Лили Понс - Мария, Ирра Петина - Маркиза, Сальваторе Баккалони -
Сульписио, Рауль Жобен - Тонио и др. (на франц. языке)
Дирижёр Дженнаро Папи.
Театр Метрополитен, Нью-Йорк, 28.12.1940
«Дочь полка» — одна из лучших комических опер Доницетти. Однако она отлична от «Любовного напитка» и «Дона Паскуале». В ней композитор воплотил истинно французский дух: в мелодиях и ритмах, в построении номеров, где преобладают куплеты, в использовании хора, который эти куплеты подхватывает, в звучании оркестра с важной ролью ударных.Бойкая увертюра, основанная на темах оперы (барабанный бой, эффекты эха, пастушьи наигрыши, марши, танцы) вводит в обстановку действия. Первая характеристика Марии — песня с энергичным пунктирным ритмом «При звуках военных я родилась на свет», составляющая часть дуэта с Сюльписом, содержит и виртуозные каденции, и обороты швейцарских напевов — йодлеров, и подражание барабанному бою («ратаплан»). Еще одна ее песня «Знают везде, знают наш полк», шутливая и задорная, подхватываемая хором, сочетает темы маршевые и вальсовые. Необычен любовный дуэт Марии и Тонио «Как, любишь ты?», построенный на кратких репликах, речевых интонациях, плясовых оборотах. Финал, открывающийся дробью малого барабана и хором солдат со звонкими подражаниями трубным сигналам «Ратаплан», продолжается каватиной Тонио «Друзья мои, вот это праздник» — совсем не распевной, в подвижном темпе и бойком ритме. Ее увенчивает знаменитый трюк — 9 предельно высоких нот. Резкий контраст образует романс Марии с хором «Пора идти, друзья мои, прощайте» с трогательной печальной мелодией. Во II акте томный романс Марии с аккомпанементом арфы «Родился в роще новый день» открывает ее терцет с Сюльписом и маркизой. Однако изысканная мелодия вскоре прерывается звукоподражанием «ратаплан» из ее первой песни и вальсовым припевом второй, а в заключение звучит тема хора солдат из финала I акта, что придает всему терцету неповторимый колорит. Ария Марии «Все богатство и знатность не в силах» — один из немногих меланхоличных номеров оперы в духе Беллини, но и она кончается энергичной, броской мелодией «Привет, о отчизна, дни детства, дни счастья», подхватываемой хором солдат (она же венчает оперу). Терцет Марии, Тонио и Сюльписа «Все втроем мы опять» незамысловатой унисонной мелодией предвосхищает мотивы оперетты. Номер, обозначенный как романс Тонио «Затем, чтоб сравниться с Марией, завербовался в солдаты я», является, по существу, квартетом.
Эта постановка появилась на сцене театра Метрополитен спустя 21 год со дня последнего представления на сцене театра и к столетию со дня её премьеры. Полагаю, что это был акт солидарности с коллегами-французами и с Францией, оккупированной гитлеровской Германией (недаром в финале оперы звучит "Марсельеза"!).
Для француженки же Лили Понс, примы театра в колоратурном репертуаре, эта опера стала не только знаком сочувствия к судьбе её родины, но и "лакомым кусочком", её очередным триумфом: вот где можно было блеснуть техникой, актёрским мастерством, умением перевоплощения - всем тем, чем славилась эта блистательная певица и музыкант: ведь репертуар колоратурного сопрано очень ограничен!
После премьеры один критик писал, что "..явись сейчас Патти, Зембрих или Тетрацини.. вряд ли они были бы столь же очаровательны в роли Марии, как Лили Понс.. Пела ли она или чистила куртошку, била в барабан или же с нечеловеческими усилиями ворочала бак с бельём - всюду была восхитительна и дерзко-комедийна!.." (Кстати, в сцене урока Понс исполняет "Et mon couer va changer" - нечто совершенно очаровательное и прелестное, мне, к сожалению, не известное. Буду рад, если кто-нибудь подскажет, кто автор это сочинения!).
А как колоритно и трогательно смотрелись рядом миниатюрная и женственная пяти- футовая Мария-Понс и огромный, грубоватый покровитель воспитанницы Баккалони, который в ширину был тоже пять футов! Мы, к сожалению, видеть этого не можем, но по реакции зала легко представить, сколь это было комично!
Баккалони, непревзойдённый Бартоло и Дон Паскуале, в своей единственной французской партии был неподражаем: блеск скороговорки, огромное мастерство и ярчайший комедийный талант в соединении с прекрасным пением - всё было так прекрасно! Вслушайтесь, какое богатство интонаций у Сульпицио, когда он появляется в сцене урока!
И, конечно, гениальный дирижёр - Дженнаро Папи! Какие темпы, какая фразировка, какое brio!
Алексей Земляной.
Ссылка (408 Мб) обновлена:
https://cloud.mail.ru/public/4BJL/2HbqLBwr6