По той же ссылке - запись этих сонат в исполнении Арифа Манафлы (скрипка) и Фархада Бадалбейли (ф-но)
============ (аннотация с пластинки 1980-х гг.)
Соната для скрипки и фортепиано написана Кара Караевым в 1960 году и является своеобразным "музыкальным приношением" в память Владимира Михайловича Козлова — выдающегося педагога-концертмейстера, наставника и друга композитора. В Сонате преломляется стилевое направление музыки XX века, которое известно как неоклассицизм, утвердившийся в творчестве многих композиторов. Она может быть поставлена в ряд лучших произведений советской камерно-инструментальной литературы, соединяя высокий профессионализм, основанный на претворении опыта классической и современной музыки, с качествами и свойствами национального музыкального языка. В первой части, Moderato, музыка проникнута высокой сосредоточенностью скорбного чувства. Главная партия словно предвещает будущие трагические события. В побочной теме создается атмосфера настороженности, тревожного ожидания. В репризе автор как бы раскрывает смысл происходящего: главная тема звучит в низком басовом регистре фортепиано, побочная — мощно провозглашается скрипкой, словно смерть, маршируя, торжествует победу. Вторая часть — Речитатив и Andante — уход в мир субъективных переживаний. Музыка стилизованной в духе сицилианы третьей части — «Пастораль» — отличается изяществом, трепетной нежностью. Финальная «Фантазия» — кульминационная часть Сонаты — близка по форме пассакалии, тема которой является анаграммой имени Владимир — «В» (си-бемоль), Ла (ля), Д (ре), МИ (ми), РЕ (ре). * Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, профессор Азер Гусейнович Рзаев родился 15 июля 1930 года в Баку (ум. в 2015 г.). Музыкальное образование получил в Азербайджанской государственной консерватории имени Уз. Гаджибекова, которую закончил в 1953 году одновременно по двум специальностям — скрипки у профессора А. Н. Амитона и композиции у профессора Б. И. Зейдмана. А. Рзаев — автор фортепианного трио (1950 r.), двух скрипичных концертов (1953, 1956 гг.), Струнного квартета (1955 г.), ряда симфонических произведений (1960 — 1972 гг.), оперетты «Путешествие Гаджи Керима на луну», Сонаты для скрипки и фортепиано (1963 г.), Концерта для фортепиано с оркестром (1964 г.), пяти поэм для симфонического оркестра с различными солирующими инструментами, ряда пьес и песен, музыки к кинофильму и многочисленным драматическим спектаклям и т. д. История создания Сонаты для скрипки и фортепиано относится еще к 1961 году, когда А. Рзаев написал самостоятельную пьесу «Скерцо», впоследствии включенную в сонату в качестве третьей части. Соната А. Рзаева по своей художественной значимости является одним из лучших сочинений автора и азербайджанской ансамблевой музыки. Она прочно вошла в репертуар многих исполнителей как в республике. так и далеко за ее пределами. Соната вышла в печать в 1964 году. В Сонате большого внимания заслуживает своеобразный сплав классического стиля с национальными интонациями. Оригинальные приемы исполнения ставят перед скрипачом особые задачи. Такими приемами являются редко встречающиеся в скрипичной литературе игра под полусурдину (тембр скрипки приближается к «гнусавому» звучанию зурны); исполнение на разных струнах двух попарно перемежающихся звуков — усложненный вариант использованной в свое время Паганини игры одной ноты на разных струнах pizzicato правой и левой руками, создающее эффект гитарного звучания, и т. д. Оптимизм молодости, активный пульс жизни, характерные особенности Сонаты ощущаются с первых тактов волевой, несколько танцевальной главной партии первой части, Allegretto, с ее подчеркнутым ритмически остинатным «биением» с «взрывными» акцентами фортепианного сопровождения. Этот ритмический рисунок в дальнейшем составляет ритмическую основу всей части. Вторая часть, Andante, по глубине чувств, выразительности и напевности принадлежит к числу лучших лирических страниц музыки А. Рзаева. В ней много драматизма, философского размышления и светлой мечтательности. Финал написан в форме рондо. Главная тема интонационно близка к главной партии первой части, но при этом характер музыки игровой, подвижный, очень оживленный. Завершается Соната темой вступления первой части, что подчеркивает единство и цельность цикла. * Скрипач Ариф Манафлы принадлежит к числу наиболее интересных музыкантов нового поколения азербайджанской исполнительской школы. Начальное образование он получил в Бакинской специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля, которую окончил в 1976 году. Дальнейшая учеба была продолжена в стенах Московской консерватории в классе профессора Д. М. Цыганова. Однако решающую роль в формировании его творческого облика сыграли занятия у выдающегося советского скрипача профессора Б. Л. Гутникова в аспирантуре Ленинградской консерватории, которую он окончил в 1985 году. В настоящее время скрипач является солистом Азербайджанской государственной филармонии. Репертуар его достаточно разнообразен. Это и музыка барокко — Тартини, Корелли, Вивальди, и концерты Паганини, Мендельсона, Чайковского, Венявского, Брамса, и сочинения композиторов XX столетия — Прокофьева, Сибелиуса, Шостаковича. Особое место в исполнительском творчестве Манафлы занимают произведения азербайджанских авторов. Практически нет ни одного интересного национального сочинения для скрипки, которое бы не было исполнено музыкантом. К числу удач А. Манафлы следует отнести скрипичные сонаты К. Караева, А. Али-заде, А. Рзаева и других произведений. * Народный артист Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола пианист Фархад Бадалбейли родился 27 декабря 1947 года в Баку. В 1969 году окончил Азербайджанскую консерваторию и поступил в аспирантуру Московской консерватории. Его педагогами были профессора М. П. Бреннер, Я. И. Зак, доцент Б. Давидович. В 1967 году Ф. Бадалбейли получил третью премию и специальный приз на Международном конкурсе в Чехословакии. В 1968 году завоевал «Гран-при» на Международном конкурсе в Португалии. Пианист гастролирует в СССР и за рубежом.
Действительно блестящие и очень красивые сонаты. В сонате Караева чувствуется влияние учителя - Шостаковича. В сонате Рзаева превосходно слияние классической техники и национального колорита.
Всё очень хорошо кроме записи. Нижайшее, ниже плинтуса, качество. Невзирая на интерес, домучиваться не стал. Надо бы отслушивать материал перед выкладкой, Sorry
Не согласна. Не всем нужно хорошее кач-во записи. Многих профессионалов больше интересует трактовка, просто, ознакомление с новым материалом и пр. Так что - записи всякие нужны ... )
От таких ознакомлений можно получить антимузыкальное сотрясение души. Тут ведь дело не в битрейте, а в зашкаливающих за все допустимые рамки искажениях. И слушать это не получится, а у кого вышло, то тот выходит что глухой , типа как любимый наш( и Ваш, надеюсь) ЛВБ.
Специально послушала все внимательно и по нотам! )) Нормальная рабочая запись. Никаких искажений. Что у Вас за навороченный плеер? У меня обыкновенный AIMP. У Рзаева довольно трудная соната, и ритмически, и интонационно. У скрипача партия а ля Баццини ). Исполнители молодцы! В К.Караеве немного педаль гудит, но если убрать низкие частоты, то все нормально ). Все зависит от того, что хочешь услышать! Потом, Вы заметили, что исполнение в разделе "литература"? Так что, не может быть никаких претензий )). А кто это ЛВБ?
Вот уши у людей! Не то, что наши. Вкус чуют подгоревшей каши! А нам с Татьяной шурш винила мил. Благодарю, что нас с Бетховеном сравнил!
СПАСИБО!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".