Французская музыка, в общем не является краеугольным камнем
виолончельного репертуара, кроме транскрипции сонаты Франка, которую
разве что на баяне не играют ещё. Иногда играют сонаты Дебюсси и
Пуленка, есть ещё другие интересные виолончельные сонаты начала века.
Сонату Альберика Маньяра (1911) отличает
драматическая выразительность и конструктивная чёткость, характерная для
сочинений этого композитора, который хоть и был ровесником Дебюсси, но
остался практически равнодушен к импрессионизму, зато испытал сильное
влияние Вагнера, а впоследствии развивал традиции школы Сезара Франка.
Особенно интересна вторая часть сонаты с неожиданными 'скачками'
мелодий, с интонациями близким французским народным песнями и медленное
красивое "Funebre" - погребальная песнь, cлушая которую сразу
вспоминаешь о трагической смерти композитора
Соната Шарля Видора (1908) полна деликатности и нежности, искренней душевности, и наверняка понравится любителям виолончельных кантабиле.
В замечательной сонате Луи Вьерна (1910) драматизм
и эмоциональный пафос Бетховена, Листа и Франка, сочетается с почти
Рахманиновской лирикой, а в поздней своей работе для виолончели и
фортепиано - сюите "Вечерние странствия" (1928)
композитор обнаруживает влияние модерна и даже джаза. Его музыку, в
общем позднеромантическую по духу отличают интересные "бурные" гармонии и
неожиданные причудливые мелодии
Соната для виолончели и фортепьяно (1919) Габриэля Пьерне -
мастера камерного жанра, продолжателя традиций Франка, Форе и Дебюсси
наполнена вдохновенной романтической меланхолией, нежными "пастельными"
красками и всплесками печальных эмоций, интересна тщательностью отделки
деталей и мелодической пластичностю.
Соната для виолончели и фортепиано Шарля Кёклена (1917) -
симпатичная вещь с успокаивающей музыкой, которую критики из-за её
привлекательной уютности определяют как сочинение в традициях Форе, но с
приставкой "пост". В 30х годах Кёклен раздобыл где-то старинные
манускрипты с народными средневековыми песнями и на их основе сочинил Три тетради "Бретонских песен для виолончели и фортепиано" (1931-32) - простых и мелодичных.
Соната Клода Дебюсси (1915), имеющая подзаголовок "Пьеро поссорился с Луной"
- программная музыка, написанная на определенный сюжет. Образ Пьеро
проходит сквозь все творчество Дебюсси - на сей раз он усталый грустный
клоун, чьи радость и скорбь одинаково фальшивы. Для Дебюсси последние
сонаты стали прощанием с серебряным веком импрессионизма. Характерный
жанровый аспект - отчетливый испанский колорит (в темах второй части и,
особенно, финала). Соната отличается афористичностью, тяготением к
"воссозданию старины", изяществом фактуры, ритмической прихотливостью,
местами проявляется необычные для Дебюсси напряженность и гротеск.
Соната Пуленка (1940-48), композитора, как
известно щедрого на мелодии, содержит их довольно много и они
разнообразные. Начинается соната в темпе марша, который сменяют
привлекательные широкие романтичные, игривые и сладостно-горькие темы.
Медленная вторая часть сонаты - это ответ Пуленка Сен-Сансу, её мелодия
по красоте ничуть не уступает знаменитому "Лебедю". Третья часть -
интермедия танцевального характера с намёком на мюзик-холл. Финал
начинается со строгого речитатива виолончели, который сменяет
неожиданный жутковатый посвист, а затем - бодрая неоклассическая тема
вперемешку с мотивами в духе французских шансонье
В сонате Венсана д'Энди (1925) колоритные гармонии
немецких романтиков сочетаются с полифонией, а характерные черты
французского народного мелодизма - с особенностями архаических церковных
напевов
Предлагаю, всем кто заинтересовался послушать всё вышеперечисленное. А также впридачу альбом известного виолончелиста Миши Майского "Apres Un Reve"с обработками для виолончели и фортепиано песен и романсов Форе, Равеля, Бизе, Массне, Дебюсси, Шоссона, Дюпарка и Пуленка.
Sonata pour cello et piano (1915) I. Prologue. Lent (4:38) II. Serenade. Moderement Anime (3:35) III. Finale. Anime (3:58)
Intermezzo pour cello et piano (1882) (5:16)
Francis Poulenc (1899-1963)
Sonata pour cello et piano, Op.143 (1940-48) I. Allegro. Tempo Di Marcia (5:58) II. Cavatine. Tres Calme (6:26) III. Ballabile. Tres Anime Et Gai (3:22) IV. Finale. Largo - Presto Subito - Largo (6:37)
Cesar Franck (1824-1890)
Sonata pour cello et piano (1886, Transcribed) I. Allegretto Ben Moderato (6:11) II. Allegro/Quasi Lento/Tempo I (7:51) III. Recitativo-Fantasia. Ben Moderato (7:58) IV. Allegretto Poco Mosso (6:08)
Maurice Ravel (1875-1937)
Piece En Forme De Habanera pour cello et piano (1907, Transcribed)
Sonata pour cello et piano, Op.20 (1910-11) I. Sans Lenteur (10:19) II. Sans Faiblir (2:39) III. Funebre (9:56) IV. Rondement (7:00)
Charles Koechlin (1867-1950)
Chansons bretonnes sur d'anciennes chansons populaires, Op 115. Livre III (1932) I. La Chanson du Pilote (1:34) II. Merlin au berceau (1:32) III. La Conversation de Merlin (1:05) IV. Le Faucon (2:17) V. Le Rossignol (0:25) VI. L'Enfant suppose (2:12) VII. L'epouse du Croise (1:13) VIII. Le Page De Louis XIII (0:41) IX. La Marche d'Arthur (0:36)
Charles-Marie Widor (1844-1937)
Sonata pour cello et piano A major, Op.80 (1908) I. Allegro Moderato (10:07) II. Andante con moto (9:29) III.Allegro Vivace (10:20)
Sonata pour cello et piano, Op 46 (1919) I. Lent (11:29) II. Animez tres peu – Calme (4:37) III. Tempo 1 (Mouvet. de debut) (2:09) IV. Anime (6:34)
Charles Koechlin (1867-1950)
Sonata pour cello et piano, Op.66 (1917) I. Tres modere (4:35) II. Andante quasi adagio (3:47) III. Final. Allegro non troppo (8:25)
Chansons bretonnes sur d'anciennes chansons populaires, Op 115 (1931) Livre I. No 1 La Prophetie de Gwene'hlan (3:00) No 2: Le Seigneur Nann et la Fee (3:40) No 3: Le Vin des Gaulois (0:47) No 4: Azenor-la-Pale (2:04) No 5: Les laboureurs (4:44) No 6: Saint-Eflam et le Roi Arthur (1:03) Livre II. No 1: Les trois Moines rouges (1:26) No 2: Alain-le-Renard (0:54) No 3: Le baron Jaouioz (2:40) No 4: Notre-Dame du Folgoat (1:50) No 5: Iannik Skolan (1:02) No 6: La Ceinture de Noces (2:32)
Sonate pour violoncelle et piano, op. 27 (1910) I. Poco lento (allegro moderato) (8:44) II. Molto largamente (9:10) III. Risoluto (allegro molto) (6:00)
"Soirs etrangers" pour violoncelle et piano, op. 56 (1928) 1. Grenade (4:07) 2. Sur le Leman (5:48) 3. Venise (3:54) 4. Stepe canadien (9:20) 5. Poisson chinois (2:25)
Olivier Gardon, piano Yvan Chiffoleau, violoncelle
Sonata pour violon et piano, Op.59 I. Modere (10:37) II. Anime (7:43) III. Tres lent (10:03) IV. Tres anime (8:13) Sonata pour cello et piano, Op.84 (1925) I. Entree, Modere (7:46) II. Gavotte en Rondeau (2:57) III. Air, Tres lent (4:54) IV. Gigue: Gaiement (3:10)
Alexic Galperine, violon; Francois Kerdoncuff, piano Yvan Chiffoleau, cello; Oliver Gardan, piano
* alyosha добавил ссылку на flac-запись Спасибо, Лёша!
Gabriel Faure 1. Après un rêve (arr. Pablo Casals pour violonelle et piano) 2. Tristesse, Op.6, No.2 3. Au bord de l'eau, Op.8, No.1 4. Les berceaux, Op.23, No.1 Georges Bizet 5. Adieux de l'hôtesse arabe 4:49 Maurice Ravel 6. 2 Mélodies hébraïques - 1. Kaddisch 7. 2 Mélodies hébraïques - 2. L'énigme éternelle 8. 5 Mélodies populaires grecques - 2. Là-bas, vers l'église 9. Vocalise - Étude (en forme de habañera) Jules Massenet 10. Elégie Claude Debussy 11. Beau Soir Ernest Chausson 12. Quatre Mélodies op.13: 2. Sérénade (Jean Lahor) 13. Cantique à l'épouse, OP.36, No.1 (Jounet) 14. Le temps des lilas Reynaldo Hahn 15. Chansons grises - 5. L'heure exquise Henri Duparc 16. Soupir 17. Chanson triste 18. Extase Francis Poulenc 19. Fiançailles pour rire - 5. Violon 20. Métamorphoses - 2. C'est aussi que tu es 21. La Courte Paille - 3. La Reine de coeur 22. Deux Poèmes de Louis Aragon - 1. "C" 23. Les chemins de l'amour
Пожалуйста! Записал ещё с Напстера пару виолончельных вещей для эксперимента - отвратно получилось , надо в настройках звука возиться или обрабатывать
Андре Капле - Эпифания, симф. фреска для влч с оркестром http://files.mail.ru/A9RYT8 Жозеф Ги Ропарц - Соната для влч и ф-но http://files.mail.ru/SJTOEP
1. Константин Владимирович (konst) (Сегодня 12:35) Очень заманчивая программа! booze Спасибо! bravo
2. anm (alyosha) (Сегодня 12:51) Пожалуйста!
3. alex sidmak (sidmak) (Сегодня 14:42) Я здесь http://intoclassics.net/news/2010-09-15-18536 просил его в lossless и вот исполнилась мечта. Он у legoru так зарыт, что в помощь нужно звать крота!
СПАСИБО!
4. anm (alyosha) (Сегодня 15:17) Пожалуйста! Да, дубль получился. Сейчас оформлю.
Спасибо! У меня "виолончельный бум" прошёл годам к 25-ти, мы с женой просто млели от этого инструмента, и мечтали сделать сына челлистом! тогда царствовал Шафран. да только появлялись записи Казальса на пластинках. Шафран, кстати, был диким мандражистом, часто играл в филармонии, мог встать посреди пьесы и уйти за кулисы-текст забывал, или ещё что...сопел ужасно. Но в ударе пребывая-был неотразим. И всё же...маленький постик с сонатой Франка на баяне затмил бы всё остальное!
Сонату Франка на фортепиано я бы тоже послушал - красивую музыку, пусть и заигранную, ничем не испортишь. А виолончельный репертуар довольно узок, хотелось расширить
Олег спасибо!.. не знаю, правда, когда все успеть послушать (виноват отчасти Сати! ), но желание огромное именно послушать сочетание piano&cello отмечу также, что очень по душе (даже очень-очень) piano&cbass - но это уже скорее душа джаза
Алексей, спасибо! Après un rêve! - От одного только названия уже приободренным побежишь на концерт
Эх, спать не будем, суету забудем... тело немощно, слух бодр!
3. Сильвио (komponist) (Вчера 15:28) Буквоедом меня называете?? Больше слова не скажу, именуйте хоть Глиэра Эклером! booze
4. (Барт) (Вчера 16:04) Ах, говорите, говорите, пожалуйста! Вовсе и не думал называть Вас прожорливым едоком букв. Может, ненароком и вырвалось что, но вовсе не из сердца, а так, по глупости. Эх, нет на нас Sidmac-он бы нас приструнил и укоротил!
5. Сильвио (komponist) (Вчера 16:08) Да, очень жаль, что Алекс так резко обиделся (на ерунду) и исчез - не хватает его...
6. (Барт) (Вчера 16:18) Человек-сосуд хрупкий. ТщатльнЕй надо, тщательнЕй! Пореже бы об этом забывать, а лучше всегда помнить!Даже и не знаю как теперь делу помочь.
7. anm (alyosha) (Вчера 23:58)
8. (Барт) (Сегодня 09:06) Пожалуйста! Спасибо за интерес. :)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".