Клавдия Михайловна Новикова (1895 — 1968) была по своему сценическому амплуа опереточной героиней. В то время, когда она начинала свою карьеру в Одессе, а потом, с 1922 года играла в Москве, артистки такого амплуа стремились к показу довольно однотипно решаемого образа светской женщины. Причем, это касалось не только, например, графини Марицы, но и певицы варьете Сильвы Вареску. Подобных героинь отличали, как правило, роскошные туалеты, нарочитая манерность и особая, по большей части, ложная значительность. Новикова утверждала совсем иные принципы. В персонажах, которых она играла, всегда ощущались демократизм, даже простонародность. Так бывало независимо от содержания оперетты.
Героини Новиковой привлекали бурным темпераментом, активным жизнелюбием, готовностью преодолевать препятствия ради достижения цели, чаще всего возможности соединиться с любимым человеком. Большой и красивый голос артистки (сопрано) выражал чувства, переживания, захватывающие зрительный зал. В отличие от многих других исполнительниц, Новикова играла не одну и ту же «голубую» роль, но стремилась к показу разнообразия характеров. Формированию ее артистического мастерства способствовало то, что в 1912 году она окончила одну из лучших тогда в провинции театральных школ Е. А. Мочаловой, а после этого играла в различных драматических труппах, в том числе первоклассных, славящихся на всю Россию, например, в труппе М. Ф. Багрова, где выступила в роли Лизы в «Горе от ума». Пению Новикова училась у известной певицы и талантливого педагога Е. И. Збруевой. Главное же, что определило сценическую направленность Новиковой, — ее участие в годы гражданской войны и в первые послевоенные месяцы в артистических бригадах, связанных с красным агитпоездом (кстати сказать, вместе с Л. О. Утесовым). Выступая перед красноармейцами, рабочими, крестьянами, артистка видела, как горячо принимают они искусство оптимистическое, утверждающее добро, высокие чувства, прекрасные нравственные качества человека. Этим принципам она осталась верна и в своей последующей творческой деятельности. Успех Новиковой, а он был велик, — это прежде всего успех у демократической аудитории. В жанре оперетты она заложила основы нового исполнительского стиля, способствовавшего созданию характеров, близких широкой массе слушателей, в том числе характеров героических.
В произведениях, записанных на этой пластинке, великолепно проявляются лучшие качества артистической индивидуальности Клавдии Михайловны Новиковой. Вот, например, знаменитый дуэт «Бубенчики» из оперетты «Холопка». С каким задором он исполняется, сколько заключено удали, лихости, веселья в голосе певицы, передающем чувство молодой любви! А Перикола из одноименной оперетты! Как искренне и естественно раскрывает Новикова характер уличной певицы, откровенно и в то же время чисто говорящей о своей любви к Пиколло. Это настоящая дочь народа, человек большого и открытого сердца. Когда, например, Новикова исполняла песенку «Карамболина», всех находящихся в зале захватывал ее оптимистический подъем. Такое наполнение давало ту зарядку бодрости, ту радость, которую мы так ждем от искусства музыкальной комедии. Обратим внимание слушателей еще на два произведения, представленных в этой программе: дуэт из оперетты «На берегу Амура» и песню Хиври из комической оперы «Сорочинская ярмарка». Новикова поет их в ярко выраженной характерной манере. И если в первом номере слышится удаль, широта и открытость души, то во втором артистка создает необыкновенно красочную, прямо-таки зримую картину: праздничный летний день в украинском селе, шумная пестрая ярмарка, на которой веселится после трудов праведных озорная и задорная Хивря. Клавдия Михайловна Новикова большую часть жизни была артисткой Московского театра оперетты, но она очень любила выступать и в эстрадных концертах. Она выходила на сцену, как правило, в конце первого отделения, перед антрактом — всегда улыбающаяся, искрящаяся весельем, становилась возле рояля, окидывая лукавым взором зрительный зал. Первым номером звучало обычно что-нибудь бравурное. Одно произведение сменялось другим, бывали среди них и грустные. Но в целом исполнение убеждало всех, что жизнь прекрасна. Чувство радости объединяло певицу с публикой. И зал награждал ее горячей овацией, благодарный за чудесное светлое искусство замечательной артистки. Ю. Дмитриев
1.
ПРИЗНАНИЕ ПЕРИКОЛЫ (Ж. Оффенбах — «Перикола») № 6202, 1937 г. — 3.05
2. ПЕСЕНКА
ОПЬЯНЕНИЯ (Ж. Оффенбах — «Перикола») №
6300, 1937 г. 2.25
3. ДУЭТ
ПОЛЕНЬКИ И МИТРУСЯ «БУБЕНЧИКИ» (Н. Стрельников — «Холопка») № 10385, 1940 г. — 2.51
У меня, к сожалению, нет. В тридцатых она писалась достаточно интенсивно, но там много было разных однодневок. Это то, что я слышал. Более точно я попытаюсь узнать, но не могу гарантировать сроки .. Сорри...
Уважаемый Алексей, пожалуйста, добавьте трек-лист. Имя певицы было бы желательно вставить в заголовок, иначе он слишком безликий, да и для поиска важно. Я вставил.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".