Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 18:26
Главная страница » 2015»Октябрь»3 » Брамс - Трио си мажор, соч.8А, и Трио ля мажор, соч.посм. (А.Бондурянский, В.Иванов, М.Уткин)
Брамс - Трио си мажор, соч.8А, и Трио ля мажор, соч.посм. (А.Бондурянский, В.Иванов, М.Уткин)
15:01
Иоганнес Брамс -
Трио си мажор, соч.8А (запись 1982г.)
Трио ля мажор, соч. посм.(запись 1984г.)
О Трио ля мажор
В 1924 году немецкий исследователь Эрнст Бюкен обнаружил в коллекции манускриптов музыковеда Эриха Пригера рукопись Трио ля мажор, принадлежащую перу неизвестного переписчика. Титульный лист отсутствовал, и имя композитора нигде не значилось. В 1925 году Трио прозвучало на Четвертом Рейнском музыкальном фестивале как «произведение неизвестного композитора». Уже тогда в прессе была отмечена несомненная стилистическая общность с сочинениями Брамса. В 1938 году Трио уже как произведение Брамса было опубликовано лейпцигским издательством Брайткопфа и Хертеля (хотя единого мнения по поводу авторства Брамса не существует и до сих пор).
Учитывая шумановские черты, которые отличают музыку Трио (как и многих других ранних сочинений композитора), Эрнст Бюкен датирует его летом 1853 года, когда Брамс, останавливаясь в Бонне и Мелеме, внимательно изучал творения своего будущего наставника. К тому же именно в Бонне была найдена рукопись Трио, а в Мелеме композитор имел возможность исполнять его со скрипачом фон Василевски и виолончелистом Раймерсом.
Помимо влияния Роберта Шумана, в Трио четко ощутима брамсовская творческая индивидуальность. Прежде всего, обращает на себя внимание сходство с, очевидно, законченным год спустя Трио си мажор, соч. 8, (особенно в первых трех частях), проявляющееся в широте масштабов, драматургии цикла, отдельных мотивных связях, самом характере музыки – юношески-свежей, взволнованной и в то же время классически-стройной по композиции. Фортепианная партия выдержана в типично брамсовской фактуре, напоминая и Трио си мажор, и фортепианные сонаты. «Конечно, – писал в предисловии к первому изданию Трио Эрнст Бюкен, – несмотря на детальный анализ, указывающий на авторство Брамса, придется считаться с гипотезой, что Трио – произведение блестящего стилистического пародиста. Но на эту теорию можно возразить, что имитатор всегда будет стараться копировать установившиеся качества зрелого артиста, а не менее определенные черты его духовной юности. Практически невозможно имитировать особенности стиля, отмечающие развитие и душевную борьбу молодого художника, протекающие с таким жаром и стремительностью, как это было у Брамса; и эти качества повсюду обнаруживаются в Трио ля мажор. Поэтому решение должно основываться не столько на интеллектуальном процессе, сколько на неуловимых интуитивных указаниях, которые после первого же исполнения единодушно свидетельствовали в пользу Брамса».
Главная тема начального Moderato с ее лирической задушевностью и широтой дыхания – великолепный образец мелодики раннего Брамса. Появляющаяся у фортепиано с характерными для композитора аккордовым складом, терцовыми дублировками и мягко колышущимся триольным аккомпанементом, она, переходя к струнным, обретает радостную приподнятость. Напевная лирика побочной партии оттенена неожиданными модуляциями и тревожным пунктирно-ритмован-ным развивающим мотивом, венчаясь ласковыми «убаюкивающими» интонациями заключительного построения. В разработке, вызывающей в памяти аналогичные разделы шумановских сонатных композиций с их секвентными повторами больших внутренне контрастных эпизодов, колорит темнеет, минорная окраска и мотивное развитие основных тем придает им драматически взволнованный характер. Но реприза и кода вновь утверждают светлую образность.
Начальный раздел второй части, скерцо, Vivaceфа-диез минор, окрашен в тревожные тона. Стремительная триольная пульсация, заостренная синкопированная ритмика первой темы, вновь напоминающей Шумана, трижды чередуется с новой, более спокойной и напевной сумрачной мелодией, проходящей в разных тональностях подобно побочной партии сонатной формы. Контраст вносит си-мажорное Trioс его прозрачным звучанием светлой трепетной темы, реминисценция которой вторгается в драматичные образы репризы.
Третья часть, Lentoре мажор, изложена в двойной трехчастной структуре, основанной на варьированном чередовании двух тем и напоминающей многие медленные части инструментальных циклов Франца Шуберта. Начальная мелодия соединяет в себе возвышенное спокойствие и просветленность хорала с простотой и задушевностью народного напева. Рельефный контраст создает более подвижная, драматически возбужденная вторая тема, но и она просветляет колорит в протяженной коде, где интонации обеих тем истаивают в прозрачных умиротворенных звучаниях.
Главная партия финального l'restoв сонатной форме с ее бурным весельем и терпкой жанровостью предвещает образы финала брамсовской Второй симфонии. Более камерна и изысканна ритмически прихотливая первая побочная тема, обрамляющая новую, контрастную элегическую мелодию. В основе разработки – увлекательное и динамичное развитие главной партии, мотивы которой предстают, казалось бы, в неисчерпаемом множестве вариантов. Новой трансформацией начальной мелодии – в увеличении, в меланхолической минорной окраске – открывается и кода, завершающая цикл образами праздничного ликования.
(Александр Бондурянский, фортепиано; Владимир Иванов, скрипка; Михаил Уткин, виолончель)
Оцифровка виниловых дисков 1983 и 85 г.г. соответственно; mp3;
https://cloud.mail.ru/public/C9QT/KMR9EfmEv
Спасибо! От музыки Брамса душа очищается, как и от музыки Моцарта. "Пёрышки светлеют". Очень люблю квартеты, трио и вообще камерные ансамбли! Большое спасибо!!!
Приятного прослушивания! Интересно, что когда я впервые после покупки послушал пластинку с Трио ля мажор, оно мне сразу понравилось, запомнилась навсегда начальная тема первой части. Именно как чисто брамсовская тема. И только потом я прочитал, что авторство Брамса формально под сомнением... На этих пластинках была удачная запись и исполнение. Насчет оцифровки меня, бывало, и не хвалили, хотя всё сделано на одной аппаратуре.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".