Бывший материал участника (vasilyspb)
Александр Бородин.
Князь Игорь
Опера в 4-х актах с прологом Александр Бородин.
Князь Игорь
Опера в 4-х актах с прологом
- Игорь Святославич - Михаил Кит
- Ярославна -Галина Горчакова
- Владимир Игоревич -Гегам Григорян
- Владимир Ярославич - Владимир Огновенко
- Кончак - Булат Минжилкиев
- Кончаковна - Ольга Бородина
- Овлур - Николай Гассиев
- Ерошка - Константин Плужников
- Скула -Георгий Селезнев
- Половецкая девушка - Татьяна Новикова
- Няня Ярославны - Евгения Перласова
Хор и оркестр Мариинского театра
Дирижер Валерий Гергиев
Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге.
С ранних лет проявил незаурядные способности и интерес к музыке и
естетественным наукам. Обучался игре на фортепьяно, флейте, виолончели. В
14-15-летнем возрасте написал несколько камерно-инструментальных произведений.
В 1850 году поступил в Медико-хирургическую академию. В 1858 году защитил
диссертацию и получил степень доктора медицины. В 1859 году для музыкального
совершенствования Бородин был послан за границу, где провел три года.
Знакомство в 1862 году с Балакиревым и членами
его кружка произвело
"решительный поворот в художественной жизни" композитора. Впоследствии членов
этого содружества Стасов назвал "Могучей кучкой". В 1864 году Бородин был
назначен профессором Медико-хирургической академии; все свободное время он
упорно отдает музыке. В 1867 году была закончена первая симфония.
В 1876 году Бородиным была написана вторая симфония - "Богатырская", которая
стала знаменитой. В конце 70-х годов музыка Бородина начинает завоевывать
признание за границей. Определенную роль в этом сыграл
Ференц Лист, с большой симпатией относившийся к
русской школе.
Скончался Бородин 27 февраля 1887 года в Петербурге.
Классик русской музыки, автор всемирно известной оперы "Князь Игорь" и один из
создателей классической симфонии, Бородин был и крупнейшим ученым-химиком,
сподвижником Менделеева и
Бутлерова. Он вошел в науку как автор более
сорока опубликованных работ.
Запись 1993 года FLAC, 788 Mb:
https://cloud.mail.ru/public/9n6C/niyzh8BPf
Содержание оперы тут :
Первое действие
Картина первая
Княжеский двор князя Галицкого. Гости пьют и веселятся. Народ и
Скула с Ерошкой в разгульной песне славят князя и рассказывают об
украденной для него девушке. Галицкий выходит на крыльцо и поёт о том,
что не любит скуки, мечтает весело пожить и править в Путивле (песня
«Только б мне дождаться чести»).
Грешно таить, я скуки не люблю,
А так, как Игорь-князь, и дня бы я не прожил.
Забавой княжеской люблю потешить сердце,
Люблю я весело пожить!
Эх, только б сесть мне князем на Путивле:
Я зажил бы на славу! Эх!
Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Я б не стал тужить,
Я бы знал, как жить.
Днём за бранными столами,
За весёлыми пирами,
Я б судил-рядил,
Все дела вершил.
Всем чинил бы я расправу,
Как пришлось бы мне по нраву,
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил!
Пей, пей, пей, пей, пей, гуляй!
К ночи в терем бы сгоняли
Красных девок всех ко мне,
Девки песни б мне играли,
Князя славили б оне.
А кто румяней да белее,
У себя бы оставлял.
Кто из девок мне милее,
С теми б ночи я гулял. Эх!
Кабы мне да эту долю,
Понатешился б я вволю,
Я б не стал зевать,
Знал б, с чего начать.
Я б им княжество управил,
Я б казны им поубавил,
Пожил бы я всласть,
Ведь на то и власть.
Эх, лишь только б мне покняжить,
Я сумел бы всех уважить,
И себя, и вас!
Не забыли б нас!
Гой, гой, гой, гой, гой! Гуляй!
Сестру князь Галицкий хочет отправить в монастырь.
Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу, они
просят отпустить её (хор «Ой, лихонько»). Князь говорит, что девушке у
него не так уж и плохо, что нечего о ней плакать, и прогоняет девушек.
Скула и Ерошка исполняют грубовато-комичную песню о пьяницах (песня
скоморохов «Что у князя Володимира»). Приближённые князя Галицкого
обсуждает возможность посадить его править в Путивле, воспользовавшись
тем, что люди князя Игоря ушли в поход.
Картина вторая
Горница в тереме Ярославны. Ярославна исполняет ариозо «Немало
времени прошло с тех пор». Она тревожится, что от Игоря давно нет
вестей, вспоминает время, когда Игорь был с ней, говорит, как страшно и
тоскливо ей сейчас, как она страдает.
Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Девушки
рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том,
как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и
вернуть девушку.
Входит князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки убегают. Ярославна
упрекает Владимира, что он выкрал девушку, говорит, что расскажет мужу,
как Владимир бесчинствует в его отсутствие. Князь Галицкий отвечает,
что все люди в Путивле за него, что он сам будет здесь править. Однако
потом он говорит, что пошутил, что ему хотелось увидеть Ярославну
в гневе и что он не верит, что она верна Игорю. Ярославна оскорблена,
она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и требует отпустить
украденную девушку. Владимир зло отвечает, что эту освободит, но
заберёт себе другую, и уходит. Ярославна, оставшись одна, признаётся,
что ей борьба не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.
Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими
новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль
идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном
попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что
Путивль выстоит, что его крепость в вере людей в Бога, в верности князю
и княгине, в любви к родине (хор «Нам, княгиня, не впервые под стенами
городскими у ворот встречать врагов»). Княгиня говорит, что эти слова
зажгли луч надежды в её сердце. Слышен звон набатного колокола,
виднеется зарево пожара. Часть бояр остаётся охранять Ярославну,
остальные уходят оборонять город. Женщины горестно причитают. Второе действие
Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню,
в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на
свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая
в княжича Владимира, ждёт свидания. О своей любви она поёт в каватине
«Меркнет свет дневной».
Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей.
Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников.
Пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан.
Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на
страже.
Приходит Владимир, сын Игоря. В каватине «Медленно день угасал» он
поёт о своей страстной любви к Кончаковне, просит её отозваться на зов
любви. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт.
Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не
хочет и слышать об этом, пока они в плену. Владимир слышит шаги отца,
влюблённые расходятся в разные стороны. Входит Игорь. Он поёт
знаменитую арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.
Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной:
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.
О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!
Ты одна, голубка лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймёшь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
В даль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь!
Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь?
Враг — что лютый барс!
Стонет Русь в когтях могучих,
И в том винит она меня!
О, дайте, дайте мне свободу!
Я свой позор сумею искупить.
Я Русь от недруга спасу!
Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье:
Лишь прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И нет исхода мне!
Ох, тяжко, тяжко мне!
Тяжко сознанье бессилья моего!
С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур. Он
говорит, что князь должен бежать, чтобы спасти Русь, и предлагает
достать коней. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает
нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но потом решает
подумать.
Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием (ария «Здоров ли, князь?»).
Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!
(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)
Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь, возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат!
Да, князь, всё здесь,
Всё хану здесь подвластно!
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом!
Но ты меня не боялся,
Пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелось бы быть, ты поверь мне!
Хочешь ли пленницу с моря дальнего,
Чагу, невольницу, из-за Каспия?
Если хочешь, скажи только слово мне,
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи чёрные, влагой подёрнуты,
Нежно и страстно глядят из-под тёмных бровей.
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай!
Игорь жмёт руку хану, но повторяет, что в плену жить не может.
Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на
хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если
хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак
сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц,
чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала
танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»).
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом, негой воздух полон,
Где под говор моря дремлют горы в облаках.
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных;
И сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня…
Ты туда и улетай!
Затем в ритме лезгинки танцуют мужчины. После общей пляски с хором
начинается пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной
пляской.
Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш.
Третье действие
Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Навстречу Гзаку
выходит Кончак и приветствует его песней «Наш меч дал нам победу»,
в которой поёт о победах половцев над русским войском и, в частности,
о сожжении Путивля. Кончак устраивает пир для половцев, сам уходит на
совет с ханами, а пленников приказывает хорошо сторожить.
Остаётся отряд сторожевых. Они хором славят ханов и предупреждают,
что всегда догонят беглецов. Затем они начинают плясать и падают один
за другим. Темнеет, сторожевые засыпают. Овлур подкрадывается к шатру
Игоря и вновь предлагает бежать, говоря, что всё готово. Игорь
соглашается.
В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра
Владимира. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет
Владимира остаться с ней. Выходит Игорь, видит Кончаковну и обвиняет
сына, что тот стал половцем и забыл Родину. Владимир не может решиться:
отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов она
грозит разбудить весь стан, Игорь убегает. Кончаковна несколько раз
ударяет в било. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы.
Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают погоню за
князем, Владимира же они хотят убить. Кончаковна не желает отдавать
его. Появляются Кончак и ханы и узнают о случившемся. Побег Игоря
вызывает у хана уважение, он говорит, что и сам бы поступил так же на
месте Игоря. Он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать.
Хор ханов требует казнить пленников, но Кончак не соглашается. Он
объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь.
Четвёртое действие
Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет.
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Ох, красно солнце!
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Зачем?
Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал».
Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло
всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой
одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются ближе, и
вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь
соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать
радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это
не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал
из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа,
Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана.
На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют
и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят
Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их
измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать
им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору
глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в
колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все
думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи
народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся
убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть
собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и
славят князя Игоря.
|