Роберт ШУМАН «Геновева» / Robert SCHUMANN «Genoveva» Опера в четырёх действиях Либретто Роберта Райника совместно с Робертом Шуманом по произведениям Людвига Тика и Фридриха Геббеля
Зап. в октябре 1976 года в Лейпциге в Studio Paul-Gerhardt-Kirche
Сюжет
Граф Зигфрид уходит в поход, оставляя своего вассала Голо охранять свою жену Геновеву, а также управителем родового замка. Голо – статный рыцарь и одухотворённый певец, он во всех отношениях стоит выше окружающих, выше даже самого Зигфрида – этого грубого вояки, который смыслит в мече, в схватке, но не в любви. Вся страсть души Голо сосредоточена на Геновеве. Только он один достоин её здесь. Но по злой иронии судьбы он должен оставаться при ней лишь как доверенный графа... Не выдержав расставания с Зигфридом, Геновева падает в обморок, и Голо, тайно и страстно в неё влюблённый, крадёт у неё поцелуй. Это не остаётся тайной: служанка Маргарета – колдунья, ненавидящая Зигфрида – становится свидетельницей этой сцены. Она делает всё, чтобы разжечь страсть Голо.
Однажды Голо поёт с Геновевой старинный любовный дуэт. Не в силах больше сдерживать себя, он заявляет ей о своих чувствах и требует взаимности. Геновева в гневе бросает ему ужасное оскорбленье. Теперь озлобленная Маргарета с легкостью увлекает отвергнутого Голо на путь мести, и заговорщики воплощают свой коварный замысел. Голо уверяет старого слугу Драго в том, что Геновева неверна мужу, и предлагает ему убедиться в этом, спрятавшись в её спальне. Чернь, врывающаяся в покои госпожи по наущению Маргареты, находит там Драго. Голо закалывает его, а "уличённую" Геновеву, как преступницу, с позором, бросают в тюрьму.
В Страсбурге Зигфрид, которого лечит от ран не узнанная им Маргарета, мечтает о возвращении домой. Голо привозит ему ужасное известие о неверности жены (при этом Голо испытывает колебания: душа не в силах стерпеть того, что он сам содеял, но свернуть с избранного пути уже не в его власти). Маргарете приходится прибегнуть к колдовству, чтобы убедить поражённого Зигфрида в измене Геновевы – с помощью волшебного зеркала колдунья трижды показывает ему картины нежных свиданий Геновевы и Драго. Третье "видение" вызывает ярость Зигфрида. Он выхватывает меч, разбивает зеркало и приказывает Голо отомстить за него, казнив жену. Но как только Голо уходит, из разбитого зеркала появляется призрак Драго и грозит Маргарете за обман страшной карой. Колдунья вынуждена открыть Зигфриду всю правду.
Двум солдатам приказано казнить Геновеву. Они уводят ее, но не в силах исполнить приказание. Появившийся Зигфрид находит и спасает свою супругу.
Дык, где ж Вы его найдете? А за Геновеву спасибо, очень кстати, только вчера Тика читала _____________________ краткое содержание тиковой "Геновевы" ГЕНОВЕВА (нем. Genoveva) — героиня драмы Людвига Тика «Жизнь и смерть святой Геновевы» (1799). Г. — персонаж народной книги и легенд, пфальцграфиня, жена Зигфрида, который уходит на войну с неверными, оставив ее на попечении молодого управителя замка Голо. Этот образ привлекал внимание немецких драматургов до Тика и после него. Г. в легенде и у “Тика — символ христианской мученицы, покорной своей судьбе, безропотно встречающей любые испытания. Голо скрывал свою любовь к Г. в присутствии графа, но, оставшись с Г. наедине, начинает преследовать ее, склоняя к измене. Г. непреклонна, ни при каких обстоятельствах она не может нарушить клятву, данную под венцом. Озлобленный и оскорбленный в своем чувстве, Голо клевещет на Г., обвиняя ее в запретной связи со смотрителем замка. Зигфрид, поверив навету, приказывает казнить жену: та даже не пытается оправдаться, считая, что испытания даны людям свыше. В темнице Г. рожает сына, и палачи, сжалившись над ней, оставляют ее в лесу с младенцем на волю провидения. Христианское смирение привлекает к Г. все живое, ей помогают звери, ребенка вскармливает лань, а потом, повзрослев, он ездит на волке верхом. Образ Г. связан с «христианским пантеизмом» иенских романтиков, близких Тику в 90-е годы XVIII века. В финале Г. прощена, но после пережитых испытаний умирает, простив всех. Пьеса Тика так и не увидела рампы, оставшись «драмой для чтения». Образ Г. заинтересовал и Ф.Геббеля, но в его пьесе так переставлены акценты, что главным персонажем становится не покорная мученица Г., а преступивший закон, бросивший вызов миропорядку Голо. http://slovo.ws/geroi/148.html
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".