Николай Римский-КорсаковПСКОВИТЯНКА Опера в 3-х действиях, 6-и картинах
Содержание оперы (из Викпедии):
Действие первое
Картина первая. Сад близ дома князя Токмакова, царского наместника и степенного посадника во Пскове.
Мамки Власьевна и Перфильевна ведут разговоры о том, что на вольный
Псков идёт грозный царь московский Иван Васильевич, разгромивший
новгородскую вольницу. Девушки играют в горелки,
в которых не участвует приёмная дочь Токмакова, Ольга, шепчущаяся с
подругой Стешей о любовном свидании с посадничьим сыном, Михаилом
Тучей. Власьевна рассказывает девушкам сказку, но слышен свист Тучи.
Все уходят в терем. К Туче тайком выходит на свидание Ольга. Между ними
происходит нежная сцена. Услышав шум приближающихся шагов, Туча
перелезает через забор, а Ольга прячется в кусты. Входят князь Токмаков
со старым боярином Матутой, сватающим Ольгу. Токмаков предупреждает
Матуту, что Ольга — его приёмная, а не родная дочь и намёком даёт
понять, что её мать — боярыня Вера Шелога, а отец — сам царь Иван, ныне
идущий с войском на Псков. Слышен звон, созывающий на вече. Ольга потрясена вестями, которые она подслушала.
Картина вторая. Площадь во Пскове. Сбегается народ. На
площади новгородский гонец Юшка Велебин, он рассказывает о том, что
Новгород взят, и что царь Иван Грозный приближается ко Пскову. Народ
хочет выступить на защиту города и выйти в открытый бой. Токмаков и
Матута призывают псковичей к покорности. Туча протестует против этого
решения, взывает к сопротивлению и удаляется со псковской молодёжью
(вольницей) при звуках старинной вечевой песни. Толпа замечает слабость
«вольницы», предвидит её гибель и скорбит о том, что «тяжка рука у
грозного царя».
[править] Действие второе
Картина первая. Большая площадь во Пскове. У домов — столы с
хлебом-солью, в знак покорной встречи. Толпа в страхе и ожидании
прибытия царя. Ольга сообщает Власьевне семейную тайну, которую она
подслушала. Власьевна предвидит несчастье для Ольги. Открывается
торжественный въезд царя при возгласах народа «Помилуй!».
Картина вторая. Комната в доме Токмакова. Токмаков и Матута с
покорностью встречают Ивана Грозного. Ольга угощает царя, который
относится к ней милостиво, заметив в неё сходство с матерью. Девушки
славят царя. После того, как они уходят, царь, расспросив Токмакова,
окончательно убеждается в том, что Ольга — его дочь, и, потрясённый
воспоминаниями юности, объявляет: «Псков хранит Господь!»
[править] Действие третье
Финальная сцена оперы, постановка 1896 года, в роли Грозного — Фёдор Шаляпин
Картина первая. Дорога в Печерский монастырь,
глухой лес. В лесу царская охота. Начинается гроза. По дороге проходят
девушки с мамками. От них отстала Ольга, которая затеяла странствие в
монастырь лишь для того, чтобы по дороге встретиться с Тучей.
Происходит встреча влюблённых. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты.
Туча падает раненым; лишается чувств Ольга — её на руках уносит стража
Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.
Картина вторая. Царская ставка под Псковом. Царь Иван
Васильевич в одиночестве предаётся воспоминаниям. Раздумья прерываются
известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить
Ольгу. Царь в бешенстве и не слушает Матуту, пытающегося оговорить
Тучу. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздражённо говорит с
ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и её
ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Внезапно Туча,
оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет
освободить Ольгу. Царь приказывает перестрелять вольницу, а Тучу
привести к нему. Однако тому удаётся избежать плена. Издалека до Ольги
доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и
падает, сражённая чьей-то пулей. Ольга умирает. В отчаянии Грозный
склоняется над телом дочери. Народ плачет о падении великого Пскова. https://cloud.mail.ru/public/rXtf/3Gzk6ddXu
APE, 507 Mb
Бывший материал участника (vasilyspb)
|