Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 25 Ноября 24, 09:06
Главная страница » 2015»Декабрь»11 » Карл Орф - Танцующие фавны / Интрада / "Кармина Бурана", сюита для оркестра / Шульверк (Musica poetica, Сочинения для фортепиано)
Карл Орф - Танцующие фавны / Интрада / "Кармина Бурана", сюита для оркестра / Шульверк (Musica poetica, Сочинения для фортепиано)
Оркестровая пьеса "Танцующие фавны" 19-летнего Орфа - отголосок сильного увлечения музыкой Дебюсси. Партитура примечательна изобилием звенящих тембров и тонких эффектов эхо, многочисленных тремоло, имитирующих трепещущий свет, сочетанием активного танцевального движения и волшебной красочности звучания. Беер-Вальбрунн, учитель Орфа, предложил эту пьесу для очередного концерта в «Одеоне», где ежегодно демонстрировались новые работы выпускников Мюнхенской академии. Орф с нетерпением ждал того дня, когда он услышит свою партитуру в живом звучании. «Подошла первая репетиция, — вспоминает Орф, — дирижировал профессор Швикерат, заслуженный исполнитель Брамса и высоко ценимый хормейстер. К сожалению, мне было заранее известно, что Швикерат не принимал моего стиля. Его вступительные скептические слова создали не лучшую атмосферу для репетиции. И все пошло кое-как, а когда дошли до трудных мест с флажолетами струнных divisi, получилась „кошачья музыка" и послышались глупые смешки. Не пытаясь продолжать дальше, Швикерат захлопнул партитуру и объявил пьесу незрелой и неисполнимой".
Экспериментируя в конце 20х с размещением источников звука во время своих сценических опытов Орф пришёл к идее пространственной музыки. Подходящий для монументально-пространственного сочинения музыкальный образ композитор нашел в пьесе У.Бёрда (1544-1623) «Колокола», построенной на двузвучном колокольном остинато. Орф назвал свою вещь "Интрада" - торжественное вступление, открывающее празднество. Партитура была написана для пяти одновременно играющих оркестров. В первой части четыре состава исполняли канон, во второй части попеременно концертировали струнные, челеста и флейты из четвертого и пятого составов, в третьей, кульминационной части включались все инструменты. Пьеса была отмечена как „апофеоз трезвучия", что в тогдашнем музыкальном мире приравнивалось к вызову, браваде. Правильное толкование характера этого сочинения высказал в рецензии К.X.Руппель: «Даже когда Орф пишет „абсолютную музыку", как в пятисоставной „Entrata" для оркестра, за этим стоит зрелище, большое шествие или праздничная импровизация, как ее понимал декоративный вкус Ренессанса или барокко. Орф — музыкант и человек театра — черпает вдохновение всякий раз там, где пробивается наружу стихийная потребность в театральном".
"Кармина Бурана" синтезировала всё лучшее из музыкальных традиций первой трети 20-го века - здесь и приручение народной песенно-танцевальной стихии, использование новых тенденций европейского танца, возрождение старинной музыки и создание особого оркестра с расширенным составом ударных. Карнавальность и стилизованная хороводность этого песенно-танцевального действа напоминают постановки дягилевского "Русского балета". Главным композиционным принципом стало сопоставление контрастных образов и картин: напряженный и мрачный пролог «Фортуна — повелительница мира», повествующий о безраздельной "власти судьбы над беззащитным человеком, сменяется картиной весеннего обновления природы, любовными песнями, хороводами. Гротескные образы второй части («В таверне»), преувеличенные жалобы, стенания и мрачное веселье вытесняются экстатическими плясками, страстными мелодичными ариозо и восторженными светлыми гимнами третьей части. Развитие действия в кантате бессюжетно, сопоставляются аллегорические фигуры. При пестроте сменяющихся картин и разнохарактерности образов кантате присуще интонационное родство большинства мелодических тем с изобретательным варьированием одного трихордного мотива, который напоминает Dies Irae, всем же известная заглавная тема - ничто иное, как вариант первого двутакта из обработанной Орфом "Жалобы Ариадны" Монтеверди.
"Шульверк Орфа" - пятитомная антология элементарной музыки, собранная и обработанная композитором в 20-50е годы для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских ударных инструментов (включая ксилофоны всех размеров, глокеншпили, литавры, бубны, бубенцы и треугольники), цель которой - развитие музыкальности. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. Основу Шульверка составил южно-немецкий фольклор: магический и классический календарный. Это музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь стучать или звенеть для обычного человека так же естественно, как и просто играть. Такая простейшая музыка, генетически нераздельно связанная с речью и движением есть у всех народов мира. Фортепианные пьесы тоже очень просты и по сути представляют песенные формы, аранжированные для ф-но, чем-то похожие на аналогичный цикл детских пьес Бартока. В этих пьесах - истоки мелодики Орфа, чисто диатонической, ритмически элементарной не нуждающейся в виртуозном развитии.
Карл Орф: Танцующие фавны, пьеса для оркестра (1914) Интрада для пяти оркестровых составов и органа по "Колоколам" У.Бёрда (1928, новая редакция 1940) Кармина Бурана, сценическая кантата на тексты из сборника средневековой поэзии (1934-36). Сюита для оркестра Шульверк: Musica poetica / Сочинения для фортепиано
------------------------------------------------------------------------------ Carl Orff (1895-1982) Dancing Fauns, an orchestral play (1914) (9:01) Hessian Radio Symphony Orchestra Paavo Jarvi, cond.
mp3 128 ------------------------------------------------------------------------------ Carl Orff (1895-1982)
Entrata for orchestra, after "The Bells" by W.Byrd (1928, rev.1940) (8:35) Vienna State Opera Orchestra Hermann Scherchen, cond. mp3 320 ------------------------------------------------------------------------------ Carl Orff (1895-1982) Carmina Burana Suite (Cantiones profanae) (1936) (27:33) (Suite, arranged for Concert band by John Krance)
I. O Fortuna, velut Luna (Oh Fortune, variable as the moon) (2:19) II. Fortune plango vulnera (I lament Fortune's blows) (2:03) III. Ecce gratum (Behold the Spring) (2:53) IV. Tanz: Uf dem anger (Dance: On the lawn) (1:50) V. Floret silva nobilis (The noble forest) (2:03) VI. Were diu werlt alle min (Were the world all mine) (0:55) VII. Amor volat undique (The Goddess of Love flies everywhere) (3:28) VIII. Ego sum abbas (I am the abbot) (1:57) IX. In taberna quando sumus (When we are in the tavern) (3:00) X. In trutina (I am suspended between love and chastity) (2:12) XI. Dulcissime (Sweetest boy) (0:36) XII. Ave, formosissima (Hail to thee, most beautiful) (1:39) XIII. Fortuna, Imperatrix Mundi (Fortune, Empress of the World) (2:26) Arthur Bird (1856-1923) Serenade for Wind Instruments, op.40 (1898) (24:11) (Edited by Gunther Schuller)
14. I Allegro moderato (6:16) 15. II Adagio (5:48) 16. III Allegro assai (6:21) 17. IV Allegro energico (5:46)
Herbert Owen Reed (b. 1910) La Fiesta Mexicana A mexican Folk Song Symphony for Concert Band (22:40)
18. I Prelude and Aztec Dance (9:05) 19. II Mass (7:08) 20. III Carnival (6:28)
The Peabody Conservatory Wind Ensemble Harlan D. Parker, cond.
mp3 320 с буклетом ------------------------------------------------------------------------------ ORFF - SCHULWERK
vol.1 Musica poetica
1-4 VIER STUCKE FUR XYLOPHON (1952) 5-9 FUNF KLEINE KANONS (1956) 10-13 VIER TANZSTUCKE 14-18 LIEDER UND SPIELSTUCKE (1931-1950) 19-21 DREI STUCKE FUR FLOTE UND SCHLAGZEUG (1956) 22-27 LIEDER UND TANZE 28-29 ZWEI TAKTWECHSELTANZE FUR VIOLINE UND VIOLONCELLO (1933) 30-36 SIEBEN VOLKSTANZE (Music fur Kinder, 1953) 37-42 MUSIK ZUR NACHT
vol.3 Piano music 1-5 KLAVIER, Ubung Teils I&II №№. 1-40 (1934) 6-29 KLEINE KLAVIERSTUCKES, Heft I-IV (1954) 30-38 BORDUNUBUNGEN №№. 1-14 (1973)
mp3 192 с буклетом ------------------------------------------------------------------------------ О.Т.Леонтьева, - Карл Орф, 1984, 348стр.
Книга представляет собой первую отечественную фундаментальную монографию, посвященную жизни и творчеству выдающегося немецкого композитора XX века К. Орфа, убедительно связавщего современное музыкальное мышление с музыкой далекого прошлого, создавшего ценную музыкально-педагогическую систему, внесшего значительный вклад в развитие музыкального театра.
pdf ====================================== СКАЧАТЬ ВСЁ ОДНИМ АРХИВОМ Размер архива: 386 Mb
Vielen Dank! Знавал я одного нем.-австрийского дирижёра, ученика Орфа-тот ему вручая партитуру "Кармины", пророчествовал-"Играйте это и никогда не будете голодать!" , в смысле. на брот и буттер всегда заработаете. Карл знал себе цену...
Вообще-то там 5 волумов планируют, но я решил, что мне пока и двух хватит, на 2м Musik für Kinder - в принципе то же самое, что и на 1м - стучат, звенят, иногда поют или играют на скрипке http://www.prestoclassical.co.uk/r/Celestial%2BHarmonies/13105-2
Не за что! Это я книгу читал и восполнял пробелы. Правда Маленький концерт для клавесина, духовых и ударных по лютневым пьесам XVI века (1927) нашёл только в отрывках. Может у кого-то целиком есть
К сожалению, кроме книги ничего не сохранилось, но есть фильм Поннеля - Кармина Бурана
https://cloud.mail.ru/public/8UGW/verqbfyyg
В ролях: Lucia Popp John van Kesteren Hermann Prey Michael Habeck Heino Hallhuber Benno Hoffmann Michel Jacot Баварский хор радиовещания (Chor des Bayerischen Rundfunks), Мюнхенский оркестр радиовещания (Munchner Rundfunkorchester). Дирижер: Kurt Eichhorn Режиссер: Jean-Pierre Ponnelle 1975
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".