Эрнест Блох (1880-1959) был одним из самых оригинальных композиторов первой половины XX века, его музыка страстная и печальная, глубоко интеллектуальная, вобравшая в себя множество национальных влияний и направлений от позднего романтизма и импрессионизма до неоклассицизма, как правило, насыщена еврейскими мелодиями. Предлагаю всем послушать фортепианные сочинения Блоха - сольные и с оркестром
Фортепианные сочинения Блоха, большая часть которых написана в начале 20х годов - Поэмы Моря (1922), Ночью (1922), Нирвана (1923), Пять Эскизов в сепии (1923), Десять пьес для детей (1923), Священный танец (1923) несут на себе явные следы французских влияний (Дебюсси, Равель) - довольно оригинальный еврейский импрессионизм. В гротесковом фортепианном цикле Четыре цирковые пьесы (1922) слышны моменты, родственные квази-джазовым пьесам Дебюсси и Сати, сочинениям "Шестёрки". Поздние вещи 30х годов - Соната для фортепиано (1935) и цикл "Видения и Пророчества" (1936) отмечены сгущением красок, экспрессией и мрачновато-лирическим психологизмом
Симфония-концерт для фортепиано с оркестром (1946-1948) написана Блохом сразу после окончания Второй мировой войны. Если широкоизвестный предвоенный Концерт для Скрипки закончился на ноте надежды, то музыка Концерта-симфонии носит характер жестокого триумфа, человека, только что пережившего колоссальную борьбу. Концерт начинается с впечатляющей сольной темы фортепиано, напоминающей "топтания", подхватываемая оркестром она приобретает характер зловещего марша. Мелодия эта носит несомненно символический "еврейский" характер, рождая в воображении картины Исхода евреев, а временами превращается в колокольный набат. Вся первая часть концерта - практически рапсодические вариации на эту тему - то напряжённые, достигающие пика в оглушительных тутти и звенящих каденциях фортепиано, то спокойные, лирические. Как своеобразный лейтмотив - напоминание о войне то и дело звучит сигнал трубы, чем то похожий на фанфару из 3й симфонии Малера. Если говорить о других влияниях - то тут и Брамс, и Дебюсси и Рахманинов - музыка преимущественно романтическая, но с трагическим характером, даже лирические темы навевают мысли о некой "чёрной" мистике. Не зря музыку второй части концерта - беспокойную, напоминающую образы традиционных Плясок смерти сам Блох назвал дьяволическим скерцо. В среднем медленном разделе этой своего рода военной токкаты разгул злых сил ненадолго прерывается ностальгическими размышлениями, красивыми, но не безмятежными, с чувством затаённой тревоги. После этой небольшой передышки снова возвращается злое скерцо - ещё более ядовитое, с оттенком насмешки и всё неожиданно заканчивается таинственными звуками снова в духе "чёрной магии". В финале структура музыки является более контрапунктовой, чем в предыдущих частях, с напряженными комбинациями тем - решительной темы фанфары с лирическим материалом. Маршевая мелодия постепенно превращается в народный танец в еврейском духе и достигает победного си мажора; кода, однако, возвращается к угрожающим и "набатным" мотивам первой части концерта, оставляя двойственное впечатление от триумфа
Фантастическое Скерцо (1948) для фортепиано с оркестром написано в одно время с симфонией-концертом, возможно в нём Блох использовал фрагменты не вошедшие в концерт - такая же дикая, необузданная c оттенком чёрной магии музыка, только более простая гармонически
Кончерто гроссодля струнных с фортепиано облигато (1925) относится к наиболее часто исполняемым сочинениям композитора. В этом, написанном в необарочной стилистике концерте с возвышенной и красивой музыкой доклассические формы эпохи Баха, Генделя и Телемана сочетаются с современным музыкальным языком. В нём 4 части: 1я - Прелюдия начинающаяся энергичным тутти струнных, поддерживаемых фортепиано, полна драматичных звучаний в необарочном духе, вторая часть - Панихида более спокойна, в 3ю часть Пастораль и Сельские танцы композитор включил народные мелодии в квазиимпрессионистком стиле, как воспоминание о швейцарских лугах. Финал концерта - Фуга - блестящая контрапунктическая беседа всех инструментальных сил оркестра
Поэмы моря (Poems of the Sea, 1922) 1. Waves (3:39) 2. Chanty (2:51) 3. At sea (3:37) Нирвана (Nirvana, poem for piano, 1923) (6:20) Ночью (In the Night, а love рoem pour piano, 1922) (4:10) Пять эскизов в сепии (Five Sketches in sepia, 1923) 1. Prelude (1:45) 2. Fumees sur la ville (1:57) 3. Lucioles (0:31) 4. Incertitude (1:50) 5. Epilogue (3:55) Десять пьес для детей (Enfantines - 10 pieces for children, 1923) 1. Lullaby (1:23) 2. The joyous party (1:01) 3. With mother (2:54) 4. Elves (0:42) 5. Joyous march (1:05) 6. Melody (2:58) 7. Pastorale (1:22) 8. Rainy day (1:17) 9. Teasing (0:46) 10. Dream (2:11) Четыре цирковые пьесы (Four circus pieces, 1922) 1. The two "Burlingham" brothers (2:35) 2. The clown (2:29) 3. The homeliest woman (1:52) 4. Dialogue and dance of the Heavy-weight & Dwarf (3:05)
CD2
Ex-voto (1914) (3:06) Соната для фортепиано (1935) I. Maestoso ed energio (7:42)
II. Pastorale (8:25)
III. Moderato alla Marcia (7:34) Священный танец (Danse sacree, 1923) (3:10) Видения и пророчества (Visions and Prophecies, 1936) 1. Moderato (1:43) 2. Poco lento (2:12) 3. Moderato - Poco piu animato (1:29) 4. Adagio, piacevole (2:32) 5. Poco agitato (2:39)
Симфония-концерт для фортепиано с оркестром (1946-1948) I. Pesante (16:46) II. Allegro vivace (14:21) III. Allegro deciso (12:45) Кончерто Гроссо для струнного оркестра и фортепиано облигато (1925) I. Prelude - Allegro energico e pesante (3:11) II. Dirge - Andante moderato (6:34) III. Pastorale and Rustic Dances (7:12) IV. Fugue (6:20) Фантастическое скерцо для фортепиано с оркестром (1948) (9:26)
Jenny Lin, piano Southwest German Radio Symphony Orchestra Jirí Stárek, cond.
Уважаемый Олег! Архив скачался полностью, а пароль, очевидно, ошибочен: при его вводе он не воспринимается, а последующая распаковка выдает сообщения "Файл поврежден" многократно
Я потому и заменил, что у многих с паролем проблемы, скачайте ape по новой ссылке из поста. Этот диск в мп3 мне когда-то в ру.классикал подарили - их стандарный пароль
Я в курсе Ваших выкладок (и не только Блоха), но прежний Блох у меня как раз весь был (на дисках), включая отсутствовавшие ф.п. квинтеты, но памятуя Ваше - как бы сказать помягче - наставление "не хвастаться", решил не возникать по их поводу (а вскоре необходимость в этом и вовсе отпала). Но главное все же то, что, открывая Погружение, я всегда подспудно надеюсь ознакомиться с новыми результатами Ваших неустанных поисков, подаваемых к тому же в безупречной форме и с "содержательными" комментариями - за что Вам моя непрестанная благодарность.
Никак не могу распаковать архив - даёт информацию, что архив повреждён или имеет неизвестный формат - это касается пр-ний соло. набираю пароль - он не работает
Oleg: С большой благодарностью к Вашей работе на сайте хочу присоединить и пожелание: не уставайте! Продолжайте полезное и благородное дело музыкального просвещения. Все тексты, вставленные Вами, весьма интересны, я их все сохраняю вместе с муз.записями. Они- пример научного, грамотного и доступного непрофессионалам комментария. Спасибо!
Олег,огромное вам спасибо за все ваши чудесные выкладки...потрясающе...приобщился к гениальнейшей музыке благодаря вашему энтузиазму.)Дай Бог вам здоровья и счастья.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".