Либретто Ганса Берглера (псевдоним Оттокар Танн-Берглер) и Эмиля Норини
Премьера: 25.11.1902, "Т-р ан дер Вин", Вена
Исполнители:
Anneli Pfeffer – soprano
Thomas Dewald – tenor
Anke Hoffmann – soprano
Boris Leisenheimer – tenor
Peter Minich – tenor
Elzbieta Kalvelage – piano
WDR Rundfunkorchor
WDR Rundfunkorchester
Helmuth Froschauer
Длительность: 46 мин. 53 сек.
Bonus
Ouvertüre "Der
Göttergatte" und Ouvertüre "Wo die Lerche singt"
Исполнители:
WDR Rundfunkorchor
WDR Rundfunkorchester
Dirigent – Curt Cremer
Длительность: 12 мин. 55 сек.
Запись: Klaus von Bismarck-Saal,
2003–2005 (tracks 1-14), 1971 (track 15), 1972 (track 16).
«Венские женщины» по сравнению с
«Решетником» показались светским пустячком. Да так оно и было. Пьеса
водевильного характера рассказывает об учителе музыки, некоем Виллибальде
Брандле, влюбленном в свою ученицу Клару; он пленил ее вальсом «Венские
женщины». Обстоятельства заставили его уехать в Америку, пронесся даже слух о
его смерти. Клара выходит замуж. В день ее свадьбы Брандль возвращается, под
видом настройщика роялей проникает в дом и играет свой знаменитый вальс.
Услышав его, Клара вырывается из объятий супруга и бросается к «настройщику».
Правда, в конце концов она возвращается к законному мужу, а Брандль женится на
горничной. Заметим явные переклички сюжета с оффенбаховской «Песенкой
Фортунио». Там тоже фигурировала некая чудодейственная мелодия, способная
завоевывать женские сердца.
Премьера «Венских женщин»
состоялась в «Театре ан дер Вин» 25 ноября 1902 года. Главные роли играли Лина
Абарбанель и великий Александр Жирарди – гордость венской оперетты, самая
великолепная жемчужина австрийской и мировой опереточной сцены. Он прославился
как непревзойденный исполнитель ролей в опереттах Штрауса: Блазони в
«Калиостро», Себастьяно в «Веселой войне», Карамелло в «Ночи в Венеции», Зупана
в «Цыганском бароне». Играть эти роли после него казалось невозможным.
Современники вспоминают его огромные глаза, таинственно вибрирующий голос,
захлестывающее актерское обаяние.
Жирарди было тогда за пятьдесят.
Он только что вернулся в свой родной театр «Ан дер Вин» после разрыва с ним в
1896 году. Вернулся ненадолго, кажется, только для того, чтобы дать «путевку в
жизнь» новому классику оперетты. Легар слышал о нем давно, знал, что для него
предназначается главная роль в будущей оперетте, и очень волновался. Жирарди
был фактическим хозяином театра «Ан дер Вин». Его участие само по себе являлось
гарантией успеха, но он умел и капризничать, был крайне взыскателен в отборе
ролей для себя. Легар впервые увидел его на репетиции «Венских женщин»;
премьер, по обыкновению, потребовал для себя специального номера. Легар написал
Нехледиль-марш, который уже на премьере подхватила вся Вена, и через несколько
дней его свистели уличные мальчишки.
После увертюры, элегантной,
мелодичной, с оригинально вставленными соло рояля, с мягкими «накатами» арфы и
флейты, из партера послышалось «Браво! Это тот человек, который нужен!» Возглас
принадлежал театральному критику Юлиусу Бауэру. Кроме бравурного
Нехледиль-марша и неизменного вальса звучали тут и гавот, и ритмы мазурки, и
казавшиеся тогда пряными американские интонации в песенке «Были вы уже в
Америке?». Забавным и своеобразным «лейтмотивом» стали повторяющиеся за сценой
характерные звуки настройки рояля.
Наутро Легар прочел в газетах,
что он – новая величина современной оперетты. Вскоре оперетта «Венские женщины»
пошла в Берлине (под названиями «Настройщик роялей» [Der Klavierstimmer] и
«Учитель игры на фортепиано» [Der Klavierlehrer]) и в Лейпциге, где называлась
«Ключ от рая» [Der Schlüssel zum Paradies].
По моему мнению,если "Растельбиндер"(Решетник)явился произведением,как бы подводящим итог всей предыдущей,почти 40-летней истории венской оперетты,то "Венские женщины"-оперетта,в стилевом отношении более цельная,во многом выступает предвестником зрелых оперетт Легара.Ее безусловным новаторством становится начавшаяся романтизация жанра.Накопление романтических качеств и становится той самой "бомбой замедленного действия",которая через несколько лет взорвет жанр оперетты "изнутри".Несмотря на бодрую маршевость ряда номеров в ней уже властно заявляет о себе Легар-лирик.По музыке это уже почти "Веселая вдова"!Прямо ассоциирующаяся с романсом Камилла Россильона из "Вдовы"песня Филиппа(№2),умиротворенно-просветленный свадебный хор,вызывающий в памяти духовную музыку Мендельсона...Но самый яркий пример-потрясающий дуэт героев(№8).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".