Набукко - Джанджакомо Гуэльфи (Giangiacomo Guelfi) Абигайль - Елена Сулиотис (Elena Souliotis) Захария - Николай Гяуров (Nicolai Ghiaurov) Измаил - Джанни Раймонди (Gianni Raimondi) Фенена - Глория Лейн (Gloria Lane) Анна - Мирелла Фьорентини (Mirella Fiorentini) Абдалло - Пьеро де Пальма (Piero de Palma)
Верховный жрец - Джованни Фояни (Giovanni Foiani)
Хор и оркестр театра Ла Скала, Милан Дирижер - Джанандреа Гавадзени (Gianandrea Gavazzeni)
"Живая" запись была сделана 7 декабря 1966 года; довольно хорошего качества. Если я не ошиблась, то это единственная запись Джанджакомо Гуэльфи в партии Набукко. Если ошиблась - прошу поправить.
На "Погружении" уже есть одна запись "Набукко" с Сулиотис, пусть будет и вторая. Тем более, здесь Гуэльфи и Гяуров... К сожалению, исходник найти не удалось, поэтому формат только сжатый.
Большое спасибо! И присоединяюсь к Вашей "особенной привязанности" к великому баритону. Мало певцов сравнимы с Гуэльфи по мощи и красоте звука. Ну, например здесь: https://www.youtube.com/watch?v=aFiG-11BxdQ или https://www.youtube.com/watch?v=IkXKjn2DPJ0 И как странно было, что его уход 8 февраля 2012 был почти не заметен. Особенно на фоне вселенской скорби спустя три дня, когда скончалась Уитни Хьюстон, конечно очень очень милая дама. Но. Или недавние мероприятия по поводу певца, ну никак не сопоставимого с Гуэльфи по масштабу дарования.
По мощи - да. По красоте звучания - пардон. Всю жизнь орал. Ни кантилены, ни кантабиле, ни легато хорошего - ничего этого не было. Где надо скандировать и орать - тут он тепим. Скарпья, к примеру и похожие на него типажи. Кстати, это баритон, оттого что орал на середине, как раз и не имел того, что я перечислил выше. И ещё я забыл про низ, который у него тоже отсутствовал. Есть у меня он в "Лючии ди Ламмермур" - тут как раз надо петь, петь и петь! Увы, увы, увы!!..
Не могу согласиться с такой оценкой. Но давайте введем определения. Что значит "орал"? Если под этим понимать "пел крупным, ярким и мощным" готов согласиться, хотя такое определение не кажется мне корректным. Упрекать человека в том, что у него был огромный по силе звука голос? Странно. Никакого же насилия над своей голосовой природой и попыток выжать из себя больше звука, чем умеешь, я у него не слышу (а это, увы, не редкая болезнь баритонов). Кстати, о Лючии. Я разговаривал с людьми, которые в 1964 слышали как он спел в Москве на репетиции Cruda funesta smania, но сам себе не понравился, и тут же уехал обратно в Италию. Ничего подобного в жизни они не слышали! Можно отнести эти незадокументированные истории к преувеличениям, но обратимся к известному рассказу "Римская опера" Ираклия Андронникова, Как он воспринял пение Гуэльфи в Андре Шенье и как его воспринимала публика. Можно послушать его живые записи. По счастью они есть. Вы думаете безумные бесконечные овации в них сфальсифицированы? Восторженных отзывов можно привести много, ну, например: "Посмотрите на этого льва на сцене (фото Гуэльфи в «Набукко»). Гром и молния бледнеют по сравнению с ним! Априле Милло, сопрано". Полагаете все эти люди ничего не понимают? Или лукавят? Я очень высоко ценю Ваше мнение, но думаю, что у Вас просто "не сложились" отношения с этим грандиозным певцом. Так бывает. У меня вот несложившихся отношений масса. Понимаю, например, что Хворостовский замечательно выученный вокалист, но мне его слушать скучно. Или, скажем, Иван Петров - великий бас, но Александр Пирогов мне куда интереснее, в "Борисе", да и вообще. Кстати, может стоит послушать Гуельфи еще, без предубеждения? Надеюсь, удастся услышать ещё и кантилену и легато.
Леонид! Я вот люблю пение далеко не безгрешного Джанни Раймонди, но признаю его недостатки. Вы же не хотите слышать у Гуэльфи недостатков. "Орать" - это в моей трактовке пение в одном нюансе "Forte-Fortissimo!!!" От этой манеры у Гуэльфи еле слышные низы, натужность в пении и, как следствие, неровность диапазона его баритона. Для меня идеал звучания плотного баритона - Бастьянини,Гранфорте,Руффо,Каппуччилли,Протти. Увы, с ними в умении петь и в ровности диапазона Гуэльфи не тягаться ну даже с огромной натяжкой! А это были голоса вовсе не маленькие, а большие, плотные голоса!!!! В Москве его дирижёр выставил, когда на репетиции Гуэльфи спел фальшиво. (Замечу в скобках, что при такой силовой манере фальшивые ноты вовсе не случайность уже при малейшем недомогании). Большие баритоновые голоса я слыхал в своей жизни, поверьте мне, Да и в записи их навалом. Тот же Галеффи обладал огромным голосом, но проорал его и возвращение его на сцену было нелёгким. Сила звука - это хорошо, конечно, не не главное. Ханаев обладал голосом большущим, но я не люблю его слушать, предпочитая ему Нэлеппа. Долго на эту тему рассуждать нет сил, но все могут ошибаться. А русские слушатели - особенно. У нас, у русских, под словом "прекрасно" зачастую надо понимать "очень громко". Культура пения у нас, увы, не самая сильная сторона. Что касается Гуэльфи. У меня немало опер с его участием. Будут время и желание - выложу какие-то. Только что послушал-освежил "Cruda funesta smania" с Гуэльфи, Каппуччилли, Херля и Бастьянини. Херля, хоть это уже 1997 год и голос его уже не тот, что прежде,но он грандиозен:мастерство всё ещё невероятное. Голос нигде не "западает" в звучности. Хуже все - Гуэльфи. По всем статьям. Как-нибудь я выложу Cruda funesta smania для сравнения в исполнении этих и других баритонов.
Мне кажется, что полностью идеальных певцов нет в принципе. Но когда говоришь о тех, которые нравятся, то хочется больше об их достоинствах, чем о недостатках. Не вполне корректное сравнение, но не стал бы ругать отличного писателя, если он пишет не очень хорошие стихи. Не имею подтверждения Вашей версии его путешествия в Москву и обратно. Сам не присутствовал, поэтому могу говорить только о мнении людей, которым доверяю. Вы были на той репетиции? Категорически не могу согласиться с тем, что у него в голосе только одна краска. Конечно, если говорить о Тоске, то где ему (или другому баритону) найти в партитуре лирику и пение меццо-воче? Или в Девушке с Запада? Или в Сельской Чести? В Ужине Шуток? Ищите, например, в Due Foscari. Зато его необъятный великолепный голос (например, КовентГарден 1958), без малейших усилий звучащий над хором и оркестром в «Те Деум», мне кажется лучшим воплощением замысла Пуччини. Позвольте еще цитату: «Голос Гуэльфи вполне соответствовал широте его натуры, его открытости и душевной щедрости. Он органически неспособен был быть мелким, и это, с одной стороны, придавало всем его ролям эффектность, масштаб и величие, с другой – назвать его самым утончённым певцом и мастером полутонов, конечно, было бы трудно. Гуэльфи был приверженцем масштабного вокального письма, широких мазков и выпуклых, ярких красок. «Если и было слово, которого Гуэльфи не знал в применении к пению – это “экономность”», - так выразился Андреа Фазоли, . Гуэльфи дарил себя слушателям со всем присущим ему размахом, не считая нужным мелочиться. «При этом он, обладая прекрасной вокальной техникой, очаровательно пел пиано и мецца-воче и отсутствием вокальных нюансов никогда не страдал, хотя некоторые критики и пытались его в этом упрекнуть, вроде Родольфо Челлетти, чьими излюбленными мишенями были Бастьянини и Гуэльфи, оба обладатели крупных голосов и исполнительского стиля в духе Титта Руффо.» Предлагаю Вам послушать Гуельфи побольше. И поразнообразнее. Резюмируя, я предлагаю все же оценивать певцов по их лучшим работам, в тех партиях, которые больше соответствуют их темпераменту и голосовым возможностям. Вот взять Монсеррат Кабайе. У нее столько, как мне слышится, чудовищных по музыкальному воплощению записей, что если оценивать эту замечательную певицу по ним… Но, наверное, стоит по её лучшим Доницеттиевским героиням (не Лючия, конечно же!). И даже у Доминго с одной стороны есть ряд вполне добротных работ, не оценивать же этого «короля пения» (как у нас его любят величать в ТВ) по последним теноровым и тем более новым «баритоновым» записям. Ну и напоследок скажу, видимо, то что Вам покажется кощунственным. В Пиковой даме Ханаев (в одной из записей, другая похуже) и Анджапаридзе мне намного интереснее, чем вылизанное и складненькое пение Нэлепа. Это все-таки трагическая музыка. Не верю, что Герман Нэлепа мог закончить жизнь в психушке (по Пушкину). Или застрелиться по Чайковскому. Подчас слушая музыку готов простить какие-то вокальные огрехи ради воплощения Музыки. Если это не самодеятельность,то есть, в разумных пределах погрешности. Правда, эти пределы у всех разные. Если выложите еще Гуельфи - буду премного благодарен.
Вы, как мне кажется, напрасно написали столько букв. Зачем-то сюда присовокупили Кабалье и престарелого Доминго. Алексей писал вам не о том, что у кого-то есть удачные и неудачные исполнения и записи, а том что является основным качеством конкретного вокалиста - Гуэльфи. А качество это - ор. И с этим фактом ничего сделать нельзя. Что бы он ни пел это просто однообразный и надоедливый крик не слишком красивого тембра. Для сравнения, дель Монако тоже можно упрекнуть зачастую в не слишком большом внимании к нюансам, но при этом дель Монако обладал голосом невероятной красоты и ровностью звучания. Да и партии он пел в основном те, где нужны (вернее возможны) широкие мазки в звуковой палитре - Отелло, Канио, Шенье, Радамес. Гуэльфи же пел от белькантовых партий до Эскамильо и пел все одинаковой манерой, пытаясь вероятно "переорать" в своем воображении Руффо или Беки. На мой взгляд без особого художественного результата. А что касается ссылки на аплодисменты, не думаю, что это можно считать сколько-нибудь убедительным аргументом. Публика часто горячо аплодирует очень сомнительным с музыкальной точки зрения исполнениям. Что этому причина это отдельный разговор. Пение 70летнего Доминго оставим без комментариев, а вот на счет "чудовищных записей" Кабалье хотелось бы узнать поподробнее.
Да, я тоже взволнован чудовищными записями Кабалье. Писаться в студии она перестала в 1984, не на пике формы, но в состоянии более чем убедительном. Есть не очень достойные ее записи с точки зрения художественной интерпретации - с точки зрения вокала нет, если говорить о студии (хорошо, кроме Лючии). Официальных же ее записей с Коляшей и прочего позора нет.
Попытаюсь минимумом букв. "С этим фактом" - попробуйте послушать другие записи. "надоедливый крик не слишком красивого тембра"? Это даже комментировать не вижу смысла. Для меня Гуельфи в лучших партиях достигает убедительного художественного воплощения. Про Кабайе Вам ответил Алексей. Послушайте ее Лючию. Никакой правильный вокал не искупит бессмысленное пение. Насчет публики в принципе согласен с Вами, хотя в Наполи, Парме она искушена традициями хорошего пения. См. воспоминания великих. Про Доминго ссылался не на последние теноровые, тем более баритоновые спектакли. Абсолютно с Вами согласен, что их комментировать было бы смешно. В диалоге с Алексеем мы все время немного расходимся - я пишу об исполнении, а он больше о технологии пения. И я готов с ним согласиться, но пишу о другом. С технологией у Кабайе все в порядке, но слушать ее при этом можно далеко не всегда. Монако, кстати, тоже не всегда интересно.
В Лючии с Кабалье гениально поет Каррерас. Мне этого вполне достаточно. Ответ Александра меня мало интересовал, поскольку вопрос был адресован вам. К тому же, как мне кажется он ответил вам, а не мне. И еще, вы предложили оценивать артиста не по провалам, по его достижениям. что по сути правильно,так вот достижения Кабальае и того же Доминго как во многих частностях, так и в целом несопоставимы с достижениями Гуэльфи. Сколько было вокалисток в поколении Кабалье равных ей? Сколько было теноров в поколении Доминго равных ему? Ну и сколько было баритонов сопоставимых с Гуэльфи? Ответ очевиден.
Спасибо, что у нас есть общая позиция по критерию оценки певцов - по верхней планке. Конечно, и эти оценки часто не совпадают. Например, после великих Эдгаров прошлого я не могу считать пение Карераса в этой партии гениальным. К достижениям Доминго можно отнести то что он перепел все что можно было (и что ему вряд ли стоило). Он заместил Корелли и это повод для сравнения. Он был очень надежным и всеядным певцом. Очень удобно интендантам театрам, но вот слушателям? Тем, кому было с кем сравнивать. Кабайье бесспорно выдающаяся вокалистка, но как оперная артистка? Я вовсе не о ее гигантских формах, а о фразировке и создании образов. При этом поразительная Лукреция, Мария итд. Гуельфи, конечно, не универсальный певец, но целый ряд созданных им образов мне представляется очень точным попаданием в замыслы авторов. А та лавина звука, которую он извлекает без всякого нажима (категорически не согласен, когда это называют "ором") вызывает чисто физиологическое удовольствие, как пение Корелли, Пертиле, Джильи, Бастьянини, Пазеро, Паоли (Антонио)
Леонид! Так много я писать не могу по целому ряду причин, как личных (глаза ни к чёрту), так и по той причине, что Константин (19,22) и Александр (20) привели доводы, под которыми я подписываюсь безусловно. Что касается Ханаева и Нэлеппа. У Нэлеппа Герман - интеллигентный человек, белая кость. У Ханаева (да ещё с орфоэпией, выдающей его крестьянское происхождение) - мужик, солдафон. Не могу себе представить Германа таким, каков он у Ханаева. Нэлеппа в "сладеньком" пении обвинить никак невозможно: в известной сухости - да. Кстати, некоторой "сухости" и самого голоса, его тембра (на мой слух).
Я тоже постараюсь кратенько. Нэлепп как вокалист мне кажется выше Ханаева. Но петь Германа без нерва, без уже застрявшего в его голове сумасшествия, наверное, нельзя. Про сухость совершенно с Вами согласен. Я там написал не "сладенькое", а "складненькое", то есть, все продуманно, но не живое. Доминго Германа тоже, хорошо подготовил, но какой же ужас получился на выходе! Должен сказать, что Константин меня не убедил, но мне было очень интересно выслушать и его мнение. Александр же о Гуэльфи и не писал вовсе, только о Кабайе.
Первый раз слышу, что Доминго "заместил" Корелли. Из чего следует эта сентенция не ясно абсолютно. Можно с уверенностью сказать, что Корелли такое умозаключение просто оскорбило бы. с другой стороны Доминго во многие партии привнес интеллект, что вообще мало кто из его предшественников демонстрировал. Уж только поэтому он стоит в ряду великих. То, что вам нравится пение Гуэльфи было очевидно с самого начала, только не стоит забывать,что в искусстве "нравится" и "хорошо" это не одно и тоже. Та "лавина звука" которая вам доставляет физическое удовольствие с художественной точки зрения оправдана лишь в редких случаях, в остальном требуется осмысленная фраза, полная оттенков и нюансов. Все это в пении Гуэльфи представлено очень опосредованно и тонет в бесконечной "лавине". В этом отношении Кабалье, например, гораздо выразительнее, даже в Лючии, которая по сути не ее партия вообще. В основе ее манеры лежит аполлоническое начало - красота линий, гармоничность выразительных средств. То, что ей недостает драматизма, не считаю недостатком. Для этого можно слушать Каллас, у которой выразительность шла именно от драматического содержания в роли. Гуэльфи же просто крикун обладавший достаточно зычным голосом в середине, как вам уже не единожды сказал Алексей. Ни каких-то художественных откровений, ни собственно вокальных феноменов он не демонстрировал. Это был один из востребованных вокалистов своего времени. Не более того.
Это легко исправить. См. Рудольф Бинг "За кулисами "Метрополитен опера", АГРАФ, Москва 2001. Исторически сложилось, что многие, если не большинство баритоновых партий - это резкие характеры, часто пребывающие в состоянии злобы,ярости, аффекта. Яркий, крупный звук для таких партий не то что оправдан, но подчас и необходим. Альфио, узнав об измене Лолы будет петь"осмысленные фразы, полные оттенков и ньюансов"? -Увольте! А Елецкого он, слава Богу, не пел никогда. Даже обсуждаемая ария Энрико из первого действия Лючии (если помнить ее текст) - это ария мести! Так что у Гуельфи был материал, где он мог показать свои лучшие качества. Однако предполагаю, что Вы его просто не во всех записях слышали. Можно найти и немного другого Гуельфи. Кабалье "гораздо выразительнее" в Лючии?!!! Убейте меня, не слышу. Недостаток драматизма в пении однозначно считаю недостатком. Даже в в ее замечательном пении Нормы тщетно пытался услышать элементы драматизма в кабалетте после Casts diva. Так написал Беллини! Тщетно. Ни на одном из пяти московских спектаклей, ни на прогоне, ни на генералке. Опера без драмы, без трагедии? Нонсенс. Другое дело, восхищаюсь ее бесконечным дыханием, поразительными деминуэндо итд. Но создать полноценный образ это могло лишь в нескольких партитурах, безусловно в которых она велика. И за ЭТО я ее очень люблю. Не понимаю, почему Вы пишите о зычном голосе Гуельфи только в середине (для баритона, это кстати тоже совсем не недостаток), забывая о его верхах? Почему бы и их не отнести как раз к "вокальным феноменам"? Я не забываю, что хорошо и нравится - это не одно и тоже. Я даже готов согласиться с тем, что Доминго, который Вам нравится, пел когда-то "хорошо", но феноменально, как мне слышится, все же пели другие, до него.
Где вы увидели у меня слова, что мне нравится Доминго? Я просто отдаю ему должное как профессионалу, только и всего. То, что Доминго отчасти пел репертуар Корелли, совершенно не означает,что он его "заместил". С таким же успехом можно вспомнить, что Каллас считала своей наследницей Кабалье. А общего у них разве что инициалы. Что касается Кабалье и Гуэльфи, то либо вы не хотите, либо не можете понять, то мы говорим о разных вещах. То, что вы пишете о злобе и ярости в партиях баритона, может и до некоторой степени справедливо, но тот же Энрико написан в эпоху бельканто, а совсем не веристом. Именно поэтому петь его надо именно как белькантовую партию, с выразительностью присущей музыке этого времени, а не вопить словно это Скарпиа, который в свою очередь не только входит с возмущением в собор, но и например пытается обольстить Тоску и презрительно разговаривает с Сполетой и допрашивает Каварадосси.Для этого и нужны оттенки в голосе, а не просто трубный рев, который вам так понравился в исполнении Гуэльфи в Те Деуме. Что касается драматизма и его отсутствия в пении Кабалье, то здесь вы должны бы вспомнить о том, что есть понятие множественности интерпретационных решений у любого музыкального произведения. Норма может быть и жрицей и матерью и обманутой женщиной итд. Кабалье поет свою Норму и нравится она вам или нет это совершенно законченный образ в ее прочтении, как вокально так и образно-смыслово. У Чиньи, Каллас или Сазерленд другие Нормы. И вы не докажете буквально,что какая-то из из них лучше другой. Гуэльфи же в своих партиях однообразно криклив. Я не могу сказать, что его исполнения это трактовки. Это демонстрация своего голоса. Конечно, голосов такой силы во все времена было не так много, только это качество голоса без всех прочих попросту теряет свой смысл. Альфио, как вы понимаете, в опере не только думает об измене Лолы, там происходит много чего другого. А если баритон поет выходную арию с кнутом, так же как и в дуэте с Сантуццей, а потом еще и ссорится с Турридду и все это одинаковым звуком, то в чем его величие? В том, что ему от природы дан громкий голос? В музыкальном отношении в пении Гуельфи нет ничего выдающегося. Собственно, его особо музыкальным никто и не считал. Громкоглосым - да. В любом случае, дискуссия ходит по кругу и не вижу смысла ее продолжать. Все останутся при своем мнении.
Вы правы. Вряд ли мы договоримся до консенсуса, но со многим в Ваших высказываниях я согласен. С какими-то - нет. Доминго тоже должное отдаю, просто не люблю. Каллас в Норме никак не менее и мать, и обманутая женщина, и жрица, нежели Кабайе, вокал которой в этой опере прекрасен. Но, как мне кажется, образ, созданный Каллас ближе к партитуре Беллини. Впрочем великолепны обе и замечательно, что такие Нормы состоялись. Доминго в буквальном смысле заместил, а не "заместил" Корелли в его репертуаре в Метрополитене, это легко проверите, если захотите. Доницетти, конечно, писал в эпоху бельканто, но при этом был замечательным (и разносторонним) драматургом на оперной сцене. У меня к Вам просьба. Когда-нибудь попробуйте без предубеждения послушать упомянутую Вами арию «Il cavallo scalpita» у Гвельфи, Гобби, Капучилли, Бастьянини, Бекки и других. Спасибо, что уделили мне столько времени.
Сулиотис моя самая любимая студийная Абигайль. Посмотрим какова же она вживую. Ее интерпретация открыла для меня многие красоты этой оперы. Просто космической красоты ее голос достигает в арии Anch´io dischiuso un giorno, совершенно не вызывавшей никаких эмоций в другом исполнении. Спасибо, Оксана, в очередной раз за очередную порцию счастья
Мне кажется, она даже в лучшие годы могла быть сегодня - в блестящей вокальной форме, завтра - в ужасной. Такое сложилось впечатление после знакомства со всеми доступными записями. У меня есть более поздняя живая запись "Набукко", там она великолепно поет. Но увы, качество самой записи таково, что слушать практически невозможно. И кроме Сулиотис там ничего хорошего нет. А здесь все-таки Гуэльфи (моя особая привязанность) и Гяуров... Из-за них и выложила, если честно.
Если говорить о Сулиотис, то лучше не сравнивать - это может оказаться... травматично. Она здесь действительно не в форме, хотя голос еще при ней. Как я уже упоминала, выкладку эту создала не из-за дамы, а из-за двух джентльменов, даже скорее одного. Дело в том, что это ЕДИНСТВЕННАЯ запись Джанджакомо Гуэльфи в партии Набукко, которую мне удалось найти. И я подумала, что на "Погружении" найдутся и другие поклонники этого выдающегося баритона, которым она может показаться интересной. Кстати, совсем забыла добавить эту информацию в описание. Ну, лучше поздно, чем никогда.
Почему вы решили, что я не слышал всех этих баритонов именно в этой арии? слышал и многих других. И в чем заключается мое предубеждение? В том, что я не поклонник безмозглого горлодрания в стиле Гуэльфи?
Я снова не понимаю зачем вы мне повторяете слова Бинга, что Доминго "заместил" Корелли. Он не мог его заместить по той простой причине, что обладал совершенно иным типом голоса и те немногие партии, что у них с Корелли пересекались, типа Радамеса или Шенье, Доминго исполнял совершенно иначе, чем его предшественник. С таким же успехам можно сказать, что штатный тенор Метрополитен - Маккрекен, который пел половину партий в очередь с Корелли тоже его заместил.
А то,что по вашим словам, Доницетти был хорошим драматургом, что в общем довольно сомнительное утверждение, поскольку из 70 написанных им опер пожалуй только 4 входят в постоянный репертуар и действительно отличаются стройностью формы и яркостью музыки, никоим образом не позволяет говорить, что его надо петь как Пуччини или Масканьи.
К 31 ...слова Бинга, что Доминго "заместил" Корелли. Я просто отдаю ему должное как профессионалу, только и всего. То, что Доминго отчасти пел репертуар Корелли, совершенно не означает,что он его "заместил".
«Любовный напиток» (L’elisir d’amore) «Лукреция Борджа» (Lucrezia Borgia) «Лючия ди Ламмермур» (Lucia di Lammermoor) «Дочь полка» (La fille du régiment) «Фаворитка» (La favorite) «Линда ди Шамуни» (Linda di Chamounix) «Дон Паскуале» (Don Pasquale) Это список опер Г. Доницетти, которые практически не сходят со сцен оперных домов Европы и Америки. Ну, пару штук ещё можно прибавить!... Не так уж и много, хоть написано более 70-ти, кажется..!
Алексей, я свой список великих опер Доницетти ограничиваю Лючией, Анной Болейн, Любовным напитком и Доном Паскуале. Вы скорее всего правы и можно добавить Фаворитку. Честно говоря, я о ней просто забыл. На счет Лукреции и Линды, честно не уверен. Дочь полка эффектная штука, но я не думаю,что это великая музыка. Мария Сюарт и Роберто Девере тоже иногда ставятся, но не скажу, что это шедевры. Джемма ди Верджи, Паризина дЭсте и Эмилия ди Ливерпуль, которые я слышал, кроме отдельных ярких фрагментов ничего в голове не осталось. Я собственно, никоим образом не хотел принизить Доницетти, а просто хотел сказать оппоненту, что даже если и считать Доницетти великим драматургом, то это не означает, что его надо петь как веристов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".