Франц ШУБЕРТ Лебединая песнь D957; 5 песен Бригитте ФАСБЕНДЕР меццо-сопрано Ариберт Райманф-но Записи XI.1989, VI.1991
Трек-лист: [01] Die Taubenpost (Seidl) D957 no.14 [02] Sehnsucht (Seidl) D879 [03] Der Wanderer an den Mond (Seidl) D870 [04] Wiegenlied (Seidl) D867 [05] Am Fenster (Seidl) D878 [06] Liebesbotshaft (Rellstab) D957 no.1 [07] Kriegers Ahnung (Rellstab) D957 no.2 [08] Frulingssehnsucht (Rellstab) D957 no.3 [09] Standchen (Rellstab) D957 no.4 [10] Aufenthalt (Rellstab) D957 no.5 [11] In der Ferne (Rellstab) D957 no.6 [12] Herbst (Rellstab) D945 [13] Abschied (Rellstab) D957 no.7 [14] Das Fischermadchen (Heine) D957 no.10 [15] Am Meer (Heine) D957 no.12 [16] Ihr Bild (Heine) D957 no.9 [17] Die Stadt (Heine) D957 no.11 [18] Der Doppelganger (Heine) D957 no.13 [19] Der Atlas (Heine) D957 no.8
Прежде всего, хочу отметить, что Бригитту Фасбендер отличает смелое вторжение в ту часть репертуара Lieder, которая преполагает использование мужского голоса. Из Шуберта помимо "Лебединой песни" она записала и "Прекрасную мельничиху", и "Зимний путь". К этому могу добавить "Любовь поэта" Шумана и "Песни странствующего подмастерия" Малера (в последнем случае она не одинока). За бортом, пожалуй, остались лишь циклы "К далекой возлюбленной" Бетховена и "Прекрасная Магелона" Брамса.
Переходя к "Лебединой песни", отмечу, что и здесь подход Фасбендер индивидуален. Как следует из ее комментария в буклете, она хорошо знакома с историей создания этого сборника и с чистовой рукописью Шуберта (о которой я недавно писал в комментарии к записи Олафа Бэра). Исходя из того, что этот "цикл" является собранием поздних песен Шуберта, она включает в него еще 4 песни на стихи Зайдля (хотя, отмечу, одна из них, "Путник - луне", вышла в свет еще при жизни Шуберта). Таким образом, песни Зайдля образуют первый раздел, во главе с "Голубиной почтой", ранее завершавшей цикл. В группу песен Рельштаба она добавляет песню "Осень", единственную из песен Шуберта на стихи Рельштаба, не включенную в свое время в сборник.
В случае же песен Гейне Фасбендер меняет их порядок, но не на тот, что был в рукописи Шуберта (как это исполнил Бэр), а на свой собственный. Причину этого она объясняет тем, что песни в рукописи Шуберта расположены в порядке их появления в книге песен Гейне (это сборник "Возвращение на родину", изданный в 1826 г; все песни Шуберт выбрал из первой четверти сборника, включавшего около сотни стихотворений и четыре поэмы). Она полагает, что нет оснований считать, что порядок, в котором Шуберт сочинял песни, не был бы изменен им при их публикации. Поэтому она предпочла следовать увиденной ей "нити страданий", позволяющий образовать из этих песен цикл.
В результате "мне нравятся очень обои", как версия Бэра, так и версия Фасбендер, поскольку в обоих вариантах в начале "гейневского цикла" идет "Рыбачка", а в завершении - "Атлас". Много лет назад, когда я еще не слышал ни Бэра, ни Фасбендер, и не знал всей подоплеки возникновения этого опуса, то предлагая своей аудитории на одном из вечеров этот цикл в исполнении Ф-Д, я сказал, что песни Гейне предпочитаю дать в иной последовательности. Я не помню точный порядок всех песен, но место "Рыбачки" и "Атласа" было тем же, что и в упомянутых записях.
Но обои создают уют не только клопам. Но в данном случае это цитата из Гейне: "Мне нравятся очень обои, сказал он и выбежал вон". Не знаю, что за игра слов была в оригинале.
"Мне нравятся очень обои, сказал он и выбежал вон" -- виноват, но это не Гейне, нет у него такого. Это Козьма Прутков, «Доблестные студиозусы. Как будто из Гейне» (авторы -- Алексей Жемчужников и Алексей Толстой):
"«Мне нравятся очень... обои!» Сказал им и выбежал вон."
Фааасбендер я очень уважаю и за голос и за музыкальность. Что до "вторжения" в "мужские" романсы, то для меццо соарано это не исключение, а норма. СтОит только посмотреть на концертные программы меццо разных времён и народов. Да та же Софи фон Оттер, к примеру... Можно сказать, что Б.Ф. пошла дальше других - и тут Вы, Юрий, будете правы. Спасибо за выкладку.
Спасибо и за музыку любимого Шуберта, и за большой пояснительный текст, и за исполнителей, и за труд в "Погружении"... Но "обои ненавижу!"...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".