GIUSEPPE VERDI (1813 - 1901) Don Carlo Opera in quattro atti (27.10.1867) Filippo II, Re di Spagna Cesare Siepi Don Carlo, infante di Spagha Jussi Bjorling Rodrigo, marchese di Posa Robert Merrill Il Grande Inquisitore Jerome Hines Un Frate Lubomir Vichegonov Elisabeta di Valois Delia Rigal La principessa Eboli Fedora Barbieri Tebaldo, paggio d’Elisabetta Anna Bollinger Il conte di Lerma Paul Francke Un Araldo Reale Emery Darcy Una voce dal cielo Lucine Amara
Metropolitan Opera Orchestra &Chorus Fritz Stiedri 6.11.1950 Metropolitan Opera Hause New York
Алексей, а что за ссылка в кратком описании, где вообще ссылок быть не должно? И какой пост из двух одинаковых удалять? Пожалуйста, выкладывайте аккуратнее.
Почему же странно?.. Я как раз так не считаю. В Мет, как и в любом другом театре, артисты болею, капризничают, дирижёры чего-то купируют и так далее... Театр - живой организм. В Мет'овских спектаклях таких купюр можно насчитать немало. Только сразу, навскидку, приходят спектакли "Бал-маскарад" с Бьёрлингом, где отсутствует его (Бьёрлинга) центральная ария из финала, или "Сказки Гофмана", где Гедда не поёт "Вакхические куплеты"... И так далее...
Дмитрий! Эти купюры - не правило, Но имеют место быть, к сожалению. Что касается этой купюры с Мериллом - то ещё неизвестно, что тому причиной или кто автор этой купюры. Да и Мерилл - это очень хороший баритон, но не гений, простите. Так что пережить можно...
Это моя выкладка, которую почему-то решил реанимировать domna, даже не испрося моего на то согласия. Поэтому я на это ответить не могу. Могу лишь заново выложить.
Сколько раз уже меня обманывала эта дата, 6.11.1950, фигурирующая на обложках разных изданий... Детальное сравнение треков всегда показывало одно и то же. Независимо от того, указано ли на обложке 6 или 11 ноября, запись всюду одна и та же - спектакля 11 ноября 1950 года, который транслировался по радио. Несколько фрагментов премьерного спектакля 6 ноября, транслировавшегося по телевидению, были включены в издание West Hill Radio Archives WHRA-6021. Остального нет нигде. А теоретически ведь могла бы быть и видеозапись...
Истории с переделками опер и купюрами бывают иногда любопытны. В том же Мет несколько десятков лет шла изрезанная "Сила судьбы", с Увертюрой, исполнявшейся перед второй сценой второго акта (в том спектакле, впрочем, это была 2-я сцена 1-го акта, а предыдущая сцена была полностью выброшена). Отсутствующие в записях этой постановки фрагменты оперы можно услышать в записях европейских спектаклей того времени, где зато вполне могут отсутствовать другие фрагменты. А слушая впервые запись спектакля "Набукко" того же Метрополитен 1960 года, я поначалу запуталась - столько там сделано перестановок.
"Per me giunto" нет в записи спектакля 11 ноября 1950 года. В вышеупомянутом фрагменте записи премьеры этой постановки 6 ноября этой арии тоже нет. Однако впоследствии в той же самой постановке Метрополитен она звучала. У того же Меррилла ее можно услышать уже через два года после премьеры - она есть в записи спектакля 20 декабря 52 года. Ее пел Этторе Бастианини как в 1955 году, так и в своем последнем выступлении 11 декабря 1965 года. Пел Марио Серени в спектакле 15 апреля 1961 года, и пел Николае Херлеа в своем дебютном выступлении в Метрополитен 7 марта 1964 года. Пел Шерил Милнс в последнем из транслировавшихся по радио спектаклей этой постановки 22 апреля 72 года. Вряд ли отсутствие одной из лучших арий можно объяснить недостаточной подготовкой. С этой постановки "Дон Карлоса" в Метрополитен началась эпоха Рудольфа Бинга, и премьеру спектакля, не шедшего перед этим на сцене этого театра без малого 30 лет, готовили весьма тщательно. Вряд ли сия купюра была также "капризом" Роберта Меррилла, впоследствии певшего "Per me giunto" - и выступавшего в этой постановке вплоть до самого последнего спектакля летом 72 года, участника почти половины ее трансляций. Быть может, поначалу в новой постановке арию таки "выкинули", а потом решили восстановить.
26 Мы можем только гадать. Редко кто из баритонов "отдаст" без боя эту арию! Мерилл был в ту пору у Бинга в фаворе... Так что причина, по которой сделана эта купюра, останется, видимо, "белым пятном"... Я же склонен считать, что что-то случилось с Мериллом и была сделана купюра....
Разумеется, можно только гадать. Тем более что из создателей и участников спектаклей ноября 1950 года до сего дня дожили, возможно, 1-2 человека, и вряд ли кто-то оставил мемуары с подробным описанием. Однако кое за что зацепиться можно. Есть, к примеру, высказывание Джеральдины Фаррар, присутствовавшей на спектаклях 6 и 11 ноября, оно процитировано в статье к изданию WHRA: "Fritz Stiedry had impossible tempi and no clear understanding of Italianate feeling". Автор статьи (Stephen Hastings) приводит это высказывание, говоря о медленных темпах у Штидри. Находя такие темпы удачными для некоторых мест, он пишет при этом: "Stiedry’s sluggish pacing of Rodrigo’s fundamental dialogue with Filippo II … make it difficult for Merrill to build up the necessary dramatic momentum". И сразу затем перечисляет несколько купюр: "… in the death scene he /Merrill/, and we, are deprived of one of the composer’s most achingly beautiful melodies: "Per me giunto il dì supremo". This is by far the most damaging of many cuts in the score, which also include the second verses of Elisabetta’s and Eboli’s arias in act one." Уж не связаны ли купюры со сложностями, которые порой создавали певцам темпы Штидри?.. Кстати, в единственном, из записанных позднее, спектакле под управлением Штидри (где есть "Per me giunto") Родриго пел Паоло Сильвери. А в трех с Мерриллом, где ария тоже есть, дирижеры - Эреде, Клева и Адлер. Это, конечно, ничего не доказывает...
Ну, медленные темпы, ну есть некая занудность у Штидри... Он всё же был малерьянцем по сути и хорошо дирижировуал венцами, а не итальянцами. Возможно, эта же особенность отвратила Бьёрлинга от этой оперы: блистательно отпев этот спектакль ("блистательно" в смысле голосовом), он более никогда к нему не возвращался...
Бьорлинг пел в "Дон Карлосе" не только в 1950 году, когда он дебютировал в этой опере, и не только в Мет. Он периодически, хотя и редко, "возвращался" к этой партии в течение 8 лет, спев ее последний раз в ноябре 1958 года. Загляните, скажем, сюда: http://www.jussibjorlingsociety.org/database6.html Да, верно, 16 спектаклей за 8 лет - не так уж много (хотя нельзя утверждать, что Бьорлинг не вернулся бы к этой роли еще, не умри он в 1960 году). Но если и предположить, что Бьорлинг отказывался петь Дон Карлоса (что не факт), то он не был единственным тенором, который не жаловал эту оперу. И дело, вероятно, не в дирижере и не в Бинге с его требованием трехнедельных репетиций (на которые Бьорлинг, кстати, сильно опоздал), а в самой партии, не слишком выигрышной для "премьера".
Ну, как она не "выигрышная" ?! Тот, кто пел эту партию, очень её любили. Мой первый педагог пел её всё время и никому не "отдавал". Корелли пел её часто и, по всей вероятности, не от скуки это делал. Эта партия прекрасна, там есть великолепные куски, очень выигрышные. Один финальный дуэт чего стоит! И потом, это партия и сценически очень выигрышна. Другое дело, что она и протяжённа и трудна. Там есть очень неудобные фразы для тех, кто не слишком "сдружился" со своим голосом. Правда, не пели эту партию многие великие тенора, но и ставили эту оперу не так часто: и громоздка по оформлению, и масштабна по составу... Что до Бьёрлинга, то он с конца 40-х годов пел тот репертуар, который он к тому времени выучил и не слишком утруждал себя разучиванием новых. К тому же он терпеть не мог репетиций и режиссёров. Обожаю его!!
Именно в связи с Корелли... Слышала я когда-то, что не любил он Дон Карлоса. Где слышала, от кого - не помню. Так что утверждать не стану, что это так. Вы пишете, что он пел эту партию часто. Но ведь это - смотря с чем и с кем сравнивать. Если с Дон Карлосом Бьорлинга, то Вы совершенно правы. А вот если с другими партиями у того же Корелли, то не совсем. Радамеса Корелли пел гораздо чаще, и, по-моему, для него это было совершенно естественно, впрочем, о том, что касается голосов, Вам лучше судить... Да и вообще, если не ошибаюсь, Корелли больше жаловал (по числу исполнений) оперы других композиторов. А Бьорлинга, по-моему, действительно можно именно обожать - лучше не скажешь. Если же (тут попробую Вам поверить на слово, ибо сие весьма правдоподобно) он действительно терпеть не мог режиссеров, то мое обожание от этого только увеличится.
Элгра! У меня КАРЛОСОВ с участием Корелли несколько. Комплектов 6, вероятно, если не больше. Т.е партию Карлоса он пел часто. И, стало быть, любил. Ведь мог и манкировать при его-то положении и капризах! Эта партия, кроме уже вышесказанного, даёт возможность "показать ноги", простите. Дамы просто визжали - красавЕц был по всем статям: в колете, при шпаге, в роскошном костюме!! Отчего же не выучить партию хотя бы ради этого !!! А Корелли был болен нациссцизмом, и в степени очень немалой. Впрочем, это не умаляет его выдающихся способностей и места в истории оперного искусства, разумеется.
Кстати, о "фаворе". Трудно согласиться с такой характеристикой отношений (в 1950 году) Мерилла, выступавшего в Мет с 1945 года, и Бинга, чья работа в этом театре началась именно с того "Дон Карлоса". В своих воспоминаниях, там, где речь идет о подготовке "Дон Карлоса", Бинг дает Мерриллу высокую оценку, но при этом пишет, что пригласил его на роль Родриго потому, что Леонард Уоррен отказался от продолжительных репетиций, на чем настаивал Бинг. Впоследствии в отношениях Бинга и Меррилла было всякое, но к "Дон Карлосу" это отношения не имеет.
Да, Мериллу Бингом была отведена вторая роль в МЕТе (первая - Уоррену), но тем не менее, это ведь не примечания! Что до долгих репетиций, то пусть Бинг себя бы и высек, как так унтер-офицерская вдова.... Ни один уважающий себя артист (из первачей) не пойдёт на такие "построения"
По-моему, тут Вы не совсем правы. Точнее - правы, если имеете в виду сегодняшний день. Во времена Бинга, по крайней мере, в первые годы его работы в Мет, это было не совсем так, причем не только в Мет. И я могу сослаться, к примеру, на высказывания Чезаре Сьепи, где он сожалеет о театральных переменах, приводящих к сокращению количества репетиций. Полагаю - именно потому, что уважает себя. Правда, определение "первач" Сьепи совершенно не подходит...
Знаете, котгда Тосканини потребовал 100 (cis!) репетиций для того, чтоб исполнить "Трубадура", то только такие люди как Мартинелли не стали артачится... Во всё надо знать меру! - это закон. Если репетироватьдо изнеможения - музыка уходит - остаются лишь ноты...
Подумалось, что я слабо могу себе представить Уоррена в роли Родриго. Поискав в разных местах, прихожу к выводу, что, скорее всего, он никогда и не исполнял ее. Не только в Мет, а вообще. Даже отдельных фрагментов в концертном варианте найти не удалось.
Не могу сказать, отчего г-н Воронов (Уоррен) не исполнял эту партию. Партия превосходна во всех смыслах и очень благородный характер персонажа: баритонам такое редко выпадает. Обычно - злодей, плут или мрачный ипохондрик...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".