Владимир Владимирович Щербачёв (1887-1952 гг.) - русский (советский) композитор и музыкальный педагог.
Владимир Владимирович Щербачёв родился 12 (24 января) 1887 года в Варшаве, в семье армейского офицера. Детство его было
трудным, омраченным ранней смертью матери и неизлечимой болезнью отца. Семья
его была далека от музыки, но у мальчика стихийное влечение к ней проявилось
очень рано. Он охотно импровизировал на рояле, хорошо читал ноты с листа, без
разбора впитывал случайные музыкальные впечатления. Осенью 1906 года Щербачёв
поступил на юридический факультет Петербургского университета, а в следующем году
— в консерваторию, в классы фортепиано и композиции (у М.О.Штейнберга).
Одновременно Щербачёв работал пианистом-концертмейстером в Дягилевской антрепризе. В
то же время брал уроки у И. А. Бровки (фортепиано), В.П.Калафати (гармония), Н.Н.Черепнина (чтение партитур).
В 1914 году молодой музыкант окончил консерваторию. К этому времени
он — автор романсов, фортепианных сонаты и сюиты, симфонических произведений, в
том числе Первой симфонии.
С началом мировой войны Щербачёв был призван на военную службу,
которую проходил в Киевском пехотном училище, в Литовском полку, а затем в
Петроградской автомобильной роте. Октябрьскую социалистическую революцию он
встретил с энтузиазмом, в течение долгого времени являлся председателем
дивизионного солдатского суда, что стало, по его признанию, «началом и школой»
его общественной деятельности.
В последующие годы Щербачёв работает в музыкальном отделе
Наркомпроса, преподает в школах, активно участвует в деятельности Института
внешкольного образования, Петроградского Союза работников искусств, Института
истории искусств. В 1928 году Щербачёв становится профессором Ленинградской
консерватории и остается связанным с нею до последних лет жизни. В 1926 году он
возглавляет теоретический и композиторский отделы только что открытого
Центрального музыкального техникума.
В 1930 году Щербачёва приглашают преподавать в Тбилиси, где он
принимает активное участие в подготовке национальных кадров. По возвращении в
Ленинград он становится активным членом Союза композиторов, а с 1935 года — его
председателем. Щербачёв был председателем СК РСФСР (1935—1937, 1944—1946).
Среди его учеников В. В. Волошинов, Ю. В. Кочуров, Е. А. Мравинский, Б. А. Арапов,
В. М. Богданов-Березовский, Р. К. Габичвадзе,
В. Р. Гокиели, В. В. Желобинский, А. С. Животов,
А. Д. Каменский, Г. В. Киладзе, Г. Н. Попов, В. В. Пушков, И. И. Туския, М. И. Чулаки, В. Томилин.
Годы Великой Отечественной войны композитор проводит в эвакуации, в
разных городах Сибири, а возвратившись в Ленинград, продолжает активную
музыкально-общественную и преподавательскую деятельность.
Сергей Слонимский: «20-е годы – пик, его блоковские
романсы, блоковская симфония, его лучшие ученики, его новый метод в
консерватории. Затем его начали травить. Такие сугубо пролетарские, якобы,
композиторы, которые были против симфонии, против вообще всей классики. Вот,
песни писать – доходит до рабочих, якобы. Интересны в этом отношении два
года. Во-первых, 1936 год, тогда травили Шостаковича за «Леди Макбет». Казалось
бы, Щербачёв, не имевший отношения к Шостаковичу, мог бы поднять голову: «Не
мою школу, не моего ученика обвинили в формализме». Щербачёв оказался
единственным композитором, который решительно отказался проголосовать за
осуждение этой оперы на общем собрании Союза композиторов. Трижды обращался к
нему функционер, возглавлявший собрание: «Владимир Владимирович, что же вы?
Поднимите руку». Тот отказался решительно. И второй раз в 1948 году
вышло постановление ЦК «О формалистическом, антинародном направлении», к
которому принадлежали, между прочим, Шостакович, Прокофьев, Мясковский. И
вот, Щербачёв не был назван в этом постановлении, казалось бы, опять удача, но,
нет. [Из доклада Хренникова]: «Особо отрицательную роль в воспитании
композиторской молодёжи выполняла в Ленинграде школа Щербачёва,
провозглашённая в 20-е годы наиболее передовой. Эта школа привила вкус к
нарочитой извращённости языка, к пренебрежению к классическим традициям
не только ленинградцам, но и молодым композиторам Грузии и Армении.»
Ни один человек ни на одном собрании, а их было тысячи в
нашей стране, не выступил в защиту Шостаковича, Прокофьева и всего этого «формалистического»
направления. Вот никто, действительно, не осмелился. Но нашёлся один человек, который
промолчал. Это был Щербачёв. Вот Мясковского оставили в консерватории, а
Щербачёва выгнали из консерватории. В один и тот же день был вывешен приказ: По
сокращению штатов были сокращены только два человека – Шостакович и Щербачёв, в
один и тот же день. Таким образом, Владимир Владимирович оказался отлучённым от
своего детища, от композиторского факультета консерватории в нынешнем его виде,
и вскоре скончался.»
Владимир Щербачёв скончался 5 марта 1952 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Творческое наследие композитора обширно и разнообразно. Им
написано пять симфоний (1-я, одночастная 1913; 2-я, с солистами и хором на
слова Блока 1922—1926; 3-я, Симфония-сюита 1926—1931; 4-я, «Ижорская», с
солистами и хором 1932—1935; 5-я, «Русская» 1942—1948), романсы на стихи А.
Блока, В. Маяковского, К. Бальмонта и
других поэтов, Симфонические картины «Вега», «Сказка» и «Шествие», две сонаты
для фортепиано (1911 и 1914), фортепианные сюиты («Нечаянная радость» 1913, Выдумки
1921, Инвенция 1926),
камерно-инструментальные ансамбли (Струнный квартет 1943, из музыки к кинофильму «Пётр Первый»; Нонет для голоса, флейты, арфы,
фортепиано, струнного квартета и исполнителя пластичного танца 1919), музыка к кинофильмам «Гроза», «Петр
I», «Балтийцы», «Станица дальняя», «Композитор Глинка», сцены для незаконченной
оперы «Анна Колосова», музыкальная комедия «Табачный капитан»
(1942—1950), музыка к драматическим спектаклям «Полководец Суворов» и «Великий
государь», музыка государственного гимна РСФСР. Планировал написать оперу
об Иване Грозном, но этот замысел остался
неосуществлённым.
Подробнее Слонимский о Щербачёве:
http://www.russkiydom.spb.ru/index.php/q-q/25-2012-11-15-04-10-58
Или видео:
https://www.youtube.com/watch?v=q3LE2P7HomY