До-минорная симфония, соч. 12 написана
Сергеем Танеевым в 1896-1898 гг. Высокую оценку сочинению дал Николай
Римский-Корсаков: "Считаю Вашу симфонию прекрасным современным
произведением: благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка
всех музыкальных мыслей". Самый характер симфонии, мужественно суровый и
напряженный, особенности тематического материала, наконец, все движение
от патетического до минора первой части к радостному до мажору в финале
заставляют вспомнить Пятую симфонию Бетховена.
Симфония поражает законченностью, тщательной продуманностью, техническим
совершенством. Нет почти ни одной темы, которая в тех или иных
изменениях не присутствовала бы чуть ли не в каждой части! Сложнейшие "ученые" хитрости "высшего математика звуков" (как называли Танеева)
вовсе не убивают ни яркости мысли, всегда глубокой и энергичной, ни силы
и органичности чувства, несколько сдержанно-целомудренного, но бодрого и
оптимистического.
(из книги С. И. Савенко о Танееве)
В сентябре 1897 года С. А. Толстая записывает в дневнике: "Сергей
Иванович сыграл мне свою прекрасную симфонию и очень меня ею взволновал:
прекрасное произведение, и благородного высокого стиля музыка его".
Симфония до минор, законченная Танеевым в партитуре в январе следующего
года, стала первой, обозначенной опусом (12). Ее премьера состоялась в
марте в Петербурге, под управлением А. Глазунова, которому симфония и
посвящена. Успеха не было, во многом по причине неудачного исполнения.
Да и публики собралось мало. Критики (Ц. А. Кюи, Н. Ф. Финдейзен) не
слишком разобрались в новом сочинении, не вызывавшем у них сочувствия:
почему-то подчеркивалось влияние Вагнера вплоть до конкретных ассоциаций
- Фафнер (дракон из "Кольца нибелунгов") был обнаружен в первой части,
там же - бог огня Логе и т. п. Кюи посчитал симфонию сюжетной и корил
Танеева, что тот не обнародовал программы и тем затруднил понимание
сочинения.
Московское исполнение, состоявшееся зимой 1902 года (дирижировал А. И.
Зилоти), вызвало благоприятные отзывы. К этому времени отношение к
творчеству Танеева окончательно переменилось, и даже в отрицательных
мнениях неизменно присутствует глубокое уважение к мастерству и
серьезности автора. На сей раз рецензенты, особенно Н. Д. Кашкин,
справедливо подчеркивали бетховенскую родословную симфонию, здоровую
энергию и ясность ее образов.
Высокую оценку до-минорная симфония, как и танеевское творчество в
целом, получила в трудах В. Г. Каратыгина и Б. В. Асафьева, появившихся
уже после смерти Танеева. "Во всей отечественной симфонической литературе я не знаю Adagio более
глубокомысленного, более овеянного духом Бетховена, чем Adagio симфонии
Танеева. А мощное, пылкое, столь же строгое и стройное по общим своим
линиям, сколько полное внутреннего огня, первое Allegro! А остро
ритмованное скерцо и грандиозный финал с великолепными тематическими
соединениями в коде! Разве это не величайшие достижения симфонической
мысли и формы?" (В. Г. Каратыгин). <...>Интересно, что позднее Танеев больше не написал ни одной симфонии, хотя
замыслы у него были. Творческие стимулы, созданные этим сочинением,
уходят в область камерной инструментальной музыки, которая отныне
становится главной областью для композитора.
Помню, как слушал эту симфонию с покойным дедом в начале 1990-х гг. До прослушивания я сказал ему, в каком году была написана симфония. Когда все закончилось, он помолчал секунд десять, а потом сказал: "И какие же дураки считают, что революция в России не была неизбежной?! Вот же она - в этой музыке"...
... На мой взгляд, Рождественский как-то особенно подчеркивает в конце коды "раздавливающий" топот басов и литавр, сопровождающий главную тему в мажорном ее преобразовании. И слышны тут практически одни медные - самые беспощадные инструменты оркестра. Можно, на мой взгляд, даже провести параллели с Пятой симфонией Чайковского (финал как апофеоз темы фатума - чем не триумф "тоталитаризма"? ) или с финалом Пятой симфонии Шостаковича.
Спасибо! Очень интересно сравнить с известной записью Светланова. А в какие годы была сделана эта запись? И с каким оркестром? И, может быть, у Вас есть ещё и вариант в lossless?
Спасибо. Пластинка вроде бы вышла в 1973 г. Значит, можно предполагать, что запись сделана в начале 70-х. - Г.Н.Р. в расцвете сил. Предсказуемая просьба: может быть Вы сможете выложить лослесс?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".