Несмотря на то, что составители обозначили это собрание как полное, здесь нет, судя по каталогу "DSCH", только "Семи обработок финских народных песен", а остальное представлено в достаточно неплохом звуковом оформлении.
CD1:
1-2. Два романса на слова М. Лермонтова. Соч. 84 3-6. Четыре романса на слова Е. Долматовского. Соч. 86 7-10. Четыре монолога на слова А. Пушкина. Соч. 91 11-14.Четыре греческих песни 15-19. Пять романсов на слова Е. Долматовского. Соч. 98 20-25. Испанские песни. Соч. 100
CD2:
1. Предисловие к Полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия. Слова и музыка Дмитрия Шостаковича. Соч. 123 2-6. Пять романсов на слова из журнала «Крокодил». Соч. 121 3-9. Семь стихотворений Александра Блока. Соч. 127 10-15.Шесть стихотворений Марины Цветаевой. Соч. 143 16-19.Четыре стихотворения капитана Лебядкина. Соч. 146
CD 3:
1-2. Две басни И. Крылова. Соч. 4 3-8. Шесть романсов на слова японских поэтов. Соч. 21 9-12. Четыре романса на слова А. Пушкина. Соч. 46 13. Песня Офелии из музыки к спектаклю "Гамлет" 14-15.Баллада Корделии и Песня шута из музыки к спектаклю "Король Лир" 16-21.Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса и У. Шекспира. Соч. 62/140
CD 4:
1. "Песня о встречном" из фильма "Встречный" 2. "Девичья ласковая" из фильма "Первый эшелон" 3. "Заря встаёт" из фильма "Встреча на Эльбе" 4. "Песня мира" из фильма "Падение Берлина" 5-6. Две песни на слова М. Светлова ("Колыбельная”, "Фонарики”). Соч. 72 7. "Были поцелуи..." на слова Е. Долматовского. Б/н соч. 8. «Весна, весна...» на слова А. Пушкина. Соч. 128 9-13 «Сатиры» («Картинки прошлого») на слова Саши Черного. Соч. 109 14. «Антиформалистический раёк». Б/н соч.
CD 5:
1-11. «Из еврейской народной поэзии». Соч. 79а 12-22. Сюита на слова Микеланджело Буонарроти. Соч. 145а
Исполнители:
Виктория Евтодьева (С), Наталия Бирюкова (М-С), Фёдор Кузнецов (Б), Михаил Луконин (Бар.), Любовь Соколова (М-С), Людмила Шкиртиль (М-С), Светлана Сумачова (С), Марианна Тарасова (М-С), Константин Плужников (Т).
Юрий Серов (фортепиано), Лидия Коваленко (скрипка), Ирина Молохина (виолончель); Санкт-Петербургский молодёжный камерный хор, хорм. Юлия Хуторецкая;
Спасибо! С "Песней о встречном" интересны различные мнения о ее происхождении. Шостаковича обвиняли в плагиате у Чернявского-Цимбала, в частности, об этом рассказывал А. Ашкенази (текст приведен К. Мейером), а Хентова в своем капитальном труде промолчала на сей счет (оно и понятно, советское издание, да еще и цензура, наверное, не пропустила). Но тем не менее это не помешало песне стать гимном ООН. Да и Шостакович этот мотив еще раз применил в своей оперетте "Москва, Черемушки". Но мне лично нравится цикл из 62 опуса, особенно "Сонет", замечательная вещь. Не знаю точно, но по-моему, впоследствии Свиридов создал под влиянием этого цикла свои песни на слова Бернса. Возможно так и есть, ведь в цикле даже есть песня "Дженни", посвященная Свиридову.
Да, вполне вероятно. Только потом Свиридов с Шостаковичем всё-таки разошлись по идейным соображениям: когда Георгий Васильевич написал "Патетическую ораторию", Шостаковичу она явно не понравилась. Свиридов в пылу сказал: "Ну, что поделать!.. Кому-то нравится Маяковский, кому-то Долматовский" (последнего он не любил).
Да никаких, в общем-то, идейных соображений особо не было. Просто раннее творчество Свиридова было несколько под влиянием Шостаковича, и резкий свиридовский поворот в сторону вокального был, своего рода, бегство от довлеющего инструментального а-ля Шостакович стиля, из под которого не многие композиторы в то время могли выбраться.
Она издавалась на отдельном диске вместе с ораторией С. Прокофьева "На страже мира". Точно помню, что на сайте она есть в записи с участием Юрия Темирканова. Сейчас дам ссылку.
Если сравнивать эти две оратории, то "Песнь о лесах" и рядом не стояла с очень талантливой работой Прокофьева "На страже мира". Одни вдохновенные, чисто прокофьевского разлива, мелодии чего стОят.
Позволю себе не согласиться с мнением о прямом влиянии Шостаковича на Свиридова. Я очень люблю ДДШ -- особенно в симфониях, но и многие песни тоже, но Свиридова тоже полагаю гением, пусть в своей относительно узкой области. Цикл на слова Бернса по-моему абсолютный шедевр, много интереснее цикла ДДШ на стихи английских поэтов. А Патетическая оратория, соответственно, намного интереснее музыкально, чем Над родиной солнце сияет. Впрочем, Песнь о лесах ДДШ - великолепная музыка, даром что там в стихах о Сталине. А Леди Макбет - гениальная опера. Свиридов так на оперу и не размахнулся. Не осилил, не поднял
Да никто и не говорит о его прямом подражании. Если, к примеру, посмотреть свиридовскую сонату или его партиты для фортепиано, то видим достаточно самобытный музыкальный почерк, несмотря на отдельные аллюзии и интонации из форт. Шостаковича. С конца 40-х годов Свиридов уже стал сам по себе, со своей яркой индивидуальностью. Просто, по всей видимости, Свиридов счел дальше не развивать чисто инструментальную сферу из-за возможного повторения найденного Шостаковичем своего ярчайшего симфонического инструментально-концертного языка. Ну а насчет опер, я думаю, Свиридов тем более не пошел бы по этому жанру, зная, какая судьба оперного сочинения ожидала бы, глядя на своих коллег по цеху да и вообще неплохо ориентируясь в те времена.
Е. Власова в своем сочинении о "1948 г." вообще без обиняков пишет, что уход Свиридова в "вокал - это прямое последствие "постановления". Выходит, от него и польза была? Ведь именно в этой сфере Свиридов - несомненный гений.
Удивительнее всего те первые романсы Свиридова на стихи Пушкина. "Одним ударом" 19-летний юноша стал рядом с Мусоргским. Можно, конечно, говорить, что более поздние вокальные произведения Свиридова "мастеровитее" - но и "Отелло" с "Фальстафом" Верди "мастеровитее "великой триады"... но самыми популярными у Верди всегда были и будут именно "Риголетто", "Травиата" и "Трубадур"... Так и у Свиридова.
С художественной стороны записи веьма средние, увы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".