Предлагаю всем послушать записи культового и одного из самобытнейших пианистов XX столетия - Джона Огдона. "Огдон
- музыкант с пылкой, богатой и оригинальной фантазией. Он слышит всё
по-своему, освещая давно известные сочинения новым светом. Каждая
интонация полна живого
смысла. Не сковывая себя заранее заданными схемами, он свободно творит
на эстраде", писала о нём Софья Хентова. Джон Огдон (John Ogdon)
В 1945 году начал обучаться по классу фортепиано в Манчестерском музыкальном колледже. Увлёкшись впоследствии композицией, он вошёл в состав сообщества «Новая музыка Манчестера», куда также входили Харрисон Бёрдуистл, Максвелл Дэвис, Александр Гёр и другие молодые музыканты. Впервые он заявил о себе в 1958 году, когда, заменив заболевшего солиста на концерте в Ливерпуле, блестяще исполнил Второй фортепианный концерт Брамса. Через год пианист впервые выступает с сольным концертом в Лондоне, продемонстрировав выдающееся мастерство и оригинальность творческих взглядов. В 1960 ему присуждаются премии на конкурсах имени Бузони и имени Листа, но настоящее мировое признание приходит к нему в 1962, когда он выигрывает Второй Конкурс имени Чайковского, разделив первую премию с Владимиром Ашкенази. Так началась международная карьера пианиста. В 1960-е годы Огдон много концертировал, записывался и сочинял, однако в начале 1970-х у него начались проблемы со здоровьем, и в 1973 он был помещён в психиатрическую больницу Модсли в Лондоне с диагнозом «шизофрения». Во время пребывания в ней ему разрешалось несколько часов в день играть на рояле, чтобы поддерживать форму. Лишь в 1980 году Огдон смог вернуться на сцену, но налицо был явный творческий спад в его игре. Тем не менее, он сделал ряд выдающихся записей, среди которых выделяется масштабный цикл «Opus Clavicembalisticum» Кайхосрова Сорабджи (1988), уместившийся на четырёх компакт-дисках. Через несколько месяцев после завершения этой записи Огдон умер в Лондоне от воспаления лёгких.
Репертуар Огдона был очень обширен. Уже прославившись как выдающийся интерпретатор музыки классицизма и романтизма, он начал включать в свои концерты редко исполнявшиеся сочинения Алькана, Листа, Бузони, а также композиторов XX века, многие из которых в его исполнении прозвучали впервые. Столь широкому творческому кругозору помогала, в частности, способность пианиста почти мгновенно, «с листа» воспринимать текст произведения. Несмотря на отсутствие каких бы то ни было «лишних» движений при игре, исполнение Огдона отличалось огромными динамическими градациями, блестящей виртуозностью, жизненной силой.
В данной выкладке представлены как ранние записи Огдона - 60-70х, так и последняя - 1988года (там он допускает больше вольностей в трактовке авторского текста). Но всегда это убедительно и результат впечатляющий. Потрясающий Рахманинов???!!! :piano: Great Pianists of the 20th Century: John Ogdon (4CD)
http://intoclassics.net/_nw/78/01810.jpg
Vol.I
CD1 С. В. Рахманинов Соната для ф-но № 2 Си-бемоль минор, оp. 36 (ред.1931) (Запись 1968г.) 1. I Allegro agitato (7:31) 2. II Non allegro - Lento (6:27) 3. III L'istesso tempo - Allegro molto (5:15) А. Н. Скрябин Соната для ф-но No 4 F sharp Op 30 (Запись 1971г.) 4. I Andante (3:24) 5. II Prestissimo volando (4:30) Charles-Valentin Alkan Concerto pour piano seul (Запись 1969г) 6. I. Allegro assai (26:51) 7. II. Adagio (11:53) 8. III. Allegretto alla barbaresca (10:20)
CD2 Ferruccio Busoni 1.Variations and Fugue on Prelude in C minor by Chopin (8:54) Piano Concerto, Op.39 (Записи 1960-61гг.) 2. 1 Prologo e introito (16:17) 3. 2 Pezzo giocoso (9:10) 4. 3 Pezzo serioso (20:09) 5. 4 All'italiana (12:57) 6. 5 Cantico (10:13)
Royal Philharmonic Orchestra, Daniell Revenaugh
Vol.II CD1 С. В. Рахманинов Прелюдии 1. Прелюдия, ор.3 №2 до-диез минор (запись 1972г.) (4:03) 2. Прелюдия, ор.23 №5 соль минор (запись 1962) (3:49) 3. Прелюдия, ор.32 №5 соль мажор (запись 1962 г.) (3:07) 4. Прелюдия, ор.32 №12 соль-диез минор (запись 1962 г.) (2:20) Этюды - картины, ор.33 (запись 1974 г.) 5. No 1 in F minor (2:13) 6. No 2 in C (1:56) 7. No 3 in C minor (3:34) 8. No 4 in D minor (2:48) 9. No 5 in E flat minor (1:27) 10. No 6 in E flat (1:54) 11. No 7 in G minor (3:57) 12. No 8 in C sharp minor (2:34) Этюды - картины, ор.39 (запись 1974 г.) 13. No 1 in C minor (3:22) 14. No 2 in A minor (5:49) 15. No 3 in F sharp minor (2:37) 16. No 4 in B minor (3:54) 17. No 5 in E flat minor (4:20) 18. No 6 in A minor (2:29) 19. No 7 in C minor (7:10) 20. No 8 in D minor (3:37) 21. No 9 in D (3:49) М. А. Балакирев 22. Исламей (запись 1962 г.) (8:20)
*** - Запись Этюдов-картин помечена 1974 годом на диске, но в 1973 году Д. Огдон попал в психиатрическую больницу с диагнозом «шизофрения»
CD2 Ferenc Liszt Записи 1963, 1965, 1968гг. 1. Mephisto Waltz No1 ("Мефисто" вальс) (11:17) 2. Reminiscences de Don Juan (По опере Моцарта "Дон Жуан") (16:57) 3. Liebestraum No. 3 in Ab (Ноктюрн "Грезы любви") (4:35) 4. Paganini Etude No. 3 'La campanella' (arr. Busoni) (Кампанелла) (4:15) 5. Les funerailles (from Harmonies poetiques et religieuses) (10:22) 6. Reminiscences de Simone Boccanegra (по опере Верди) (11:55) 7. Aprees une lecture du Dante (Соната по прочтении Данте) (15:46)
flac-потреково, 4CD с буклетом
Yuri (Сузуки) обновил ссылку на комплект Vol.1 & Vol.2 (4CD):
Пожалуйста. Правда у меня инет медленный, поэтому вот на эту выкладку у меня ушло 5 часов, чтобы разрезать аудио, сделать в mp3 из APE для уменьшения размера, подобрать материал и т.д., поэтому когда будет продолжение я Вам с уверенностью сказать не могу. Но постараюсь сделать все побыстрее... И ЕЩЁ - второй диск из второй части "Великие пианисты 20 столетия" я видел на сайте. Огдон там играет Листа...А вот первую часть постараюсь выложить.
Артем, нет слов, спасибо огромаднейшее!!! Это действительно великий пианист, без преувеличения, титан, мыслитель, олицетворение свободы и безграничных возможностей высказывания. Не все у него всегда получалось, не все понимают и принимают его свежий (композиторский?) взгляд на привычное, но надо было побывать хоть раз на его концерте (а я побывал!), чтобы ощутить властное обаяние, исходящее от этой по-медвежьи нескладной фигуры, скромность и какую-то наивную, детскую доброту. А его Рахманинов - потрясающее открытие для меня. В высшей степени чисто, тонко, глубоко и искренне. Спасибо!
Очень рад, что Вам понравилось... Спасибо за лестные отзывы. Я тоже люблю этого пианиста...Жаль только, что не был на его концертах...Тогда ещё меня и в планах не было. Но прочитав о нем и слушая музыку в его исполнении понимаешь насколько он велик.
Спасибо! я побывал-это были три последние бетховенские сонаты. Впечатление было ошеломляющее-слушал отнюдь не пианиста-виртуоза, а некоего волшебника-кудесника (колпака со звёздами не хватало), который только что поговорил с Бетховеном, уточнив кое-что в трактовке.
Хорошо, что вспомнили! Действительно, великого, мощного, я бы даже сказал бескрайнего таланта был человек. Я несколько раз слушал его в БЗК - впечатления порой сильнейшие, однако, некоторые исполнения вызывали просто недоумение -но это уже болезнь. Играл, как правило, по 6-8 бисов - винегрет от Исламея до ми мажорной прелюдии из 1-го тома ХТК (без фуги). Однажды после его концерта в артистической набравшись храбрости спросил: почему такое "разнообразие" (кстати, и в программах тоже).Он сказал, что "имеет большой запас", "должен все показать". Как выяснилось, многое играл вообще без подготовки - но это уже середина-конец 70-х. Критики тогда уже громили его за неустоявшиеся замыслы, небрежность в деталях, говоря что его игра все больше и больше напоминает "публичную читку с листа". Но однажды я послушал записи его выступлений на 2-м Чайковского - "Ночного Гаспара", Кампанеллу, 1-й Листа. Гений! Да. гений! На уровне высочайших мировых стандартов. К сожалению, гениальное и безумное разделяются слишком зыбкой чертой.К середине 70-х он постепенно начал терять контроль, уверенность в себе, в своих замыслах, стал неоправданно оригинальничать. Некоторые его студийные записи вызывают просто раздражение, даже смех - как, например, сонаты Скрябина (кроме 4-й). А вот три концерта Бартока изумительны.Некоторые из его записей м.б. как-нибудь постараюсь выложить.
Спасибо за целую статью про Огдона...Но позвольте поинтересоваться... Вы говорите, что были на коцерте Огдона, но в информации о пользователе написано, что Вы 1990 года рождения...??? Что-то не сходится
Когда была перерегистрация (или обновление) на сайте, то очень многих сделали 1990 года рождения. Недоработка-с. У меня произошло омоложение- по методу профессора Кубры и появилось множество славных ровесников.
Спасибо за выкладку! Слышал что есть первое скерцо Шопена в его исп., также очень бы хотелось найти что-то вроде сборника ВСЕХ его записей, если оное существует вообще)
В официальной дискографии - вот ссылка http://johnogdon.org.uk/johnogdon/discography.php 1-е скерцо Шопена не значится, только 3-е. Но это еще ни о чем не говорит. Дискография может быть неполной и там по-моему только студийные записи на СD. Очень много концертов Огдона было записано в Москве, а там он играл массу всего.М.б и 1-е скерцо.
Предвкушал встречу с чудом и молодостью. Полное разочарование. Нервный псих вместо сумасшедшего гения. Излишне размытый фон и раздражающие акценты. Все "пластмассовое" и абсолютно неживое. И что меня восхищало много лет назад?
Вот какие ещё записи я находил в сети, не считая записей в России: Мендельсон: концерты A-moll и двойной. Сен-Санс: Карнавал зверей Нильсен: фортепианная музыка Элгар: Квинтет и пара пьес для ф-но Шопен: 3-я соната и несколько пьес Шуберт: соната D958 Бетховен: 5-й концерт Лист: соната b-moll, концерты и много других произведений Бузони: Fantasia Contrappuntistica и другие сочинения Бетховен: сонаты, у меня только №№ 8, 14, 23, 32 Брамс: 2-й концерт Сирил Скотт: концерты диск с сочинениями Дютийе, Шмитта, Дюка Мессиан: "20 взглядов..." Кто ищет, тот найдет; кто не найдет - обращайтесь
1й Брамса с Огдоном и Стоковским на ютюбе есть - волюнтаристстская трактовка, оба друг друга достойны. 69 год. Здорово! http://www.youtube.com/watch?v=6OOG_E5zFI4
Интересно, что он со 2м сделал Если можно, то его
Есть видео московского концерта 86 года http://www.youtube.com/watch?v=QbZyyDbL3GM
Кто гений? Огдон гений? Жуткий Рахманинов. Может и искренний, но какой-то деревянный. Какие-то акценты все время несуразные... Впечатление, что в ноты он не заглядывал. Все с ног на голову. Звук не поет и не тянется.
Горовиц, Софроницкий, Гилельс.... .... Насчет Корелли сложнее. Сам искал идеальное исполнение. Слушал Плетнева, Ашкенази, Луганского. Откровенно говоря, ни одно исполнение не удовлетворило полностью. Но и среди них Огдон далеко не самый-самый... Огдон - хороший пианист, не хочу обидеть его поклонников! Но не идеал. И ИМХО не гений уж точно! Что-то ему удается лучше, наверное, но не Рахманинов... В некоторых вариациях столько поэзии, аромата даже (в ре-бемоль мажорной, например), а Огдона все сплошь проза жизни. Как многие тут повторяют с разными вариациями - глубоко и просто. По мне, простовато и грубовато.
Спасибо, буду! А вы? в конце? уже нашли? надо было столько искать, чтобы Огдона найти? нескучного
Не кажется вам, как-то глупо получается: в начале поисков истины-Рахманинов, Горовиц, Софроницкий, Гилельс, и пр и др, а истина-то вот она - Огдон Все срочно учимся у него, как Рахманинова понимать глубоко и просто! А то все великие как-то скучны вдруг оказались!
Хотите певучего Рахманинова - слушайте Наседкина. Сам очень люблю, тем более весь цикл Этюдов-картин мало кто играл (дешёвые комплиты типа Шелли не в счёт) Из отдельных записей - Рихтер (сааавсем не певучий), ещё из наших очень хороший Ересько
Да дело-то не только в певучести, она как составляющая арсенала пианиста. Здесь уже речь вообще о Рахманинове, музыка которого для меня лично совсем другая, чем слышу у Огдона.
Я же вам сказал - слушайте Наседкина. Все 17 этюдов. Да ещё и две транскрипции!!! http://intoclassics.net/news/2011-02-10-14150 Это моя отправная точка была когда-то. )
А прелюдии с Вайсенбергом - ооочень певуче! Тоже нравится http://intoclassics.net/news/2011-02-08-21379 Луганского то, наверное и сами слышали) Как надоест, лет через 5ть-10ть, вернитесь к Огдону) Если посоветуете запись всех Этюдов-картин или Прелюдий Рахманинова с кем-то другим - с удовольствием послушаю и выскажу критические замечания)
Вариации на тему Корелли op.42 - великолепно! Такое грандиозное наслоение резко меняющихся музыкальных образов и состояний души, пожалуй, мало кто сможет передать так, как это удалось Огдону.
Не надо брать за ориентир позднего Бетховена, играя Рахманинова-это абсурд. За ориентир желательно брать именно того, кого в данный момент играешь. Но мнения полярно разошлись-это показательно. Я пока воздержусь-не проникся ещё. Нечто несуразное правда послышалось в до минорной прелюдии 23 ор. Такое же ощущение было от его концертов-некий душевный дисбаланс..
Я в последние дни очень много сольного Рахманинова слушал, не только русских пианистов. Под конец даже начал скучать. И тут бац! Неожиданно, - подумал я...Дорогого стоят такие впечатления
Даже Грёзы любви Листа не противно в 500-й раз было слушать)
Спасибо большое, Олег! Когда-то в одном из Больших концертов Александра Палыча нашла папочку со скромным названием "Пианист Джон Огдон". Заслушалась, настолько искреннее было исполнение, музыка шла от сердца. Выкачиваю с надеждой на новые приятные потрясения.
04. Paganini Etude No. 3 'La campanella' (arr. Busoni) (Кампанелла) В сравнении с Гилельсом и Микеланджели (?), Огдон играет как выпускник консерватории, пусть и одарённый некоторым образом. Возможно, он и правда приходи(лся)тся кой-кому по вкусу, но на мой слух, как в Рахманинове так в Листе (а тут он вершинно и признан) Д.О. слегка переоценен, по крайней мере для серии "Великие пианисты 20-го столетия". Пусть имхо... Артём, разумеется вышенаписанное это точка зрения одного из горячих поклонников мирового пианизма. Спасибо Вам за энтузиазм!
artem koshkin (koshkinartem) (08 Августа 09 16:24)
Спасибо за такую точку зрения... Не думайте, что я выкладываю творчество этого пианиста только потому что безумно люблю его исполнения..Тут совсем другое-просто я искренне его уважаю,ценю, а так же хочу, что бы с его творчеством ознакомились другие люди и высказали свою точку зрения, ну а его поклонники еще раз насладились исполнением. С уважением.
Спасибо! Очень давно, лет 50 назад или больше в зале Чайковского был потрясающий концерт Джона. Он подошел к роялю и стоя, "влёт" начал 8-ю сонату Моцарта! Концерт был ошеломляющим. Еще раз большое спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".