Domenico Scarlatti • cembalo Zuzana Ruzickova Возрождение в наши дни творчества Д. Скарлатти тесно связано с возрождением клавесина. Гениальный мастер, живший в одно время с Бахом и создававший с ним такие диаметрально противоположные миры, связан все свое творчество с клавесином, как позже это было у Шопена с фортепиано. Оба — Скарлатти и Шопен — всю жизнь снова и снова предавались очарованию и вдохновению звуками своего инструмента и находили в нем новые технические возможности и новые источники музыкального содержания. В отличие от Шопена, Скарлатти еще ограничивался и в формальном отношении, а именно одной лишь единственной формой произведении из одной части в двух разделах, которые он называл сонатами. Он неустанно наполнял эту форму новой и новой жизнью. Здесь мы найдем в непосредственной близости нежность и сарказм, сердечную страсть и дикие порывы гнева, юмор и демоническую меланхолию, насилие и умеренную грациозность. Скарлатти это — Гойя в музыке. В нем чувствуется такая же любовь к жгучему темпераменту испанского фольклора и такая же проницательная способность изобразить причудливую оцепенелость королевского двора. Военные, охотничьи и пасторальные образы, блестящие этюды, иронические серенады, страстные ноктюрны и трагические паваны — иногда нам жаль, что автор не дал им названий, а иногда мы благодарны ему за это, так как слушатель может быть поэтом, который сам даст названия этим произведениям. Современного слушателя никогда не перестанут изумлять и захватывать гармоническая и структурная смелость произведений Скарлатти. По свидетельству Бернея сам Скарлатти однажды формулировал свое эстетическое кредо словами: «Я знаю, что нарушало правила. Но разве моя музыка оскорбляет слух? Это единственное правило, которое меня интересует — не оскорблять то единственное чувство, к которому музыка обращается» Этот взгляд Скарлатти до сегодняшнего дня остается актуальным, также как актуально все его творчество.
CD 1 1. Sonáta C dur, L. 5, K.406 2. Sonáta c moll, L. 352, K.11 3. Sonáta c moll, L. 10 4. Sonáta C dur, L. 8 5. Sonáta G dur "Capriccio", L. 84, K.63 6. Sonáta g moll, L. 488, K.8 7. Sonáta G dur, L. 487 8. Sonáta D dur, L. 414 9. Sonáta D dur, L. 265, K.45 10. Sonáta D dur, L.Suppl. 15, K.278 11. Sonáta f moll, L. 383, K.19 12. Sonáta F dur, L. 283 13. Sonáta f moll, L. 171
CD 2 14. Sonáta C dur, L. 301 15. Sonáta Es dur, L. 111 16. Sonáta g moll, L. 128, K.426 17. Sonáta B dur, L. 50, K.70 18. Sonáta d moll, L. 413 19. Sonáta f moll, L. 475, K.519 20. Sonáta h moll, L. 33, K.87 21. Sonáta G dur, L. 389, K.375 22. Sonáta H dur, L. 348, K.244 23. Sonáta d moll, L. 366, K.1 24. Sonáta F dur "Pastorale", L. 433 25. Sonáta A dur, L. 345, K.113
Recorded 10-17 September 1976 in the Supraphon studio at the Rudolfinum, Prague.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".