В некрологе, опубликованном в третьем томе "Музыкальной библиотеки" Мицулера, указывалось, что Бах оставил 5 пассионов ("Страстей"). Эти сведения сообщили его сын Карл Филипп Эммануил и ближайший учениг Иоганн Фридрих Агрикола. Подтвердил это, опираясь на тот же источник, а также на письма другого сына - Вильгельма Фридемана, и первый биограф Баха Иоганн Николаус Форкель (1802). Нам, однако, точно известны только три произведения; четвертое - "Страсти по Луке", переписанное рукой Баха - вероятно, не принадлежат Баху, хотя оно и было включено редакторами в полное собрание его сочинений; о пятом произведении никаких данных нет.
Напомним последовательность сочинения пассионов: Страсти по Иоанну - 1723, Страсти по Матфею - 1729, Страсти по Марку - 1731. Остановимся на последнем, вокруг которого еще не вполне утихли научные споры о возможности реконструкции замысла и музыки.
Дело в том, что нет его партитуры, хотя издательство Брейткопф в Лейпциге еще в конце XVIII века имело копию, которая вскоре бесследно затерялась. Отчасти, правда, музыка пассионов сохранилась, войдя с перетекстовкой поэта Пикандера в другие сочинения (например, 5 номеров перешло в "Траурную оду" памяти королевы Эберхардины: 2 хора и 3 арии). Это не редкий случай в практике Баха: выполняя срочные обязательства, он иногда ту же музыку, но слегка видоизмененную и с иным, подобающим случаю, текстом включал в заказанное ему произведение. Такой метод "пересочинения" именуется "методом пародии". Слово "пародия" берется здесь не в нынешнем привычном нам значении, а в первоначальном: по древнегречески оно буквально означает "песнь, сочиненная рядом", то есть на основе уже существующей. Бах подобным методом "пересочинял" музыку и других авторов, адаптируя, "усыновляя" ее (см., например, его концерты для клавира соло, где адаптирована концертная музыка Вивальди, Марчелло, Телемана и др.). Бах в этом не одинок - таков обычай его времени; видный гамбургский теоретик и композитор, использовав старую музыку, сумел добавить к ней проценты. В случае же со Страстями по Марку Баха, это, если можно так выразиться, "автопародия".
Теперь делаются попытки восстановить партитуру Страстей по Марку. Текст Пикандера сохранился (он был опубликован в 1732 г. в собрании поэтических произведений Пикандера); следовательно, задача заключается в том, чтобы вернуть сохранившуюся музыку к первоисточнику либретто пассионов. В течение 20 века усилиями многих музыковедов эта задача была во многом разрешена; подробнее об этом рассказано в прилагаемом английском тексте. Задача отчасти облегчалась тем, что по структуре Страсти по Марку проще, например, Страстей по Матфею: в них лишь 6 арий, тогда как в Страстях по Матфею - 14, всего 10 turbae (в Страстях по Матфею - 17).
Возникает вопрос: как же могло получиться, что Бах дал в этом ответственном жанре более скромные по замыслу "Страсти"? Очевидно, создавая произведения "к случаю", с конкретной целью, он вынужден был считаться с определенными обстоятельствами. Известно, что в начале 30-х годов перестраивалось здание кантората, надо было с учениками временно переехать в другое помещение; все это порождало немало сложностей. К тому же Бах на собственном опыте узнал, с какими трудностями сопряжено исполнение его более обширных Страстей. (Например, магистрат запретил исполнение Страстей по Матфею, запланированное в 1739 г.) Почему же он, музыкант-практик до мозга костей, не мог сочинить более доступное произведение, ведь руководил он исполнением меньших по объему пассионов других авторов (например, Штёльцеля, которое содержало 20 хоралов, но не имело развернутых хоров; кстати, и баховские Страсти по Марку имеют 20 хоралов - их было проще разучить, нежели большие хоры).
Итак, можно утверждать, что Бах дал три решения пассионов: Страсти по Иоанну - драматичны (в этом, а также в укреплении архитектоники композиции заключался смысл последующих редакций); Страсти по Матфею - качественно иное решение, более лиричное и одновременно более сложное в сочетании разных пластов <действия> (уточнению взаимосвязи между этими пластами и посвящена позднейшая баховская правка). В Страстях по Марку, насколько можно судить по реконструированной версии, он соединил эти два подхода, но создал произведение меньшего объёма, более доступное как для исполнения, так и для восприятия слушателями.
(с буклета к CD)