Запись с концерта в Малом зале Московской консерватории 12 октября 1955 года
Выдающийся героический тенор Людвиг Зютхауз был абсолютный любимец гениального дирижёра Вильгельма Фуртвенглера, предпочитавшего ему всех других знаменитых вагнеровских теноров. Так, он пригласил его для участия в спектаклях в Лондоне («Тристан и Изольда») и концертной постановки тетралогии «Кольцо нибелунгов» на Римском Радио. Ему же Фуртвенглер поручил партию Зигмунда в «Валькирии» для записи на пластинки, ставшей последней работой гениального маэстро в звукозаписи. Выбор Фуртвенглером именно Зютхауза на ведущие партии в вагнеровских операх был продиктован превосходной музыкальностью и памятью певца. Кроме того, Зютхаус обладал одним из самых красивых голосов среди немецких теноров того (да и не только!) времени. Его искусство отличало мягкость и легкость подачи звука, замечательная отшлифованность голоса, большая лирическая теплота исполнения. К началу 1950-х годов уже наметилась убыль в представительной плеяде героических теноровых голосов. Заканчивал свою карьеру неистовый и блистательный Макс Лоренц, шведы Торстен Ральф и Сет Сванхольм пели в театрах Америки, сходил со сцены прославленный датчанин Лауритц Мельхиор.
Людвиг Зютхауз был младшим современником этих певцов, определявших высочайший художественный уровень интерпретации вагнеровских образов в 1920— 1940-х годах. Следующее поколение выдвинуло на амплуа героического тенора несколько первоклассных артистов (В. Виндгассен, X. Хопф, Дж. Томас, Дж. Викерс). Но, при всем их мастерстве, ни один из них не обладал той масштабностью звука и характерной для героического тенора окрашенностью тембра, присущими их предшественникам. Зютхауза можно с полным основанием считать одним из последних выдающихся представителей героических теноров.
Настоящая пластинка является не только данью уважения знаменитому исполнителю партий Тристана, Зигмунда, Зигфрида. Запись московского концерта Людвига Зютхауза дает уникальную возможность услышать в исполнении героического тенора шедевры камерной лирики — сферы вокального репертуара, считающейся труднодоступной для певца с голосом такого характера. Закономерное предположение, что массивному звуку Зютхауза будет тесно в утонченной мелодической линии, требующей изысканной нюансировки, не подтверждается. Даже в «воздушной», грациозной песне Шуберта «Сын муз» Зютхауз демонстрирует гибкость и пластичность звуковедения, свойственную легким голосам, сохраняя характерную полнокровность своего мощного звука. В балладах «Лесной царь» Шуберта и «Валтасар» Шумана певец увлекает драматичностью повествования, в песнях Брамса и Р. Штрауса чарует искренностью лирического чувства. Так неожиданно для современного слушателя прославленный оперный артист предстает в новом качестве замечательного камерного исполнителя.
Ф. ШУБЕРТ (1797-1828) К музыке, соч.88 № 4, D.547 (Ф. фон Шобер) 3.01 К лире, соч.56 № 2, D.737 (Ф. фон Брухман) 4.24 Ноктюрн, соч.36 № 5, D.672 (И. Майрхофер) 5.12 Лесной царь, соч.1, D.328 (И. В. фон Гёте) 4.12 Серенада, D.957 № 4 (Л. Рельштаб) 4.15 Сын муз, соч.92 № 1, D.764 (И. В. фон Гёте) 2.08 Р. ШУМАН (1810-1856) Валтасар, соч.57 (Г. Гейне) 5.10 На простор, соч.89 № 5 (В. фон дер Нойн) 2.34 И. БРАМС (1833-1897) Тоска по родине, II, соч.63 № 8 (К. Грот) 4.20 Песня любви, соч.71 № 5 (Л. Хёльти) 2.25 Р. ШТРАУС (1864-1949) Утро, соч.27 № 4 (Дж. Г. Маккей) 3.12 Спи, моя душа, соч.27 № 1 (К. Хенкель) 3.08 Посвящение, соч.10 № 1 (Г. фон Гильм) 1.40 На немецком языке
LUDWIG SUTHAUS, tenor Gustav Grossmann, piano Recorded live at the Small Hall of the Moscow Conservatoire on October 12, 1955
F. SCHUBERT (1797 - 1828) An die Musik, Op. 88 No 4 D. 547 (F. von Schober) 3.01 An die Leier, Op. 56 No 2 D. 737 (F. von Bruchmann) 4.24 Nachtstück, Op. 36 No. 5, D. 672 (J. Mayrhofer) 5.12 Der Erlkönig, Op. 1, D. 328 (J. W. von Goethe) 4.12 Ständchen D. 957 No. 4 (L. Rellstab) 4.15 Der Musensohn, Op. 92 No. 1, D. 764 (J. W. von Goethe) 2.08 R. SCHUMANN (1810 - 1856) Belsatzar, Op. 57 (H. Heine) 5.10 In’s Freie, Op. 89 No. 5 (W. von der Neun) 2.34 J. BRAHMS (1833 - 1897) Heimweh, II, Op. 63 No. 8 (K. Groth) 4.20 Minnelied, Op. 71 No. 5 (L. Hölty) 2.25 R. STRAUSS (1864 - 1949) Morgen, Op. 27 No. 4 (G. G. Mackay) 3.12 Ruhe, meine Seele, Op. 27 No. 1 (K. Henckell) 3.08 Zueignung, Op. 10 No. 1 (G. von Gilm) 1.40 In German
А. Земляной. 2004. Запись c мелодийного диска, реставрация, сведение. lossless ссылка:
Пирогов с песнями готов. Он больше, чем здесь залит. Рейзен тоже есть. Козловский. Нэлепп. Но тут много этих певцов. Более поздних выложу как-нибудь. В частности моего педагого - Минжилкиева. Пока не успеваю.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".