Ensemble Pomerium Musices - The Mannerist Revolution (Recorded in 1990)
Вокальный ансамбль Pomerium Musices Маньеристская революция Итальянские мадригалы XVI-XVII вв.
Pomerium Musices - Alexander Blachly, director The Mannerist Revolution
01 - Carlo GESUALDO. Tristis est anima mea [6:04] 02 - Claudio MONTEVERDI. Io mi son giovinetta [2:27] 03 - Claudio MONTEVERDI. Ohimè, se tanto amate [2:43] 04 - Carlo GESUALDO. Omnes amici mei [5:44] 05 - Giaches de WERT. Voi, nemico crudele [1:58] 06 - Giaches de WERT. Ahi, lass'ogn'or [2:15] 07 - Carlo GESUALDO. Tenebræ factæ sunt [6:47] 08 - Claudio MONTEVERDI. Cor mio mentre vi miro [2:08] 09 - Claudio MONTEVERDI. Piagn'e sospira [4:03] 10 - Claudio MONTEVERDI. Sì ch'io vorrei morire [2:44] 11 - Carlo GESUALDO. Velum templi scissum est [5:46] 12 - Carlo GESUALDO. Io tacerò [4:54] 13 - Carlo GESUALDO. Beltà, poi che t'assenti [3:21] 14 - Carlo GESUALDO. O vos omnes [4:04] 15 - Luca MARENZIO. Crudele acerba [2:48] 16 - Carlo GESUALDO. Solo e pensoso [5:23]
Total time: 63’06” Recording date: September 1990
Маньеристское искусство позднего Ренессанса далеко отстоит от "аполлонического" искусства раннего Возрождения. Если в XV веке творческий поиск был направлен на достижение красоты и силы искусства через цельность, элегантность и естественность, то "авангард" конца XVI века (маньеризм) ошарашивал и провоцировал через динамическое взаимодействие противоположностей. Сперва в Италии, а затем и по всей Европе тот импульс, который мы знаем как маньеризм, вызвал глубокие изменения в представлениях о том, что может и должно стремиться выражать высокое искусство.
"Маньера" (maniera - буквально, "стиль") был термин, используемый в XV веке в отношении "хороших манер", но, спустя столетие, развившись почти до своей противоположности, этот термин применялся в эстетике в значении, приближающемся к "искусственности" - тому, что мы ныне называем "манерность". Признаками маньеристского искусства являются диспропорция, прерывность, сюрприз, и, особенно, новизна.
В музыке, исходной ареной для развития маньеристского стиля стал мадригал, фундаментальным аспектом которого является использование 4, 5 и более певцов для выражения мыслей и чувств индивидуума, зачастую от первого лица. Сама история мадригала XVI века является, фактически, микрокосмом развития маньеризма. Музыкальный язык ранних мадригалистов, работавших в 1520-х и 1530-х гг., прочувствован, но мягок, чутко передавая речевые оттенки стиха и поэтическое настроение, но более нацелен на идеал красоты (grazia), чем на effetto meraviglioso (чарующий или чудесный эффект, центральный для эстетики маньеризма). Композиторы следующего поколения, в особенности, Чиприано де Роре (1516 - 1565) в 1550-х и 1560-х гг. писали в более интенсивном стиле, применяя в своей музыке больше хроматики, необычных приёмов и увеличив дискретность в развитии материала, включающую резкие смены метра, ритма и динамики. Отрывок из статьи Александра Блашли в буклете (перевод мой)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".