Роберт Шуман. Симфонии в оркестровке Густава Малера
13:03
JohnLenin23.09.2007, 18:09 ...Минуточку, а как понять строчку "оркестровка Густава Малера"? Я вообще впервые слышу, чтобы уже оркестрованное произведение оркестровали по новой, или я чего-то не понимаю? Знающие, поясните!
«…Сумма музыкальных красот не выкупает того, к сожалению, крупного недостатка, которым запечатлено всё творчество Шумана, композитора симфонического по преимуществу. Недостаток этот, в живописи называемый бесколоритностью, есть бесцветность, вялость, скажу даже, грубость инструментовки… Оркестр Шумана безостановочно работает, все инструменты участвуют в изложении и развитии мыслей, не отделяясь друг от друга, не контрастируя между собой (эффекты контрастов неиссякаемы в оркестре) и сливаясь большей частью в непрерывный гул, иногда искажающий лучшие места сочинения… Лучшие творения Шумана, наиболее патетические излияния его мощного творческого гения, значительно ослабляются тем непонятным несоответствием превосходного содержания с неуклюжестью его оркестровой техники…»
Так писал о симфониях Шумана П.И.Чайковский, намеревавшийся в своё время переинструментовать все симфонии великого немецкого композитора. Но замысел Чайковского так и остался нереализованным.
Симфонии Шумана были переинструментованы Глазуновым, который довольно свободно подошёл к этой задаче, например, в 3-й симфонии он вводит в партитуру тромбоны там, где они отсутствуют у Шумана, в некоторых местах меняет местами струнные с духовыми, в ряде случаев корректирует голосоведение и т.д.
Кардинальная переинструментовка симфоний Шумана была выполнена Малером. Его работу специалисты и публика признали чрезвычайно интересной, отмечая в то же время, что шумановские симфонии звучат у Малера «слишком по-малеровски», хотя и звучат великолепно. Ярчайшая индивидуальность Малера-композитора, по мнению некоторых специалистов, «разрушает границы стиля, сдвигая и сближая при этом понятия рисунка и краски».
Как превосходные, а также очень тонко и бережно сделанные, отмечаются специалистами редакции партитур шумановских симфоний, выполненные известным дирижёром Джорджем Сэллом.
В конце 80-х купил пластинку с 3 симфоние Шумана. Дирижирова Г.Рождественский. Из текста на конверте как раз узнал, что с оркестровкой у Шумана были нелады и что П.И.Ч очень хотел поработать над партитурами, а А.К.Г.и Г.М. таки над ними и поработали. Кстати, Рождественский сделал запись именно в оркестровке Селла.
А исполняется ли авторский вариант вообще? Может, теперь все играют редакцию Сэлла, или другую [i]редакцию[/i], так ч то явные просчёты замаскированы. Между прочим, Брамс, параллельно с Кларой Шуман готовивший рукописи к печати, пришёл в восторг от первоначального варианта 4-й симфонии. (Шумана напугала первая репетиция с плохим оркестром, и он переписал партитуру, дублируя голоса). Брамс передал рукопись для издания и исполнения, что вызвало гнев Клары, которая считала , что нарушена воля мужа. Она написала Брамсу очень резко, последовала размолвка, принесшая много горя обоим. Это из книги о Брамсе, а о Шумане у меня литературы нет.
Игорь! Мы добавили комментарии одновременно! Может, кто-нибудь из старейших-мудрейших ответит на вопрос.
6.Юрий Руцинский (iura) (05 Сентября 08 17:05)
[Материал]
Да, дело тёмное. Мне этот малеровский вариант очень импонирует, очень "по-арийски"Всякие комментарии, видимо, вредны-раньше слушал эти симфонии, не задумываясь о их редакциях.Чтобы это осознать, надо засесть с нотами.
В одной из передач цикла "Партитуры не горят" по Культуре Артем Варгафтик рассказывал секрет "неудачных" оркестровок шумановских симфоний. Не помню подробности, но речь шла в основном о Рейнской симфонии, оркестровка которой была сделана Шуманом ситуативно, т.е. применительно к определенному концертному залу и нетрадиционному расположению оркестра на сцене. По моему, речь шла даже о каком-то соборе. Варгафтик говорил, что, мол, там-то и надо слушать эту симфонию и в особенностях помещения и заключается секрет такой странной орестровки... Встретил на форуме подтверждение моего воспоминания: "Считается, что Шуман был не очень хорошим симфонистом и плохо оркестровал, но я где-то слышала, что такая оркестровка была идеальна для акустики залов, где тогда симфонии Шумана исполнялись!"
Исполнение произведений в иных, чем привычно, редакциях - особенность репертуарной политики Рикардо Шайи - нового главного дирижёра Гевандхаус-оркестра. Это началось с его первого концерта как шефа - там он исполнил 2-ю Мендельсона "Хвалебная песнь" ("Lobgesang") в первой, редко исполняемой редакции. Потом были "Страсти" Баха в редакции Мендельсона - т.е. как они были исполнены Мендельсоном после многолетнего забвения, теперь вот Шуман-Малер. Конечно же, он играет и "ортодоксальные", устоявшиеся варианты, но периодически он делает вот такие "вбросы".
Всё очень интересно! Варгафтика я видел, он шоумен, любит делать сенсационные "открытия" в телеэфире (такие передачи интересны и нужны). Но плохую акустику разоблачили бы сразу, иначе пришлось бы не только Шумана, а любую исполняемую музыку переписывать "под акустику" зала в Дюссельдорфе. Покопавшись в Муз.энциклопедии, я обнаружил, что премьеры 1-й и 2-й симфоний делал Мендельсон в Лейпцигском Гевандхаузе. Ранняя редакция 4-й была исполнена в один год с 1-й (дир. Ф. Давид). И только 3-ю и переделанную 4-ю Шуман сам дирижировал в "нехорошем" зале.
Замечательная запись. Из всех четырех симфоний на слуху у всех как правило Четвертая. Мне она показалась скорее предтечей ранних симфоний Дворжака. Первую внимательно прослушал впервые. Обратите внимание на цитату из "Крейслерианы", дважды повторяющуюся в завершающем Allegro.
1. Алесь (AlesDePro) (19 Май 10 00:52) Большое спасибо!
2. igor (igor120765) (19 Май 10 23:11) Обожаю,обожаю этот комплит.Сколько уже переслушал их - начиная со знаменитого сэлловского с Кливлендом,но лучше нет и рядом даже нет.Аранжировка Малера просто фантастическая.А 2 в этом варианте - вообще входит в мой личный топ 10.И огромное спасибо за лослесс - кстати,качество значительно выше мпшек(это не всегда так). Очень советую слушать всем,а особенно нелюбителям симфонического Шумана
Меня тоже. Херревеге послушайте - там по уртексту, правда на аутентичных инструментах. Есть обычная романтическая запись оригинальных редакций с Бостоком и Чешским камерным
Огромное спасибо! Наконец-то я могу слушать симфонии Шумана, получая удовольствие. Авторская инструментовка кажется мне совершенно невыносимой, как бы там ни объясняли причины её странности.
Да в любом формате. А у Палыча, действительно, наткнулся на сию вывеску: "Продление ссылок не поддерживается" - звучит как приговор еще не успевшим скачать. А мне придется лишь надеяться на сознательность и имение лишнего времени форумчан на возобновление ссылки.
Юрий, спасибо! Только, насколько помню, ex.ua не у всех открывается. Кажется, в России не открывается. Проверить не могу, т.к. нахожусь в таких географических условиях, где он открывается)
Хочу отметить одну ошибку в основном тексте: автор приведенной здесь цитаты, начинающаяся с "Сумма музыкальных красот не выкупает того..." не Чайковский, а Джордж Селл. Но верно, что Чайковский собирался заново оркестровать симфонии Шумана. Но на Руси, к сожалению, всегда очень долго собираются... На мой взгляд, преимущество оркестровки Селла кроется и в том, что он был дирижером, а не композитором. Композитор неизбежно внесет что-то характерное для его стиля, как например в оркестровке Малера. А исполнение в оркестровке Селла не всегда даже отмечают, выпуская такую запись. Но, вопреки сказанному мною выше, я очень хотел бы послушать эти симфонии в оркестровке Чайковского. Увы... И хочу еще отметить, что влияние Шумана на стиль Чайковского наиболее заметно в Увертюре, открывающей редко исполняемые Увертюру, Скерцо и Финал ор.52 (1841, 1845).
Да, вы правы! Я ведь читал статью Селла по-английски, а там он цитировал и Чайковского. Отсюда и путаница.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".