А по-моему, Хворостовский владеет и внутренней музыкальностью и культурой. И хватит его хаить. Зачем-то вдруг вспомнили Баскова - гламурного "шарманщика".
Какая все-таки пустота. Вернее, полное опустошение души и самодовольство, самодовольство, самодовольство...."Ужасно, когда человек ,достигший определенного уровня в искусстве, начинает чувствовать себя в нем как в спальном вагоне"- эти слова Софроницкого можно поставить эпиграфом к данным записям. Д.Хворостовский,конечно, суперпрофессионал, но,увы, не великий художник. Неуловимую тонкость и игру нюансов, подтекст, второй план он всегда чувствовал плохо. В музыкальном плане, правда, у него все было в порядке, когда он контактировал с Бошняковичем, Свиридовым, Аркадьевым.Особенно Миша много в него вложил - в творческом плане он его развил необыкновенно - вплоть до "Отчалившей Руси" и Малера. А Хворостовский следовал за ним.Это еще Свиридов заметил: когда я спросил у него в интервью,доволен ли он Блоковским циклом, Г.В ответил, что Аркадьев работает с певцом лучше, чем он сам. Это была большая похвала, но уже давно в прошлом... Ни для кого не секрет, что старинный русский романс рожден глаголом "любить" - это его нежный и трепетный нерв. И никакое самое великое профессиональное мастерство помочь здесь не может, если нет любви - получается "медь звенящая". Какой-то певческий "Ионыч" -"Сколько хлопот, однако".К чему напрягаться - только чуть прикрыл горло, затушевал звучность - вот и весь интим и вся любовь "в холодный, серый(!!!) вечер". Кроме того, ужасно раздражает иностранный акцент в русских романсах. Лучше уж пусть, как у Л.Мкртчян - м.б. где-то и попахивает областным ДК, но она необыкновенно сердечна и искренна в своих чувствах. Этот редкий, специфический жанр тонко смыкается с салонной эстрадой -и здесь Хворостовский, при всей разнице в вокльном весе и областях профессиональной деятельности проигрывает И.Юрьевой, Т.Церетели, Морфесси, Козину,Каревой. Какой-то сердечный клапан у него почему-то закрылся. Про незабвенного Федора Ивановича, Лемешева, Штоколова вообще молчу.Чтобы не расстраиваться.А эту запись, как и церковные песнопения с Хворостовским после прослушивания я стер.Не нужна.
А С.Лейферкус? Никто не упоминает... абсолютного лидера, по-видимому, нет, и определять его "голосованием на нашем сайте" нет никакого смысла. И С.Лейферкус, и Д.Хворостовский, и В.Чернов, и В.Герелло - все они наши соотечественники и наши современники. Думается, что слушать их, знать их, наслаждаться их голосами и их талантами - вот что подвластно нам на этом чудном сайте. Попытки ранжировать наших современников не дают нам ничего нового, кроме иллюзорной победы какой-то личной точки зрения. Я рад тому, что могу слушать и С.Лейферкуса, и Д.Хворостовского, и В.Герелло, и В.Чернова, и многих других.
Да, согласен. Лучший Елецкий сегодня (из того, что мне доступно) - это Д.Хворостовский. Мне кажется, что именно холодность Хворостовского делает его Елецкого запоминающимся. Такая беспощадность к Герману в финальной сцене...Как будто облик самого Рока...
В.Герелло очень своеобразен, но... Пока без бриллиантового блеска... Помнится, например, ещё в Малом оперном Ю.Марусин подавал такие надежды его почитателям... Но после темиркановских "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" я не помню, где бы он был также хорош. Да, посмотрим, что будет с В.Герелло дальше.
Нет, нет, уважаемый Павел, не холодность. Холодность - это другое - или просто стерильная чистота помыслов (что, например было у Рихтера), или некая отстраненность (форма защиты)от мира ввиду постоянной внутренней работы, или следствие полнейшего равнодушия. В случае с Хворостовским нечто иное - даже не пустота, как я выразился ранее, а прогрессирующее ожирение души. Мне довелось лет 12-13 назад с ним несколько общаться - уже тогда это был баритон-барин, влюбленный (еще не слишком,но слегка) в свою исключительность. Там не было хамства или "мелкозвездной" болезни - скорее была большущая претензия на музыкальную истину, владение которой разделяет "великого" с остальными. В принципе, я отнесся бы к этому с пониманием,если бы знал, что это результат только его!!! дара и его!!! огромной каторжной работы. Но ведь нет. Правда, он оказался весьма восприимчивым (повторюсь) к тем идеям, которые выказывал, например, М.Аркадьев. Но как Миша сам мне говорил, это стоило ему определенных усилий. А выходило действительно потрясающе - я никогда не забуду у них свиридовскую "Богоматерь в городе" - восторг и мурашки по телу. Однако для понимающих Аркадьев был сотворцом и вдохновителем этого чуда, но никак не концертмейстером в привычном смысле слова. Однажды он пригласил меня в БЗК: "Мы с Димой сделали Малера на немецком(!!!). Послушай". В идейном плане было несколько уязвимо - как бы соединение вечно-русского искательства невидимого Града (калики) с малеровским пантеизмом. Но в музыкальном отношении впечатляло необычайно - конечно не Фишер, но..... Их сотрудничество прекратилось где-то в начале 2000-х.С тех пор сколько я ни слушал Хворостовского - ничего нового. Наоборот, разброс, скатывание в попсу (почитайте на форуме "Классика" отзывы о его концерте с Крутым. Это нечто!), беззастенчивая эксплуатация прежних наработок, т.е. штампы (как верно было замечено) и редкие-редкие удачи. Я не знаю,что должно произойти, чтобы испытать новые потрясения от Д.Хворостовского, чтобы возник новый виток его творчества. Хотя надежда есть всегда. Только вот время уходит.
Наверное, Вы, м.б. не слышали их в зале. Диски впечатляют намного меньше - там все сделано, на высоком уровне, но СДЕЛАНО - исполнительской работы намного больше, чем собственно творчества. Но я не сказал бы, что Хворостовскому тогда совсем было все равно - просто в тот момент , в студии,ему по-видимому ИЗОБРАЖАТЬ было легче, чем ВЫРАЖАТЬ (недостаток творческого начала и исполнительской воли). А М.Аркадьев просто,зная это не стал настаивать. На их концерте в БЗК все было несколько по-другому.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".