Из десяти сонат Скрябина (1892-1913 гг.) только первые четыре отвечают традиционным представлениям о жанре – это многочастные сочинения. Остальные шесть (начиная с 1907 г.) – произведения одночастные, в них нет указаний на тональность. Композитор стремился передать в музыке душевный порыв, томление, восторг. Порой состояние души, выраженное в звуках, столь неоднозначно, что его трудно описать. Подобные ощущения сменяют друг друга быстро и внезапно, и эпизоды, построенные на нежном, «прозрачном» звучании, как правило, резко обрываются мощными аккордами и пронзительно острыми гармониями.
Первая соната — fis-moll, op. 6, написана в 1892 году в Москве, впервые была исполнены самим автором в 1894 году в Петербурге. Программа этой сонаты во многом связана с личными переживаниями и философскими исканиями композитора тех годов: «...в 20 лет развившаяся болезнь руки. Самое важное событие в моей жизни. Непреодолимое препятствие к достижению желанной цели — блеска, славы. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге. Сочинение первой сонаты с похоронным маршем». Соната порывистая, взволнованная, трагическая, условно её можно связать с романтизмом (влияние Шопена). Вторая соната была начата в 1892 году, закончена в 1897. Первую часть автор написал в Италии, вторую — в Крыму. Впервые исполнена автором в Париже 1896 года. За эту сонату Скрябину была присуждена премия им. М. И. Глинки. Программа 2й сонаты связана со столь любимым композитором морем. «я так люблю море и так стремлюсь к нему. Вот где простор, и не говоря уже о бесконечности красок и форм». Первая часть, Andantе, прозрачна, воздушна, наполнена игрой бликов; Вторая, Presto — бурная, порывистая, беспокойная. Сопоставление крайних состояний — в этом она предвосхищает одну из характерных черт позднего Скрябина . Третья соната была написана в 1897-98 годах и явилась кульминацией раннего периода в творчестве Скрябина. Это монументальное и очень цельное произведение: все его четыре части связаны интонационно, а две последних следуют без перерыва. Главная идея сонаты – становление человеческого духа в испытаниях. К Третьей сонате, котрую композитор называл «Состояния души» (Etats d'ame), как нельзя лучше подходит скрябинское изречение: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи». 1. душа свободная, дикая, страстная (Allegro drammatico); 2. душа, утомленная страданиями;она нашла мнимый, кратковременный отдых. (Allegretto); 3. душа полна любви, грусти, неизъяснимых дум. (Andante); 4. в борьбе и буре стихий бьется в упоении душа (Presto) Героическая патетика первой части сменяется пружинистым и изящным Скерцо, божественной красотой третьей, медленной части, чтобы с новой силой выразиться в стремительном финале, который венчается победными фанфарными возгласами. Четвертая соната является, безусловно, самой популярной и часто исполняемой из сонат Скрябина. Она компактна и целеустремленна – две части следуют без перерыва, и в таком контексте первая часть может восприниматься как медленное вступление. Содержание сонаты Скрябин описал в отдельной программе, в ее основе – мечта о далекой звезде, стремление к ней и, наконец, достижение (безусловно, в образно-метафорическом смысле). Мастерски передана трансформация основной темы: от начальной зыбкой, едва оформившейся мечты до ослепительно ликующей кульминации в коде сонаты («Я пью тебя, о море света!» - пишет Скрябин в программе об этом моменте). Интересно также отметить, что в цвето-звуковой гамме Скрябина Фа-диез мажор соответствует ярко-синему цвету (как впоследствии выяснили астрономы, это цвет самых горячих звезд во Вселенной). Среди шедевров фортепианной музыки всех времен особое место занимает Пятая соната Скрябина – самое вдохновенное из его фортепианных творений. Соната равно уникальна своей новаторской техникой (Святослав Рихтер как-то в беседе назвал ее самым сложным для исполнения фортепианным опусом) и богатейшим эмоциональным содержанием – от нежнейшего томления до творческого экстаза космических масштабов. Сонату предваряет стихотворный эпиграф, выбранный Скрябиным из его программы к «Поэме экстаза»: Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья Вы, утонувшие в темных глубинах духа творящего, Вы, боязливые жизни зародыши, Вам дерзновенье я приношу! Пятая соната Александра Скрябина – это ослепительно радостный гимн творчеству и фортепианному искусству. Шестая соната открывает ряд скрябинских сонат позднего периода. Для всех этих сонат (№№ 6-10) характерна сложность гармонического языка, далекая от классических тональных схем, прихотливость ритма, многоплановость и символичность образов. Любопытно, что Скрябин в этих сонатах начинает писать свои все более изощренные и детальные исполнительские указания по-французски (вместо общепринятого итальянского), видимо, находя этот язык более созвучным своим идеям. Основу шестой сонаты составляют три сферы образов: начальный «императивный» возглас, как символ непостигаемой, высшей воли; зыбкая, устремленная ввысь побочная тема, обрастающая под конец таким количеством голосов и подголосков, что пианист вынужден распределять одновременно до семи (!) голосовых линий в двух руках; и образ импульсивного, мрачного танца-полета, красноречиво описанного автором («рождается ужас, он пронизывает исступленный танец»). Шестая соната является одним из самых загадочных и философских произведений Скрябина. Седьмая соната является, безусловно, самой яркой из поздних сонат Скрябина. Ее обжигающие эмоциональные контрасты и невероятная интенсивность экспрессии для многих кажутся сверхчеловеческими (известен факт, что великий В. Софроницкий никогда не играл эту сонату на сцене – боялся, что потеряет сознание). Седьмая соната тесно связана с замыслом «Мистерии» - грандиозного музыкального действа, которое, по задумке Скрябина, должны были исполнить все люди мира. Так, начальная тема сонаты соотносится с колокольным звоном, который должен был возвестить о начале «Мистерии», в рабочих материалах для «Мистерии» были и побочная тема сонаты («бесплотная материя») и заключительная («звездная пыль»). Чрезвычайно эффектно окончание сонаты: бурное развитие завершается аккордом-взрывом из двадцати пяти звуков, и из его послезвучия почти с осязаемой наглядностью рождаются ростки новой жизни. Написанная в 1913 году. Восьмая соната, названная "Белой мессой" — самая крупная среди поздних скрябиновских сонат, наиболее радикальная с точки зрения экспериментов в гармонии. В основе — семизвучный аккорд, родственный знаменитому «прометееву», а полифонизированость ткани доведена до предела. Девятая соната имеет мрачное название "Черная месса". Таинственные тревожные зовы, неясные томления и разгул тёмных сил в девятой рождает многоплановую фантасмагорию: "Бормочет чёрная сатанинская месса и серою брызжет в поднебесье, где обожжённые ангелы спрятаны, а к ним отовсюду пламя подкрадывается. Слышишь — гулы, глухие удары — земля распахнулась и чёрные в чёрном с факелами и поют о чём-то, что-то выкрикивают в угаре и стена огня надвигается маршем в будущее из вчерашнего..." Десятая соната считается самой светлой из всего цикла скрябинских сонат. Написана она была в небольшом городке Алексине на берегу Оки, где созданию произведения способствовала красота благоухающей русской природы. В сонате органически слились неизъяснимая в своей таинственности «земная» поэзия лесной тишины и трепетный восторг перед гармонией мироздания. В произведении всё исполнено радостных ощущений всета и пространства, звонов расцветающей жизни, всё перешептывается и перекликается между собой.По сравнению с другими сонатами Скрябина, музыкальный язык этой сонаты — более светлый, прозрачный, форма — яснее, чувствуется бОльшая определённость мелодических линий. Композитор часто сопоставляет звуки крайних регистров, использует красочные эффекты тремолирующих звучаний и нежно журчащих трелей.
Игорь Жуков советский и российский пианист и дирижёр (родился в 1936 году). Его талант
формировался под влиянием Генриха Нейгауза и
Эмиля Гилельса. В концертном репертуаре Жукова Александр Скрябин
занимает значительное место. С первых своих концертных выступлений
пианист постоянно обращался к творчеству композитора, что
было высоко оценено критикой: «Музыка Скрябина обладает своим
исполнительским секретом, благодаря которому воспроизведение ее,
конгениальное авторскому, становится труднейшей проблемой. Игорь Жуков
достигает главного – создает могучий эмоционально психологический
подтекст исполнения, неотделимый от скрябинской поэзии и драматизма.
Ценой отказа от внешней виртуозности он проникает в заповедный мир
скрябинских порывов и трепетной ритмической импровизации».
CD 1 Соната для фортепиано № 1 фа минор, op.6 (1892) 01 I. Allegro con fuoco 02 II. (Ohne Bezeichnung) 03 III. Presto 04 IV. Funebre Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия) соль-диез минор, op.19 (1892-1897) 05 I. Andante 06 II. Presto Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор "Состояния души", op.23 (1897-1898) 07 I. Drammatico 08 II. Allegretto 09 III. Andante 10 IV. Presto con fuoco
CD 2 01 Фантазия для фортепиано, Op. 28 (1900) Соната для фортепиано № 4 фа-диез мажор, Op. 30 (1903) 02 I. Andante 03 II. Prestissimo Volando 04 Соната для фортепиано № 5, Op. 53 (1907) 05 Соната для фортепиано № 6, Op. 62 (1911-1912)
CD 3 01 Соната для фортепиано № 7, op.64 "Белая месса" (1911-12) 02 Соната для фортепиано № 9, op.68 "Чёрная месса" (1911-13) 03 Соната для фортепиано № 10, op.70 "Трели" (1913) 04 Соната для фортепиано № 8, op.66 (1912-13)
Дорогие погруженцы! На подходе - рипы 11 пластинок с Жуковым (FLAC). Нужно некоторе время, чтобы залить 1.4 Гб на мейл.ру Готовьте дисковые закрома на своих компах!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".