Этот удивительный концерт был записан частным образом на видео, поэтому
качество звука еще то. Судя по описанию, само видео представляет крайне
затемненную съемку с далекого расстояния из одного положения, без наплывов,
показа рук, лица и т.д. Так что, думаю, в этом отношении немногое теряется.
Аудио вариант слушать можно и нужно обязательно. Рихтер играет горячо, моментами
прям «взвинчивается» как в старые добрые времена. Бах просто виртуознийший, взрывной,
«без рамочек» и оглядок - Гульд такого никогда бы не признал. Если в Сонате СТР
еще как-то сдерживается, еще есть какой–то барьер между ним и материалом, то
обе Токкаты гениально «лепятся» на раз, в едином порыве, с огромным подъемом и
вдохновением, пианистически почти идеально. Маэстро, как только чувствует
малейшую возможность дать выход своему темпераменту, сразу «идет (вернее,
кидается) на «вы» и это- почти везде. Даже в медленных разделах далеко не созерцание, и уж подавно не
медитация – скорее роздых; удав лишь на время ослабляет свои кольца. «В жизни артиста
бывают минуты когда он стремится к цели подобно стреле выпущенной из лука, и
все усилия остановить его в этот момент тщетны…» Эта цитата из Островского,
которого Рихтер,кстати, любил, подтверждает наличие цели – не «когда загремят ножами и вилками и скажут
закуска готова», а новый бросок к звездам. Завершающая 1-е отделение Фантазия с
– одна из любимых Рихтером пьес последнего периода, буквально стирает в порошок
зал, как когда-то 1-я часть 32-й Бетховена, «Революционный» этюд Шопена, «Дикая
охота» Листа – (все, заметьте, в до-миноре). Это ж надо суметь – в такой пьесе!
А Брамс! «Осенние» откровения «сумрачного германского гения», неторопливые
«раздумья перед дорогой ТУДА», в рихтеровской сиюминутной подаче становятся
вдруг монологами неприкрытой страсти. «Мечты кипят!» И не только кипят, но и
летят искрами, и буквально ослепляют каждого в завершающем концерт до-мажорном
Интермеццо из 118-го опуса, сыгранном с гипертрофированной виртуозностью
(«арка» с Фантазией Баха!).Вообще мне кажется, что это исключение, редкость,
когда С.Т. вот так разошелся по-старому. Таких «победных оргий» у него дальше
уже почти не будет, ну разве что в виде отдельных фрагментов. По-видимому, пришло
время окончательно «опомнится в тиши своих путей» (Гумилев).И большинство
концертов последнего периода (те которые я знаю), будут скорее давать повод
говорить о новом «позднем Рихтере», чем вспоминать прежнего. Хотя и в них- бездна удачного и прекрасного.
Спасибо огромное! Это действитеьно замечательная запись - не часто у мастера случались столь страстные трактовки! Завораживает так, что забываешь про все.
Браво, Владислав! Вполне согласен с вашей оценкой игры Рихтера, а первую пьесу СТ выбрал правильно, чтобы разогреться и войти в атмосферу концертного зала (а нам это помогает адаптироваться к жёванному звуку). Гадаю, в чем причина такого успеха Рихтера именно в этом концерте (по сравнению с другими, близкими по времени и даже географически) - может ли быть, что зал в этот раз, не по обычаю Рихтера тех лет, был большим, и это как бы "завело" его и заставило вспомнить былые времена? Особая благодарность за две пьесы, которых до этого в моей Рихтериане вообще не было: Токкату соль минор и за совсем уж долгожданную редкость, Интермеццо си бемоль минор из ор.117.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".