Либретто Альфреда Грюнвальда и Фрица Лёнера-Беды по истории Имре [Эммериха]
Фёльдеша о Лилиуокалани, последней королеве Гавайев
Премьера: 24.7.1931, Новый т-р, Лейпциг
Действующие
лица и исполнители:
Prinzessin Laya, die "Blume von Hawaii" / Принцесса Лайя, "Гавайский цветок"
Melba Ramos
Prinz Lilo-Taro, ihr Verlobter / Принц Лило-Таро, её наречённый
Dominik Wortig
Jim Boy, ein dunkelhäutiger amerikanischer Jazzsänger / Джим Бой, темнокожий американский джазовый певец
Melvin Edmondson
Reginald Harold Stone, Kapitän der amerikanischen
Marine /
Реджинальд Гарольд Стоун, капитан ВМС США
Kay Stiefermann
John Buffy, Sekretär Gouverneurs / Джон Баффи, секретарь губернатора Гавайев
Stefan Bwoing
Bessi Worthington, Nichtedes Gouverneurs / Бесси Уортингтон, племянница губернатора Гавайев
Heike Susanne
Raka, eine junge Hawaiianerin / Рака, молодая
гаваянка
Anja Metzger
Leutnant Sunny Hill / Лейтинант Санни Хилл
Boris Leisenheimer
WDR Rundfunkchor Köln
WDR Rundfunkorchester Köln
Dirigent: Ralf Lange
Запись: 3.VII.2009, WDR
Rundfunk, Köln
Длительность: 117 мин. 58 сек.
Лилиуокалани (гавайск. Lili’uokalani, первоначально
именовавшаяся Лидия Камакаэа Паки, Lydia Kamaka’eha Paki, по мужуДоминис, англ. Dominis; 2.9.1838, Гонолулу, о-в
Оаху, Гавайский архипелаг – 11.11.1917, Гонолулу, о-в Оаху, Гавайский архипелаг)
– последняя королева Гавайев с 20 января 1891 года по 17 января 1893 года.
Сестра короля Калакауа, жена Джона Оуэна Доминиса, американского губернатора
Оаху и Мауи; детей не было. Вступила на престол после смерти брата и одним из
первых шагов попыталась восстановить реальную власть гавайского монарха,
практически сведённую конституцией к нулю. Под предлогом защиты американской
собственности представители США организовали государственный переворот и
сместили королеву. Правительство Гровера Кливленда в ноябре 1893 года
предлагало вернуть Лилиуокалани корону на некоторых условиях (амнистия
политических противников), которые она отвергла и настаивала даже на смертной
казни агентов США. 4 июля 1894 года была провозглашена Республика Гавайи, в
1898 году аннексированная США (уже при Мак-Кинли). 16 января 1895 года бывшая
королева была взята под стражу, после того, как в садах дворца Иолани было найдено
оружие. Через год её освободили. Лидия Доминис – таким отныне было её
официальное имя – затеяла тяжбу с федеральным правительством из-за коронных
земель; в конце концов легислатура Гавайев выписала ей пенсию в 4 тысячи
долларов в год, также оставило за ней доход с сахарной плантации в 24 км². Она
умерла в 1917 году от инсульта. Лилиуокалани известна как писательница и автор
песен; в тюрьме она написала гавайский гимн Алоха Оэ, а также книгу об истории
страны.
Действие происходит в 90-х годах
XIX века на Гавайях и в Монте-Карло.
Действие первое. Возле виллы в Гонолулу. Незадолго
до начала 20-го столетия американская армия заняла Гавайи и отменили монархию.
С тех пор власть на архипелаге принадлежит губернатору. Гавайская принцесса
Лайя находится в Париже, куда её отправили родители получить европейское
образование. Еще в младенчестве она была обещана в жены принцу Лило-Таро. Лайя
очень любит жизнь и путешествия, большую часть времени она проводит вне родины.
Американским присутствием
недовольно большинство коренных жителей Гавайских островов. Роялистская партия
выбрала Канако Хило своим руководителем и надеется, что ему удастся стряхнуть
колониальное господство США. Однако губернатор Гаррисон лелеет план поженить
свою племянницу Бесси с принцем Лило-Таро, и таким образом укрепить своё
влияние на гавайцев. Однако Джон Баффи, секретарь Гаррисона, влюблённый в Бесси,
препятствует осуществлению планов губернатора.
В Гонолулу прибывает капитан
Реджинальд Гарольд Стоун. На борту его корабля находится знаменитый джазовый
певец Джим Бой в сопровождении менее известной певицы Сюзанны Прованс. На самом
деле, это возвращающаяся домой принцесса Лайя, которая хотела бы временно
остаться неузнанной. Во время плавания капитан Стоун влюбился в
"певицу".
Канако Хило узнал принцессу и
надеется получить в её лице союзника в борьбе против оккупационных властей. Тем
не менее, принцессу не привлекает эта идея, хотя народ приветствует её, как
королеву.
Действие второе. Зал в королевском дворце в
Гонолулу. На проходящем ежегодно празднике цветов, по обычаю, среди девушек
избирается королева цветов – "Гавайский цветок". В этом году
"цветком Гавайев" провозглашают принцессу Лайю. Губернатор Гаррисон
опасается, чтобы народ не использовал это событие для свержения оккупационной
власти. От принцессы Лайи он требует подписать заявление, что она отказывается
от имени гавайского народа от каких-либо суверенных прав. После того, как
принцесса отвергла это наглое требование, она объявляется губернатором
государственной преступницей. Капитан Стоун получает приказ немедленно арестовывать
Лайю. Так как он любит принцессу, он отказывается выполнить приказ и рискует
потерять свою должность. Не желая ставить Стоуна в трудное положение, принцесса
подписывает заявление. Лило-Таро, в чьём сердце внезапно вспыхнула любовь к
своей невесте, пытается протестовать. Он в отчаянии убегает на берег океана,
чтобы там встретить смерть. Теперь Лайя поняла, кому в действительности
принадлежит её сердце.
Действие третье. В китайском баре в Монте-Карло. Здесь
встречаются все герои оперетты послушать пение настоящей Сюзанны Прованс. Лайя
с принцем Лило-Таро, которого спас капитан Стоун, и сам Реджинальд, которому
сегодня повезло сорвать большой выигрыш в казино с Сюзанной Прованс. Обе пары
стали большими друзьями и счастливы в любви.
Венгрия дала мировой оперетте не только Имре Кальмана,
но и наиболее талантливого композитора поколения 30-х годов Пала Абрахама,
придавшего жанру новое звучание. В его творчестве киномузыка занимает столь же весомое место,
что и оперетта (всего им создано 15 опереточных партитур), а его биография сама
могла бы стать сценарием фильма. Абрахам родился 2 ноября 1892 года в
венгерском городе Апатин (ныне – территория Сербии). С 1910 г. по 1916 г. он
обучается в Будапештской музыкальной академии (в т.ч. по композиции – у Виктора
Херцфельда), успевает побывать солдатом на фронте, банкиром, в результате
инфляции теряет все свое состояние и даже отбывает тюремное заключение.
Наконец, в начале 20-х годов оркестровые и камерные сочинения приносят ему
первое признание. В 1927 г. он становится дирижером Будапештского театра
оперетты, пишет вставные номера к чужим опереттам и сочиняет две своих,
прошедших незамеченными. Сенсационный успех его третьей оперетты «Виктория и её
гусар» побудил венгерского театрального антрепренера Микшу Прегера представить
её немецкой публике. Абрахам переезжает в Берлин, где проходят премьеры двух
следующих его оперетт – «Гавайского цветка» и «Бала в "Савойе"».
Здесь он сочиняет также отдельные шлягеры и
музыку ко многим фильмам. Из них наибольший успех выпал на долю «Личной
секретарши» (1931). Шлягер из этого фильма «Ich bin ja so glücklich» исполняла
звезда экрана Рената Мюллер.
Яркий взлет Абрахама продлился недолго. Буквально
через месяц после премьеры последней из оперетт его прославленной «триады» к
власти в Германии приходят нацисты. Продукцию Абрахама и его либреттистов
запрещают. Творчество Абрахама разделяет судьбу «расово-неполноценных» Лео
Фалля, Оскара Штрауса и Кальмана. Спасаясь от нацистского преследования,
Абрахам бежит в Вену, где ставит оперетты «Сказки в Гранд-Отеле» (1934),
«Джайна – девушка из чайного домика» (1935) и «Рокси и её чудо-команда» (1937).
В этот период появляется еще ряд его венгерских оперетт для Будапешта. Все они
не имеют особого успеха. Незадолго до аншлюса Австрии Абрахам возвращается в
Будапешт, где сочиняет и ставит еще одну оперетту. С началом второй мировой
войны композитор уезжает в Париж – без жены, которая не захотела следовать за
ним в эмиграцию, затем через Касабланку и Гавану в Нью-Йорк. В США его
встречают холодно; его произведения не исполняются и он влачит жалкое
существование, работая пианистом. Тяжелое материальное положение и
прогрессирующий сифилис способствовали развитию тяжелого душевного недуга. 5
января 1946 года Абрахам оказался посреди Мэдисон-авеню. В разорванной одежде и белоснежных перчатках он дирижировал невидимым оркестром.
Композитор был отправлен в дом для
душевнобольных, где пробыл все последующие годы. В 1956 году по инициативе
продюсера и друга Абрахама Александра Пааля было создано общество,
организовавшее кампанию за возможность его возвращения в ФРГ и привлекшее к его
трагической судьбе внимание прессы и представителей киноиндустрии. Власти США
давно мечтали избавиться от Абрахама – с 1945 года лица без гражданства. В
числе других нежелательных лиц он был доставлен в Европу и помещен в психиатрическую клинику Гамбурга.
Врачи признали его болезнь неизлечимой. Власти взяли его под свою опеку, его
запутанные финансовые дела были улажены и он смог в дальнейшем даже жить со
своей женой Шарлоттой, с которой он был разлучен с 1939 года и которая ради
него переехала из Будапешта в Гамбург. До последних дней своей жизни он был
уверен, что находится в Нью-Йорке. Абрахам умер почти в полном забвении 6 мая
1960 года во время операции по удалению раковой опухоли в университетской клинике Гамбург-Эппендорф.
Музыка Абрахама несет на себе отпечаток салонной
сентиментальности и отчасти близка к музыке ревю и эстрады его времени. Вместе
с тем, он является чрезвычайно щедрым
мелодистом. Фольклорный экзотизм,
джазовость и венгерский национальный элемент в сочетании с современными
танцевальными ритмами – три основных элемента, на которых базируется его яркий
индивидуальный стиль. Многое композитор унаследовал от кальмановских оперетт,
особенно, от его наиболее «джазовой» «Герцогини из Чикаго» с ее характерной
мелодикой и ритмикой. Это
«интернациональная» музыка, обладающая ярким национальным своеобразием. Яркость
музыки Абрахама – зримая, почти осязаемая, она производит впечатление даже без
визуального ряда. Так, крайне неправдоподобный сюжет первой из оперетт «триады»
позволил ему показать национальное своеобразие музыки Японии, России и Венгрии.
Три страны, в которых происходит действие «Виктории и её гусара» для Абрахама
повод к созданию массовых балетно-хоровых сцен, воспроизводящих «локальный»
колорит. Такая «глобальная интернационализация оперетты» и «фольклорный
этнографизм» становятся своеобразной визитной карточкой стиля его дальнейших
оперетт. В «Гавайском цветке» он обращается к полинезийской музыке, а наиболее
известная у нас его оперетта «Бал в "Савойе"» вообще характеризуется
многонациональным составом её героев.
Гармония Абрахама совершенно нова для оперетты. Это
сочетание джазовых гармонических оборотов и смелой гармонии XX века (Барток!).
Часто встречается полиладовость, политональность, сложная аккордика (один из
примеров – самое начало увертюры к «Гавайскому цветку»). Эрнст Дечеи,
приветствуя новую восходящую звезду оперетты, писал в начале 30-х: «Пал Абрахам
(говорю это, сняв шляпу) – это Рихард Штраус современной оперетты, местами даже
Стравинский!», а Габриэль Адорно, чей авторитет в академических кругах того
времени был непререкаем, писал о его музыке: «Настоящая оперетта должна быть
гармонизована импрессионистическими нонаккордами и кластерами по всем тонам».
Оркестровый стиль композитора – это отдельная тема.
Дело в том, что партитуры его оперетт долгое время считались утраченными (они
действительно были уничтожены нацистами) и оркестр Абрахама в том виде, в каком
мы привыкли его слышать, не соответствовал оригиналу. Музыка Абрахама заново
аранжировалась по клавирам и многое при этом зависело от степени таланта тех,
кто занимался ее оркестровкой. Во второй половине 40-х годов оперетты Абрахама
звучали как музыка Легара и Кальмана, позже – в традициях немецкого мюзикла.
Лишь совсем недавно был обнаружен черновик партитуры «Гавайского цветка».
Реконструированная в соответствии с немногими сохранившимися записями 30-х
годов, эта партитура возвращает нам подлинное звучание абрахамовской оперетты.
Оркестровый "симфоджазовый" стиль Абрахама очень оригинален и
представляет большой интерес. По сути, он использует обычный состав
симфонического оркестра с введением фортепиано, множества экзотических ударных
и других инструментов плюс полный джаз-бэнд. Оперетты Абрахама с его новым
стилем потребовали и соответствующих исполнителей-вокалистов – таких как
привезенный Абрахамом из Будапешта Оскар
Денеш – «Луи Армстронг оперетты» (Фрей) с его блестящими импровизациями.
Действие
«Гавайского цветка» основано на реальных событиях, произошедших в январе 1895
года в столице гавайских островов Гонолулу. Гавайи были открыты в 1778 году
капитаном Джеймсом Куком. Их полинезийское население жило в строгом
соответствии со своими своеобразными обычаями (табу) и под властью многих
вождей. На рубеже XVIII-XIX веков одному из них удалось покорить основные
острова и основать гавайскую королевскую династию. В течение всего XIX века на
Гавайях селятся представители других национальностей, прежде всего, американцы,
которым удается оказывать существенное политическое и экономическое влияние на
королевство. В конце века американцы были даже среди королевских министров. В
1891 году принцесса Лилиуокалани, которая была замужем за шотландцем,
становится королевой. В 1893 году она была свергнута сторонниками США. На несколько лет Гавайи стали республикой под
протекторатом США (фактически – колонией), затем были оккупированы и образовали
новый штат. В январе 1895 года партия Лилиуокалани попыталась под ее
руководством поднять восстание, которое было подавлено. Эти события составляют
содержание первого и второго актов
оперетты. Последнее действие происходит весной того же года в Монте-Карло.
Если бы «Гавайский цветок» с его актуальным,
политически-злободневным сюжетом был бы написан не в Германии, а в Советском
Союзе, он мог бы стать опереттой об освободительной борьбе гавайского народа
против колониального владычества США. Вряд ли Абрахам поставил бы перед собой
подобную задачу. И все же неожиданные переклички его музыки с более поздней
советской опереттой и массовой песней конца 40-х годов представляются не
случайными. Так, первый акт завершается маршеобразной хоровой гимнической
песней, ассоциирующийся с советской опереттой ( Песня о Вольном ветре из
одноименной оперетты Дунаевского!). Из этой же сферы – песня «непокорного
бунтаря» Стоуна с хором о морской дружбе, напоминающая, одновременно, как песню
Кости о маяке из «Белой акации» Дунаевского, так и Гимн демократической
молодежи Новикова. В финале второго акта
она приобретает драматургический смысл темы протеста. Тема политической борьбы
за национальный суверенитет активно заявлена в начале оперетты. Однако ее
дальнейшее развитие переходит всецело в сферу личных отношений героев
«любовного треугольника» и вовсе исчезает в третьем акте. Освободительная борьба
становится лишь эффектным фоном
основного конфликта оперетты – колебанием героев между чувством и долгом. Этот
конфликт движет поступками всех героев «треугольника» и разрешается в финале
второго акта – естественно, в пользу первого (в советской оперетте было бы все
наоборот). В третьем акте к этому уже нечего добавить и оперетта превращается в развлекательное
зрелище сродни ревю и кабаре.
«Шлягерная драматургия Абрахама была сочетанием того,
что было характерно для оперетты конца 20-х годов: дикая смесь джаза и чардаша,
ревю и оперетты, сентиментальности и эротики» (Фрей). Драматургия «Гавайского
цветка» строится на взаимодополнении трех музыкально-образных сфер. Первая –
фольклорная. Полинезийский фольклор входит в оперетту как одна из красок. Это
сложная колористичная музыка с использованием особых приемов оркестровки и
музыкального языка (целотоновый лад и политональность, хоровые унисоны,
гавайские гитары и множество ударных в партитуре). Это соответствующие
сценические ситуации, связанные с обрядами финала первого акта и народным
праздником финала второго акта, где впечатляют массовые балетно-хоровые сцены в
национальном характере. Вторая сфера – джазовая. Это задорные песенки и танцы,
связанные с фигурами певцов варьете Джима Боя и Сюзанны Прованс – мнимой и
реальной, а также линия Бесси – Джон
Баффи и Джим Бой – гавайская танцовщица Рака. Ситуации, которые «провоцируют»
Абрахама именно на такое музыкальное решение – вечеринка в первом акте,
устроенная американским губернатором Гаррисоном
для своей племянницы Бесси, флирт всех героев на традиционном гавайском
празднике коронования королевы цветов во втором и сцена в баре в Монте-Карло
в третьем, где выступают и Бой и
Прованс. Третья сфера оперетты связана с романтическими импульсами, унаследованными
от легаро-кальмановской жанровой модели и их развитием на базе современных
танцевальных ритмов. Характерно, что уже сам Легар в двух своих «мюзиклах»
«Паганини» и «Царевич» строит на такого рода ритмах номера не только побочной,
но и главной линии – показательна замена
незадолго до премьеры вальса центрального дуэта героев Паганини фокстротом! У
Абрахама это – любовные дуэты и арии героев «треугольника». Их полнокровный
мелодизм сохраняет былое очарование и способен впечатлить до сих пор. На
пересечении этих трех сфер как пример стройной, убедительной и продуманной
драматургии рождается главный лейтмотив оперетты – песня о гавайском цветке.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".