Караян в последние свои годы записал несколько опер, которые одна слабее другой. Это запись особенно ярко демонстрирует непонимание Караяном типажей голосов и вообще непонимания их специфики. УжОс!!!
Да уж, Ричиарелли - Турандот. По мне она замечательная певица. Ее свадебные концерты в Москве это было просто чудо выразительности в пении. Но это в камерном и лирическом репертуаре. Тут можно было простить и потрескивание наверху. Хотя с верхом у нее вообще проблемы. Но тесситура и драматизм Турандот и Ричиарелли? И скажу, может быть, крамольную мысль, что Калаф и Доминго плохо совместимы. Эту запись даже слушать не хочется, однако помню его Калафа (видео с Мартон), в финале первого действия, когда он просто потерялся на фоне одной реплики моржового принца перед отсечением тому головы. Дальше и слушать было не интересно. Это было много лет назад, так что не было влияния его нынешнего "пения"
Гениальная запись - лучше эту оперу никто и близко не дирижировал: сплошное упоение красотой и кантиленой, а не бубуханье и экзотизмы а-ля Весна священная. А у Караяна слышится грегорианский хорал. Певцы звучат не очень эффектно, но общее впечатление всё равно сильнее, чем когда поют большие голоса. У Риччарелли в этой роли, как ни странно, есть свои сильные стороны: тёплый тембр для Турандот это уже само по себе нечто, кантилена, которую так ценил у неё Караян.
Одна из самых, в общем, спорных вещей у Пуччини. Да, знаменитая, да часто звучащая. Но - неоконченная, финал вообще слаб. В общем - "не айс"! Опера для главной героини написана так кроваво, что редко кто за неё брался: требовались голоса со стенобитным верхом, при этом выносливыми голосами. А кроме сопраны, все время вопящей на крайних верхних нотах (безумная тесситура!), ещё требовался соответствующей этой сопране тенор: с пробивным ярким верхом, могущий составить достойную конкуренцию безумной Турандот и в сцене загадок, и в финале (пусть и неинтересном) хотя бы в отношении динамики. Как известно, умный Джильи отказался от этой партии, предоставив "право первой ночи" Мигелю Флета. Имена исполнительниц Турандот (достойных, разумеется), уместится если не на пальцах одной руки: Чинья, Нильсон, Кабалье, Димитрова, то пары рук хватит с избытком. Да и Калафами дирижёры тоже были не избалованы. Доминго - хороший певец, но с "коротким" верхом, далёким как от звучности, так и от яркости, легкости звучания в верхнем регистре. То есть "Калафил" он по причине отсутствия конкуренции. А прелестное когда-то лирическое сопрано Риччарелли вообще годилось лишь (в своё время!) на партию Лиу (Лю), а в эти годы не годилось уже ни на что, по большей части... Слышал её чуть позже: развалины графского замка... У Караяна качество его оперных записей ухудшалось прогрессивно росту его годов. У меня их предостаточно, хоть живых, хоть студийных. Увы!...
Совершенно согласен по поводу исполнения. Лю - вот работа для Ричиарелли в лучшие ее годы. Но беда, когда сапоги начнет тачать пирожник. Каждому лучше делать свою работу и не делать чужую. Караян, конечно, интересный дирижер, но певцов чувствовал не очень и чем старше, тем хуже, мне кажется. А вот партитура может быть и спорная, но совершенно замечательная. Финальный дуэт вообще не при чем, это же не Пуччини. А так даже не могу представить, что и как еще мог написать Пуччини, если бы не нелепая смерть. Эволюция музыки последних его опер мне кажется яркой и удивительной
Ой, а про самого великого музыканта среди этих всех дам - Марию Каллас - то забыли... Да и на следующий день после Димитровой Гвинет Джонс прозвучала несравнимо интересней...
"Так пимшут" - надо было написать. Опять-же, на чьи уши. Я слышал Генку живьём, а Джонс слышал лишь в записи. Но среди великих Турандот в первых рядах Джонс не числится... А Димитрова значится. Но и факт, что день на день не приходится... И опять встаёт вопрос: на чьи уши?
Я не стал упоминать, что финал писал не Пуччини. Все это знают, надеюсь. А то, что эволюция - так тут я не могу согласиться. Триптих - это скучная "говорильня" заместо пения: СКИККИ (пения там у героя вообще-то и нет, по сути), "Сестра Анжелика" опера малопопулярная, если не сказать больше, ни одного франгмента Вы не услышите в концертах; "Плащ" - самая симпатичная штука, потому из ТРИПТИХА самая "забойная", но не шедевр всё равно. ЛАСТОЧКА - тоже не шедевр, несмотря на симпатичных пару кусков из неё. Далеко не"феличита" и ДЕВУШКА С ЗАПАДА. Да, и там и здесь есть интересные находки в гармонии; да, всё более разнообразный оркестр - поиски композитора продолжаются, но мелодическая ущербность налицо, пение как вид искусства всё более отодвигается на второй план, уступая речитации и скандированию. В этом отношении ТУРАНДОТ как бы и выше предыдущих опусов, но Пуччини в своём творчестве нёс элементы, разрушавшие пение, как вид искусства: его смерть подытожила историю певческого искусства Италии.
С точки зрения дирижирования, то есть цельности музыкальной архитектоники и звучания оркестра эта запись без сомнения лучшая Турандот. По крайней мере до сих пор у нее конкурентов нет. Собственно, Караян один из немногих, кто умудрялся играть итальянские оперы как хорошую музыку, а не просто аккомпанемент примадоннам, чем "славны" почти все "великие" итальянские, да и не только они, дирижеры середины века. Пение в этой записи, конечно, весьма условное по своим достоинствам. Однако в общем контексте караяновской трактовки это ничуть не портит общее впечатление. Конечно, хрестоматийные Нильсон или Корелли были бы более к месту, но их записей этой оперы и так наверное есть пара десятков, так что и хорошо, что их здесь нет. Как правило, с Караяном даже средние певцы звучали вполне осмысленными персонажами. Быть может только выбор Д.Барстоу для Бала-маскарада выходит за рамки здравого смысла. В любом случае, ради дирижера эту запись слушать очень даже стоит, чтобы хоть узнать как эта вещь может звучать.
Константин! Если исходить из принципа, что в опере главное - дирижёр, и всё остальное неважно, то тогда Ваше утверждение стоит рассматривать. Я как раз считаю наоборот.
Если оперу воспринимать как музыкальное произведение, где музыка выше любого из исполнителей, то тогда общая концепция оказывается важнее отдельных частностей. Я не говорю, что в опере певцы неважны. Чаще случается как раз наоборот, что за пением, даже иногда и прекрасным не слышно музыки. Однако бывают конкретные записи, где вокалисты лишь часть целого. Эта Турандот яркий тому пример.
Я полагал, что это доктрина Вагнера, что в опере (драме) певцы лишь равноправные участники оркестра. Но в Германии никогда не было культа пения, в то время как в Италии этот вид искусства был одним из краеугольных камней национальной гордости и самосознания. Я потому и написал выше, что Пуччини закрыл эту славную страницу, причём с треском, если так можно сказать. Что касается этой ТУРАНДОТ, то она лишний раз доказывает, что Караян все более и более коснел в собственном величии. Про его понимание в области пения хорошо высказались несколько великих певцов, в том числе Николай Михайлович Гедда: nulla! Раннее безголосие Яновиц, Томов-Синтов - это "заслуга" Караяна. И яркие примеры того, как он разбирался в пении.
Если говорить по сути, то Гедда вообще ни о ком кроме себя хорошо не говорил. Злобный и довольно заносчивый персонаж. Все его высказывания надо делить на восемнадцать. По поводу Караяновских "изысков" в плане приглашения вокалистов в свои спектакли и записи, могу сказать одно - как бы это жестоко не звучало, но делал он это абсолютно осознанно, а совсем не потому, что он плохо разбирался в голосах и их возможностях. Его интересовал тот результат, который ему может дать конкретный вокалист именно сейчас в конкретном сочинении, а то, что он может остаться без голоса после этого, он даже не рассматривал. Те вокалисты, кто это понимал просто не сотрудничали с ним вообще или до тех пор пока это не грозило последствиями для голоса, при чем это были как раз лучшие - типа Паваротти, Сазерленд, Кабалье итд. Ну а наиболее тщеславные, и не слишком уверенные в своем собственном величии шли на этот риск и получали в итоге потерю голоса. Мало кому, как например Френи удалось и с Караяном 20 лет петь, даже и не свои партии, типа Аиды и голос в общем сохранить без потерь. Так что нынешнее поветрие выставлять Караяна каким-то "идиотиком" мягко говоря не соответствует действительности. Повторюсь,что даже средние певцы под палочкой Караяна "вдруг" начинали демонстрировать удивительную осмысленность в пении. Караян был без преувеличения великий дирижер, оспаривать это просто бессмысленно и в голосах он все понимал, но думал лишь о музыке и именно так, как он ее хотел слышать. Остальное для него было просто средством достижения этого результата, и люди в том числе. У него была возможность пользоваться чужим тщеславием, выражавшемся в "меня Караян пригласил" и он это делал, но у каждого была возможность отказаться. Упрекать Караяна в том, что он испортил жизнь тем, кто не отказался по меньшей мере смешно.
=нынешнее поветрие выставлять Караяна каким-то "идиотиком" мягко говоря= Нет, конечно. Законченным "идиотиком" он не был. А вот законченным эгоистом - это да! И делягой. Он приглашал на записи тех, кто был в это время очень популярен, а всё остальное в расчёт не бралось.
Эгоист - это без сомнения, но разве он один такой? Да и грех ли это для артиста быть эгоцентриком? А на счет деляжничества, это последнее дело считать копейки в чужом кармане. Караян был профессионал высочайшего класса и прекрасный музыкант. Остальные умозаключения от лукавого.
Вы не поняли мой сарказм. Ну да ладно... Что до звука Робинсона, то Вам такие слова писать просто неприлично: у Караяна играли в оркестре только высокопрофессиональные люди, каких и среди солистов не так просто сыскать... Он был фанатом звука (Караян). Полагаю, Вы это знаете не хуже меня...
Про "звучит" я имел ввиду не формальный звук, а результат работы в целом, то есть интерпретацию. Хотя, надеюсь, вы не будете отрицать, что музыка это звук и все что делает музыкант он делает через звук, а не чем иным. Возможно нынче гонорар Реттла и выше чем у Караняа, да только слушать его не интересно, равно как и Аббадо, который развалил берлинский оркестр.
к 22 Меня, если честно, Рэттл тоже не захватывает. У караяновского оркестра был сам звук магическим. Чего о Рэттле я сказать не могу. Хотя некоторым моим знакомым он нравится. Но по мне, при всём при том, фигура Караяна кажется неизмеримо выше его сверстников-коллег, хотя и спорной во многом. Что же до Аббадо - не надо было соваться в ту сферу музыки, которую он не чувствовал кожей. Аббадо - великий дирижёр, но в сфере оперы, а вовсе не симфонической музыки, да ещё музыки венцев. Из того Россини, что он играл, никто не делал лучше него. Вердиевские оперы тоже были им исполнены на огромной высоте, как мне представляется. А Берлинский - да. Умер при нём. Думаю, такого не будет, как не стало Бостонского после Мюнша.
Вы правы, пожалуй действительно лучшее у Аббадо это Россини. Даже в Верди ему уже иногда не хватает нерва. Симфоническая музыка у него чаще просто среднестатистически хорошо и не более. А самое неприятное, что полностью меня оттолкнуло от него, это увиденное в видеозаписи одного из концертов берлинцев (а может и не одного), причем выпущенной официально, как он жует жвачку прямо во время исполнения. Можно ли себе представить не то что Фуртвенглера или Караяна, но даже американца Бернстайна жующим во время того как ты находишься на сцене?
То. что Караян губил голоса и Риччарелли после этой Турандот сорвала голос - это и правда мифы. Наоборот, все певцы рассказывают. как он берёг голоса, делал мощный оркестр прозрачным. Викерса уговорил петь Отелло после аварии со сломанными рёбрами, пообещав, что тому нигде не придётся напрягаться итд. И что касается роли дирижёра в опере: естественно, в такой сложной партитуре-драме дирижёр всегда главный. Что могут певцы сами по себе с пустой головой для лучшего резонанса...
А вот тут я и спорить не стану, потому разговор с человеком, который характеризует певцов в таком уничижительном тоне, не о чем!! Шлют Вам приветы Фёдор Стравинский, Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Лотта Леманн, Фелия Литвин, Полина Виардо, Элизабет Шварцкопф, Титтв Руффо, Дитрих Фишер-Дискау, Борис Христов, Мария Каллас, Тито Гобби, Николай Гедда и так далее и так далее...
Не, я так не думаю, я певцов люблю. Это мне один третьесортный итальянский дирижёр такое впаривал, муж Сичилиани, а она дочь того самого Сичилиани. Вот она да... всех великих дома видела.
В этой записи меня особенно поражает один момент. В либретто Турандот говорит Калафу, что, задавая ему загадки, одинаково боялась и того, что он на них ответит, и того, что он не ответит и погибнет, т.е. любовь у нее зародилась в финале не на пустом месте. Так вот, из нескольких записей "Турандот", что я знаю, только здесь я слышу, что Турандот действительно боится, что Калаф не ответит на загадки, и будто просит, чтобы он нашел на них ответ. Таким образом, сказка с фантастическими и нелогичными сюжетными ходами приобретает вполне реальное психологическое измерение. И достигает такого эффекта не Риччарелли, а как раз Караян в оркестре, просто послушайте эту сцену.
Записи позднего Караяна изумительны. В это время философская умудренность дирижера наряду с необыкновенными собственно техническими качествами музицирования творят чудеса!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".