Среди них - хоры и кантаты "Беларусь", "Ленинградцы", "Белорусским партизанам".
Послевоенные годы стали периодом осуществления творческих замыслов, расцветом композиторской деятельности Анатолия Богатырева. Он писал симфонии, концерты, камерно-инструментальную музыку, вокальные и хоровые жанры. С 1944 года он преподавал в Белорусской академии музыки, около пятнадцати лет был ректором.
В 70-80-е годы Анатолий Богатырев руководил национальной композиторской школой. Анатолий Васильевич воспитал не одно поколение белорусских композиторов. Среди них такие известные имена, как Юрий Семеняко, Генрих Вагнер, Евгений Глебов, Дмитрий Смольский, Игорь Лученок, Сергей Кортес, Андрей Мдивани, Владимир Солтан и другие.
Анатолий Богатырев - глубоко национальный композитор, чей творческий образ сформировался под непосредственным воздействием белорусского фольклора, под влиянием поэзии Якуба Коласа, Максима Танка, Аркадия Кулешова, Петруся Бровки, Нила Гилевича.
Анатолий Богатырев работал почти во всех музыкальных жанрах, но в каждый определенный период его творчества главенствовал какой-то один, который на некоторое время увлекал композитора, становился ведущим. И только романс остался спутником всей его творческой жизни. Ему принадлежат романсы на стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Уильяма Шекспира, Тараса Шевченко, Анны Ахматовой, Сергея Есенина.
Умер композитор в 2003 году.
Статья на белорусском о Богатырёве с подробным списком произведений:
http://hor.by/composers-bel/anatol-bagayrou/
1. Белорусские песни
2. Кантата "Белорусским партизанам"
3. "Сказ о Медведихе" (ст. Пушкина)
4. Ария Кузьмича из оперы "В пущах полесья"
5. Два романса на стихи Пушкина:
"Зачем крутится ветр в овраге"
"Расставание"
Александр Пирогов, бас
6. Вальс из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"
4 романса А.В.Богатырёва:
"Маладыя гады", из вокального цикла на стихи М. Богдановича
Н. Березина, пение, С. Белькевич, фп.
"Расстались мы", из вокального цикла на стихи М. Лермонова
Л. Ивашков, пение, Л. Максимова, фп.
"Уж если ты разлюбишь", из вокального цикла на стихи В. Шекспира
Н. Козлова, пение, Л. Максимова, фп.
"Я на солнечном восходе", из вокального цикла на стихи А. Ахматовой
И. Шикунова, пение, Т. Миансарова, фп.
Ноты:
- Зачем крутится ветр в овраге? (А.С.Пушкин)
https://cloud.mail.ru/public/KyEH/W5Q8SW4Qy
Сборники романсов разных авторов на слова Пушкина и Блока, составитель В.Ф,Веселов:
https://cloud.mail.ru/public/EfES/bVRfAR3QD
А. Богатырёв:
Соната для контрабаса и фортепиано (Дэниэл Гвин и Джулиан Вэрд)
Арии из опер и романс на слова Лермонтова "Под небом голубым"
Хор "Люблю наш край"
Ноты некоторых хоров, Этюд-картина для фортепиано
https://cloud.mail.ru/public/6sU9/kHuj2ZW34
В пущах Полесья / У пушчах Палесся
Год выпуска: 1982
Страна-производитель: Белорусская ССР
Жанр: Opera
Продолжительность: 01:55:35
Язык: Белорусский
Интертитры: белорусские
Режиссер: Г.Николаев
Исполнители:
Тарас - н.а. БССР Виктор Чернобаев
Авгиния - н.а. Ирина Шикунова
Андрей - з.а. БССР Михаил Галковский
Василь Бусыга - з.а. БССР Виктор Скоробогатов
Савка Мильгун - з.а. БССР Ю.Смирнов
Кузьмич - з.а. БССР Анатолий Подгайский, С. Подгайский
Комбриг Красной Армии - з.а. БССР Михаил Зданевич
Пан Длугошиц - А.Чорноцкий (поет Михаил Зданевич)
Витольд - Михаил Жилюк
Капрал - В.Генералов
Адъютант - Михаил Заремба (поет Виктор Стрельченя)
Полесье, часть Белоруссии, в 1919 г. захвачено поляками. Народ организует партизанские отряды. Во главе одного из них становится Андрей, сын старого Тараса. Он любит Авгинью, дочь бедняка Савки, против воли выданную за богатея Бусыгу. Бусыга, верой и правдой служащий врагам, выдает им Андрея. Интервенты хотят узнать местонахождение отряда и задумывают провокацию, орудием которой должен стать спившийся Савка, отец Авгиньи.
Он даст возможность Андрею бежать, вместе с ним доберется до партизан, а вернувшись, укажет к ним путь полякам. Но как ни опустился Савка, в душе его сохранилась любовь к родной земле, любовь к дочери. Это помогает ему найти силу в решающий час. Приведя интервентов к лесному лагерю, Савка предупреждает партизан об опасности и падает, сраженный вражеской пулей. Гибнет в бою и Андрей. Но победа одержана, отряд карателей разгромлен.
В ПУЩАХ ПОЛЕСЬЯ (У пушчах Палесся) — опера Анатолия Богатырева в 4 д. (5 к.), либретто Е. Романовича по повести Я. Коласа «Трясина» («Дрыгва» бел.).
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=v0hL69a_U4c
Мп3:
https://cloud.mail.ru/public/Gm6a/hadkUbk2U
и ноты:
https://cloud.mail.ru/public/CoWX/ZDUrjkouX
Вадим Веселов, ноты:
Вокальный цикл на слова Есенина
На поле Куликовом на слова Блока
3 романса на слова Межелайтиса
Осень, 3 песни на слова Есенина
Река моя Лена на слова Старостина
Очарованград на слова ленинградских поэтов
https://cloud.mail.ru/public/N7nR/ruMg4kik8
Вадим Веселов, ноты:
"Дым от костра", вокальный цикл на слова А.Блока, С.Есенина, М.Карима
"Апрельские песни": 1. Помнишь ли город тревожный; 4. Бубенец разлук; 5. Когда-то долгие печали связали нас; 6. Всё, что в море покоит волну; 7. По городу бегал чёрный человек; 8. Весны дыханье.
2 отрывка из оперы "Мы-Земля!": Легенда Чары и Дуэт Чары и Маса
https://cloud.mail.ru/public/Hamb/KUbFeZiNL
Анатолий Богатырёв, ноты:
Ноктюрн и Рондо, для скрипки и фортепиано
Соната для фортепиано
24 прелюдии для фортепиано (без 22-й)
https://cloud.mail.ru/public/Ldbc/4BtViak1R
Анатолий Богатырёв, записи (неизвестный исполнитель):
6 прелюдий для фортепиано (№ 11-16)
4 романса на слова Шекспира: "Любовь - мой грех", "Мне показалось", "Нас разлучил апрель", "Проснись, любовь"
https://cloud.mail.ru/public/EMw5/VzL58RQbK