Эмма Ресбургская (опера (героич. мелодрама) в 2 актах)
Либретто Гаэтано Росси
Премьера: 26.6.1819, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция
Действующие лица и исполнители:
Edemondo, comte de Lanark déchu de son titre
Vivica Genaux
Emma di Resburgo, son épouse
Simone Kermes
Norcesto di Cumino, actuel comte de Lanark
Thomas Walker
Olfredo di Tura
Manfred Hemm
Donaldo di Solis
Martin Vanberg
Etelia, fille d’Olfredo
Lena Belkina
Araldo
Thomas Kneifel
Orchester des Wiener
Singakademie
Dirigent: Andreas Stoehr
Запись: 8.XI, 2010,
Konzerthaus, Wien
После трехлетнего изучения Италии
и её музыки Мейербер выступил с первым сочинением нового направления. Им
стала опера «Ромильда и Констанца». Эта опера дана была в Падуе 19 июня 1818
года и имела порядочный успех. За нею следуют одна за другой оперы: «Маргарита
Анжуйская», «Альманзор» и многие другие. Все они мало отличаются одна от
другой: преобладание мелодии, лиризм и отсутствие драматизма составляют главную
суть их характера. Новый стиль Мейербера выразился ярче всего в «Эмме
Ресбургской» и в «Крестоносце». Их автор доказал, что он не только усвоил себе
манеру итальянского письма, но вполне переродился сам. Он как будто забыл все
премудрости, которыми немецкие учителя его так усердно начиняли; перестав
думать о контрапунктах и фугах, молодой композитор все внимание сосредоточил на
мелодиях, которые лились теперь прямо из души и не были, как прежде, продуктом
сухого разума. Содержание «Эммы» основано на любовной интриге, музыка ее
лирического характера – простая и ясная. Отсутствие драматизма обусловливается
очень дурно составленным текстом. В «Крестоносце» заметно более серьезное
направление, стремление к музыкальной характеристике. Обе оперы были встречены
итальянской публикой восторженно и положили начало будущей славе их молодого
автора. Они появлялись на всевозможных сценах, а «Крестоносец» даже совершил
путешествие через океан и был поставлен в Соединенных Штатах и других
государствах Америки. Король Бразилии прислал автору оперы местный орден.
- Так, Эмма ди Ресбурго на примете... А так ли хороша, как рассказали? Красива? А добра? Бывает в свете? Богата? А на что там намекали? Что там, жених был... Разошлись? Убитый? Историю разыгрывают в лицах? Казалось, хороша... а вот поди ты... Нет, подожду-ка я на ней жениться!
Действующие лица: Эдемондо, граф ди Ленарк, лишенный своего титула, альт Эмма ди Ресбург, его жена, сопрано Норсесто ди Кумино, нынешний граф ди Ланарк, тенор Ольфредо ди Тура, бас Дональдо ди Солис, тенор Этелия, дочь Ольфредо, сопрано Аральдо
Сюжет
В то время как действие опер, на которые опирается сюжет «Эммы ди Ресбург», происходили в Провансе, Мейербер и его либреттист решили перенести происходящее в средневековую Шотландию. На самом деле, в то время начинают публиковаться первые романы Вальтера Скотта, и Шотландия входит в моду. «Эмма ди Ресбург» была создана за три месяца до оперы Россини «Дева озера», в которой действие также происходит в Шотландии.
Краткое содержание
Действие оперы разворачивается в Шотландии, в графстве Ланаркшир: 1 акт – в замке Тура на реке Клайд, 2 акт – в Глазго.
Акт 1 Сцена 1. Сельский пейзаж недалеко от входа в замок Тура на реке Клайд. Ольфредо, лорд замка Тура, его дочь Этелия и пастухи поют о счастье жить в мире. Однако эти пасторальная идиллия прервана приходом Норсесто, графа ди Ланарк. Глашатай провозглашает, что запрещается давать убежище Эдемондо, лишенному титула графа Ланарк и находящегося в бегах с тех пор, как он был обвинен в убийстве своего отца. Ольфредо, который, кажется, не уверен в виновности Эдемондо, напоминает Норсесто, при каких обстоятельствах старый граф Ланарк был убит. После того, как Эдемондо был обвинен в преступлении, исчез он сам, его жена Эмма и их сын. После этого отец Норсесто стал новым графом Ланарк, после смерти которого его преемником стал его сын. Все эти воспоминания, кажется, смущают Норсесто, который прерывает разговор и возвращается в замок Ольфредо. Затем появляется певец, которого в течение нескольких месяцев приютил у себя Ольфредо (ария «Sulla rupe triste, sola» («На грустной скале, один…»)). На самом деле это переодетая Эмма, которая решила быть поближе к своему сыну Эльвино: при бегстве ей пришлось его покинуть и его забрал к себе Ольфредо. Ольфредо узнал Эмму, несмотря на ее костюм, он клянется защитить ее и ее сына. Успокоившись, молодая женщина следует за Ольфредо в его жилище. Затем бедный пастух проходит неподалеку от замка: это Эдемондо, который устав от жизни беглеца, вернулся в свои родные места, чтобы попытаться вернуть себе жену и сына (ария «Oh Ciel, oh Ciel pietoso» («О, небо, о, милосердное небо…»)). Он сразу узнал Ольфредо, а затем и Эмму, которые поют о счастье воссоединения в трио «Io t'adoro, o Ciel clemente» («Я тебя люблю, о, милосердное небо…»).
Сцена 2. Двор замка Тура, оформленный для праздника, даваемого в честь Ольфредо. Ольфредо приводит Эдемондо на встречу с сыном Эльвино, в то время как Эмма воспевает вместе с жителями доброту Ольфредо. В это время входит Норсесто, Эдемондо и Эмма прячутся в толпе. Как только Норсесто видит Эльвино, его ошеломляет сходство ребенка с Эдемондо. Он требует, чтобы Ольфредо рассказал ему об этом ребенке, и после того, как дочь Ольфредо Этелия дает ему письмо, которое было найдено в колыбели Эльвино, когда он был оставлен, у Норсесто не остается сомнений относительно того, кто является отцом ребенка. Он приказывает своим охранникам схватить мальчика. Не выдержав, Эмма бросается вперед и выдает себя. Она сама попадает в ловушку, в то время как Ольфредо с трудом удерживает Эдемондо, который хочет защитить своего сына и жену.
Акт 2 Сцена 1. Галерея дворца графов Ланарк в Глазго. Рыцарь Дональдо отчитывается перед Норсесто о том, что ему не удалось найти Эдемондо. Это известие очень беспокоит Норсесто, он не хочет ждать, он требует жизнь Эдемондо, а также говорит, что Эмму ожидает та же участь. Его крайняя озабоченность (точную причину которой никто не понимает) не проходит, что укрепляет решимость его рыцарей в поимке беглеца. Приходит Ольфредо с дочерью, которых вызвал Норсесто. Они горько упрекают Дональдо, что он разлучил Эмму с сыном. Норсесто вмешивается и обещает Эмме, что ее сын будет возвращен ей, если она откроет местонахождение своего мужа. Эмма отказывается. В это время галерея дворца захвачена жителями, и рыцари угрожают Эмме и требуют, чтобы она перестала покрывать своего супруга. Несмотря на призывы к спокойствию, раздающиеся со стороны Ольфредо и Норсесто, толпа гневно выкрикивает имя Эдемондо, в то время как Эмма пытается защитить своего сына. Появляется Эдемондо и раскрывает себя, заявляя о своей невиновности (ария «La sorte barbara» («Жестокая судьба…»)). Это заявление вызывает лишь еще большее неистовство толпы, которая требует покарать отцеубийцу.
Сцена 2. Зал правосудия дворца графов Ланарк. Судьи объявляют свой вердикт (хор «Si decida: giustizia… rigore» («Решение: правосудие… непреклонность...»)): Эдемондо приговорен к смерти. Норсесто, кажется, колеблется, однако подписывает приказ об исполнении решения суда. Эмма, потрясенная приговором, публично обвиняет Норсесто в том, что именно он убил отца Эдемондо. Смущенный Норсесто отрицает свою вину в этом преступлении и дает знак привести приговор в исполнение.
Сцена 3. Галерея дворца графов Ланарк. Ольфредо объявляет своей дочери Этелии, что Эдемондо приговорен к смерти. Он также высказывает свои сомнения о том, что его противник Норсесто, возможно, владеет какой-то тайной, которая его гложет.
Сцена 4. Кладбище, где покоятся графы Ланарк. Рассвет. Эмма появляется первой, чтобы почтить память отца Эдемондо перед его могилой, которая была выбрана в качестве места казни его сына. В отчаянии она говорит, что не сможет пережить смерть мужа (ария «Il dì cadrà» («На другой день падет…»)). Под звуки похоронного марша (хор «Del fellon che ti tradì» («Злодей, что тебя предал…»)) охрана и рыцари сопровождают Эдемондо к месту казни. Эмма бросается к своему мужу, чтобы попрощаться с ним. Именно в этот момент прибывает Норсесто, за которым следуют Ольфредо, Этелия и Эльвино. Норсесто объявляет, что его отец является истинным убийцей отца Эдемондо, и в качестве доказательства показывает признание, которое написал его отец и передал ему незадолго до смерти. Эдемондо восстановлен в титуле графа Ланарк, все рады, что справедливость наконец-то смогла восторжествовать. (вольный перевод с французского языка автоматизированного подстрочника статьи из Wikipedia)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".