Опера была записана в фонд Радио примерно тогда же, когда состоялась запись с Нэлеппом в главной роли и дирижёром Головановым, ставшая потом на многие годы единственной записью этой оперы, выпускавшаяся на грампластинках. Но головановская запись была записана на трофейной немецкой технике - магнитофонах, и на крайне тогда дефицитной плёнке того же происхождения. Выпуск отечественной магнитофонной ленты ещё не был освоен (и, собственно, мы по-настоящему качественной ленты, способной конкурировать с западными образцами, так мы и не освоили до самой "кончины" этого носителя); в то время широко использовалась техника "тонфильма" - т.е. звук писался на звуковую дорожку киноплёнки. Конечно же, качество таких записей резко уступало даже шеллачным дискам, не то что магнитофонным. Правда, такие сеансы записи позволяли записывать целую оперу не отдельными фрагментами, как, например, записывались "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" образца 1937 года. Хотя технически такие записи осуществлялись тоже не без труда и потому в комплектах записей той поры то тут то там слышны купюры, но всё же это был шаг вперёд (в определённом направлении): несколько абсолютно выдающихся спектаклей ГАБТа СССР был записан именно таким способом (в числе таковых, к примеру, кондрашинская "Снегурочка" тех же лет, "Самсон и Далила" и ряд других). Участие в записи этого комплекта целого ряда замечательных певцов, как и невероятно высокий чисто художественный уровень данного спектакля (да и всех работ Большого театра в 30-50- гг прошлого столетия), позволяет считать эту запись одним из шедевров русского (советского) оперного искусства. Я записывал этот комплект с мелодийных дисков, выпущенных в серии "Исполнительское искусство" в 1985 году. Основателем этой невероятно интересной серии был, если не ошибаюсь, П. Грюнберг. Этому человеку - великолепному знатоку и энтузиасту оперного и вокального искусства мы обязаны огромным количеством материала, хранившегося в архивах Радио и лежавших там мёртвым грузом. Именно он своей настойчивостью, своим энтузиазмом "пробил" публикацию многих и многих записей такого рода. Огромное ему спасибо!
Действующие лица и исполнители: Садко, гусляр и певец в Новгороде — Никандр Ханаев, тенор Любава Буслаевна, молодая жена его — Елена Грибова, сопрано Нежата, молодой гусляр из Киева-города — Бронислава Златогорова, контральто Окиан-Море, царь морской — Иван Петров, бас Волхова, царевна прекрасная, его дочь молодшая, любимая — Валерия Барсова, сопрано Видение: Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего — Иван Бурлак, баритон Заморские торговые гости: Варяжский гость — Марк Рейзен, бас Индийский гость — Павел Чекин, тенор Ведеиецкий гость — Давид Гамрекели, баритон Настоятели новгородские: Фома Назарьич, старшина — Александр Перегудов, тенор Лука Зиновьич, воевода — Анатолий Яхонтов, бас Дуда — Иван Скобцов, бас Сопель — Дмитрий Марченков, тенор (I и IV картины) Вениамин Шевцов, тенор (VII картина) Скоморошины удалые: Первый — И. Нечаев Второй — В. Шевченко Волхи: Первый — Федор Годовкин, тенор Второй — Михаил Новоженин, тенор Хор и оркестр Большого театра СССР Хормейстеры: Михаил Шорин, Александр Хазанов Дирижер ВАСИЛИЙ НЕБОЛЬСИН запись 1946 (I-IV картины) - 1947 (V-VII картины) Оцифровка, реставрация, сведение и растрековка сделаны мною в марте 1996 года.
Нике здесь ещё только 57 !! Он и в 70 звучал ещё ого-го! Но в сравнении с Нэлеппом, голос Ханаева, конечно же, менее красив, хотя значительно мощнее Барсова - да. Поздновато, конечно. Потому их вторым составом (ничего себе - вот времена были!!) и записали. Но ведь записали же !!!
Егор! Смотря что иметь ввиду. Феноменальные данные - это, знаете ли, для Никандра Сергеевича немного "перебор". В силе звука он был наделён изрядно - яркий, сильный звук с отличным верхом. Но ведь были голоса не менее, а может и поболее его по силе - Секар-Рожанский, Павел Богатырёв, Ершов, к примеру. Голос Ники (так его звали в Большом) не обладал красотой тембра, а скорее, был ею обделён. Интонация его тоже была не всегда идеальной, если говорить деликатно. Послушайте, как он интонирует в САДКО "Ой ты, тёмная дубравушка" или начальные строфы "Кабы была у меня". Потом то же послушайте у Нэлеппа, который обладал идеальной интонацией... Так что в умении петь Ника не был королём тоже. Он "гвоздил" верхушки - будет вернее. Голос (материал) всё же выдающийся. Но - не феномен. Ни одного параметра феноменальности не нахожу, простите. Из всех его записей гениальна КОВКА МЕЧА из "ЗИГФРИДА" Р. Вагнера: тут никто рядом с ним не стоял, как говорится, и все великие вагнеровские тенора (Лоренц, Мельхиор, Зютхаус ипр.) нервно курят в сторонке... Вышесказанное не говорит о том, что я не ценю Ханаева. Нет, я высоко его ценю, но и не более того. Да, потом у него было очень крестьянская просодия . В Германе "Когда-б отрадного сомненья..." режет слух эта самая крестьянская манера... Культуры было у него маловато. Не Нэлепп в этом смысле!
Да "Ковка меча" потрясает!Мне ещё нравится его Хозе и Самсон...Крестьянская интонация искупается искренностью.... Когда я первый раз услышал его Хозе , то тоже был шокирован его старообразной манерой... но со временем полюбил эту запись
А вдруг... чем черт не шутит... Не попадалась ли Вам полная запись "Тангейзера" с Самосудом?! Тангейзер - Захаров Н.П. Ландграф - В.Д.Андреевский Вольфрам - В.П.Захаров Елизавета - Л.Н.Геловани Венера - Л.А.Петропавловская Рейнмар - П.И.Коробков Пастух - М.Ф.Мезенцева Оркестр Московской филармонии и большой хор Всесоюзного Радио, С.Самосуд
"Слушайте и наслаждайтесь" - как торжественно сказала одна лекторша после 20 минут трёпа. Ну, все приготовились, что называется, оттянуться. Только магнитофон у неё сразу же зажевал ленту и пришлось уйти несолоно хлебавши....
Да! Тогда Большой - это было грандиозно! Федоровский, Дмитриев, Вильямс, Вирсаладзе, Голованов, Небольсин, Пазовский, Светланов, Кондрашин, Обухова, Держинская, Барсова. Катульская, Пироговы, Лисициан, Батурин, Рейзен, Шумская... Всех не перечесть....
Алексей, спасибо большое за обновление! А паче за просвещение нас по истории отечественного вокального искусства и его сохранении в записи для потомков!
Наверное, сохранение всего этого богатства - наше главное дело. Только "мал наш круг и страшно далеки мы от народа"... :'( Вот Стас Михалов, Лепс, в конце-концов Баксов и проч. - этих знают... Ко мне в класс пытаются поступить люди, которые не знают НИ ОДНОЙ народной песни или романса и даже не поют (если это можно назвать пением!!) на русском языке!! О чём речь?!
Да, Алексей, отлично понимаю Ваш пессимизм в отношении общей музыкальной культуры наших сограждан, не говоря о вокальной. Тем более печально слышать об абитуриентах на вокальное отделение без необходимого слухового опыта, ведь они собираются встать на ту стезю, где, кроме необходимой вокальной техники, нужно знать ВСЕ и ВСЯ об отечественной и мировой культуре... Но все-таки верится, что искреннее желание при наличии таланта может привести к хорошим и даже отличным результатам. Кто ищет, тот находит! Кто стучит, тому отворяют!
Да-да, вот именно такие как Вы - старшее поколение, потом мы - молодое - пытаемся пахать, боронить, потом посеять доброе семя в добрую землю...Но далеко не все зависит от нас как окружения, среды, но, возможно, многое. Хотя я считаю, как это ни парадоксально, что прежде всего в самом человеке должно быть органическое стремление к красоте и истине в слове, краске и звуке! Куда ни день такого малого, талант и интуиция выведут к свету, на определенную вершину. Вспомните жуткое детство Т.Руффа и многих великих. Хотя, видимо, пример с гением не очень удачен. И все же каждый из нас стремится к некоему своему идеалу. Главное, чтобы на этом пути период подражания не затянулся на всю жизнь.
Не будем оффтопить выкладку. Лучше в личку. Как короля делает свита, так и личность человека формируется окружением. Но нынешние люди - не чета тем, что жили во времена Руффо.. Вспомните отца Руффо, его фанатичную любовь к пению, голосам!! Вот ведь в чём дело!...
Тут давным-давно просили обновить Садко Небольсина в оцифровке terrestro http://intoclassics.net/news/2016-09-16-28131. Возможно, у меня её копия. Terrestro, гляньте, ваша?
Тёзка! От души приветствую! Судя по всему - моя. Завтра сверю. Спасибо за помощь...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".