Единственная известная оратория о жизни Николая Чудотворца написана Джованни Бонончини в Риме, на восходе его карьеры, эта же оратория оказалась наиболее популярной из написанных им. Немыслимая для 1693 года музыка.
ну, там кроме истории с мадригалом, ничего крамольного) и композитор Б. замечательный и особо не нуждающийся в сравнениях, так что, думаю, ему простится )
Не знаю, кстати, что там немыслимого для 1693 года (хотя Б., конечно, модернист вполне законченный). В целом вполне вписывающаяся в общую музыкальную картину того времени вещь. Мною весьма любимая, к слову)
Это субъективная оценка, основанная на небольшом пласте музыки которая мне доступна из этого периода. Например, Пистокки или Драги, куда более консервативны. Может подкините, чего-нить ораториального из этого времени.?
ох, на меня только и надеяться) но могу попробовать) Пистокки, на мой взгляд, не так уж и консервативен. Даже вполне авангарден в своей трактовке голоса (если вы Св. Адриана имеете в виду). Можно еще Скарлатти вспомнить (Юдифь № 1 - как раз тоже 1693) или там Св. Урсула (1696). Еще есть такие примечательные господа, как Бернардо Гаффи (La Forza del Divino Amore, 1690) и Карло Ланчани (Мученычество св. Евстахия, 1692). Б. и на их фоне безусловный модернист, но все равно они там не так далеко падают друг от друга. Есть еще Магдалина у ног Христа (Б. 1690) и скалаттиева Пенелопа (1696).
С Драги особая история, так как он писал для Вены, а там был вполне сознательный тренд на архаизм - особенно в духовной музыке. Тот же Кальдара образца 1730 года (Вена) более консервативен, чем он же в 1712.
Кстати у меня "Св. Николай" в другой записи (правда, тех же исполнителей). И честно говоря, мне мой вариант несколько более удачным кажется. Хотя это все, разумеется, на нюансах.
но простите, разве не этот коварный завистник( то есть Бонончини), ставил палки в колеса великому Генделю?! Разве не он проиграл тот спор в опере Муций Сцевола ( вместе с Ариости), разве не он хотел свергнуть Генделя? кто Гендель и кто Бонончини?! Гендель есть Царь и король барочной музыки, а Бонончини.....и не лучше он Порпоры( который кстати подозревался в убийстве Л. Винчи), они( Порпора и Бонончини) слишком много о себе возомнили.
у вас несколько романтический взгляд на вещи) или не совсем верная информация. Муция Сцеволу вместе с Г. и Б. писал не Ариости, а некто "синьор Амедео" (или что-то в этом роде). Насколько помню, Гендель с Б. вышли там вничью. Бонончини не было никакой нужды "свергать" Генделя, потому что репутация у них была примерно одинаковая, и о суждениях публики через триста лет они, разумеется, не догадывались. Их потому и пригласили всех троих (Генделя, Ариости и Бонончини) руководить королевской академией на равных началах, что держали вполне на одном счету.
Порпора был мастер общеевропейски признанный (и заслуженно) и подозреваю, что эпизод с Генделем был для него все же эпизод, а не пушкинская маленькая трагедия. Тем более, что Порпора вообще больше тяготел к предклассицизму, так что делить им с Генделем было особо нечего - кроме пары лондонских сезонов 1734-1736 (в результате которых провалились, как известно, оба).
И да, Кассис тут ниже абсолютно верно заметил, что оперы Бонончини по числу постановок в 1720-28 годах были на призовом месте (то есть там их было не только больше, чем Генделевских, но и больше, чем всех остальных, вместе взятых)
P.S. Посмотрел. Первый акт Муция Сцеволы написал Филиппо Амадеи, композитор и виолончелист на службе у кардинала Оттобони.
Странное дело, как он мог хотеть свергнуть Генделя, когда его оперы ставились чаще генделевских? Бонончини тоже был царём и богом, но в своё время, Гендель моложе и объективно его музыка со временем вышла на другой уровень, но это закон времени. Так же и оперы Генделя позже уступали место работам более прогрессивных мастеров. Судя вашей логике, так Пепуш со своей "Оперой нищего" был ещё более велик и могуч нежели Гендель.
"оперы Бонончини по числу постановок в 1720-28 годах были на призовом месте (то есть там их было не только больше, чем Генделевских, но и больше, чем всех остальных, вместе взятых)" Остается только теряться в догадках, почему такой интересный композитор практически канул в Лету и его красивая музыка столько лет не звучала вообще. Но нам повезло. Спасибо за выкладку!
Не знаю, что, собственно, приведенный отрывок доказывает или опровергает. Во всяком случае, в нем нет ничего, что могло бы свидетельствовать о каких-то "гадостях", которые другие композиторы чинили Генделю. К тому же Г., как то широко известно, сам обладал достаточно нелегким характером и при этом был весьма предприимчив и оборотист, так что представить его в качестве бедной овечки у меня как-то не получается.
Чисто музыкальное соперничество было вообще в духе времени (особенно в Англии), и общество с удовольствием его подогревало. Вспомнить хотя бы "Суд Париса" (1702 или около того), для которого писали музыку Экклз, Даниэл Перселл, Уэлдон и Фингер; Фингер, заняв последнее место, вообще уехал на континент. Театральные войны тоже были в порядке вещей. Так что ничего экстраординарного во всей это ситуации с Генделем и его оппонентами не было. Там даже больше было настоящих скандалов с Куццони и Бордони, если вы помните. Тут действительно получилась свалка и мордобой. Кхм-кхм.
А вообще, по моему мнению, относиться к тем или иным композиторам исходя из того, как они себя вели в частной жизни - все-таки путать божий дар с яичницей. К слову сказать, тут бы Генделю тоже досталось. Недаром его прозывали charming brut)
Начинать копаться в биографиях композиторов на предмет наличия нелицеприятных фактов лучше даже не начинать, очень долго музыкальная общественность старательно зачищала биографии творцов от неприглядных историй, последнее время в связи с некоторыми подвижками в отношении прав различных меньшинств есть тренд на копания в постелях деятелей различного рода. Оно вам надо? Слушайте музыку, а не зачитывайтесь пошлятиной.
Ну, я вот, например, слушаю Джезуальдо, который жену с любовником заколол ) и был, без сомнения, душевно болен плюс ко всему. Он, правда, далеко не самый мой любимый композитор, но вовсе не по этим названным причинам. Про Страделлу, который в целом вел довольно сомнительную жизнь и был замешан в мошеннических проделках, я вообще не говорю, ибо семечки.
При этом в гениальности не откажешь ни тому, ни другому. Все-таки человек существо довольно сложное и одним аршином его с ног до пят не измеришь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".