Забавно то, я бы сказал: симптоматично, что этим сочинением, название которого так ненавистно большинству людей, машет дирижёр - еврей по национальности.
Здесь это, похоже, символ из Древней Индии. А под ним текст на санскрите. Свастика кочевала тысячами лет по многим древним религиям, а впервые замечена еще как орнамент эпохи палеолита. В левостороннем варианте нередко использовалась в православной орнаментике.
Симфония написана в 1919-20 годах, то есть до того, как символ свастики был использован нацистами, так что как евреи, так и другие народы могут со спокойной душой исполнять эту музыку.
Что касается исполнения Вагнера в Израиле - это вопрос не такой уж простой. С одной стороны, есть музыканты и любители музыки, которые, в основном, не имеют ничего против музыки Вагнера. К большим поклонникам его музыки относится и ваш покорный слуга. С другой стороны - есть люди, пережившие войну и концлагеря. А, как известно, под музыку Вагнера людей отправляли в газовые камеры. И музыка Вагнера в Израиле не исполняется именно из уважения к этим людям. Думаю, они имеют на это право.
Среди выдающихся исполнителей Вагнера евреев действительно немало, начиная с Малера и его учеников - Вальтера и Клемперера. Думаю, это обьясняется тем, что нельзя однозначно отождествлять произведение искусства с личными качествами его творца. На эту тему есть гениальное стихотворение Пушкина:
"Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он..." и т.д. - прошу обратить особое внимание на две последние строки.
Вагнер был не только антисемит. По мне, как человек он был просто полное ... скажем мягко, по Пушкину - ничтожество. Или, если подойти с другой стороны, патологический эгоцентрик, ни в грош не ставивший других людей - вне зависимости от национальности, и не считающий себя связанным никакими моральными обязательствами перед ними. Но он писал гениальную музыку. И оказал огромное влияние на дальнейшее развитие музыки. Вот, собственно, и все.
Разрешите солидаризироваться с солидарностью! Сам не раз приводил в беседах такие доводы. Караян – другой пример пренеприятного немца с немалыми заслугами перед музыкой.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".