Вплоть до 20-х годов прошлого века, считалось, что Вивальди был светским композитором не писавшим духовной музыки, хотя он и был в сане священника, но никогда не занимал поста церковного капельмейстера. Да, не удивляйтесь, как-никак были прецеденты, например, Джузеппе Тартини. Но грянул гром и с полок Туринской Национальной библиотеки извлекли манускрипты более 50 произведений Вивальди духовной музыки, были найдены записи ещё о многих неизвестных работах. То что предстало глазам исследователей было потрясающе. Духовная музыка Вивальди оказалась не менее смелой нежели его инструментальное наследие. С тех пор взгляд на Вивальди как композитора менялся не раз, его неизвестные произведения продолжают находить в различных собраниях, и только недавно начали широко исполнять его оперную музыку, составляющую значительную часть его творческого наследия. Вашему вниманию более-менее полное собрание известных духовных произведений Вивальди.
In furore iustissimae irae RV626 · Longe mala, umbrae, terrores RV629 Clarae stellae, scintillate RV625 · Canta in prato, ride in monte RV623 Filiae maestae Jerusalem RV638 · Nulla in mundo pax sincera RV630
In turbato mare RV627 · Non in pratis aut in hortis RV641 · Stabat mater RV621 O qui caeli terraeque serenitas RV631 · Deus tuorum militum RV612 Confitebor tibi, Domine RV596
Beatus vir RV795 · Salve Regina RV617 · Laudate Dominum RV606 In exitu Israel RV604 · Nisi Dominus RV608
Этот сет необходим при погружении как воздух, ведь духовная музыка - от слова вдыхать. Во глубине сточных канав 21-го века без пузырька живительного потом не всплывешь!
До 1920 г. предположение о том, что Вивальди создал значительный корпус духовной вокальной музыки казалось абсурдным. Поскольку он никогда не руководил хором ни в одной из церквей, считалось, что не уцелело практически ничего из его духовных произведений. Трудно представить себе ту среду, в которой от него потребовалось бы сочинять в значительном объеме подобную музыку. Поскольку Вивальди был священником, он был хорошо знаком с религиозным репертуаром, к которому, вероятно, имел склонность, хотя это ничего и не доказывает. В конце концов, существует несколько примеров церковных композиторов, среди которых самый показательным является Тартини, избегавших в целом вокальной музыки. Ситуация изменилась лишь когда огромное собрание рукописей Вивальди увидело свет и было приобретено для Национальной библиотеки в Турине. Только тогда стало очевидно, что объем его духовной музыки весьма существенен – сохранилось более пятидесяти произведений. Эта музыка весьма разнообразна, выразительна по форме и по уровню мастерства эквивалентна любому из его концертов.
Признанный как скрипач, Вивальди, вероятно, написал весьма немного духовной музыки до второго десятилетия восемнадцатого столетия. Но возможно Вивальди часто получал заказы на духовную музыку, путешествуя со своим отцом в качестве практикующего скрипача. Таковым было вероятное происхождение самого раннего духовного произведения, дату которого удалось установить. Это Stabat mater, RV621 (числовое обозначение отсылает нас к стандартному современному каталогу произведений Вивальди Питера Рима). В 1711 г. Вивальди посетил Бреслау, чтобы играть на престольном празднике в Филиппинской церкви, Maria della Pace; среди произведений, приобретенных этой церковью в следующем году и перечисленных в ее бухгалтерской книге, мы находим Stabat mater для альта и струнных, предназначенное для торжества Семи Скорбей Девы Марии, которое в 1712 г. пришлось на 18 марта. В 1713 г. произошло событие, ставшее самым важным в карьере Вивальди. Франческо Гаспарини, который был хормейстером в Венецианском благотворительном учреждении для подкидышей, где Вивальди работал как скрипач и руководитель оркестра, уехал в отпуск, из которого уже не вернулся.
Вне стен Пьеты в Италии было распространено совсем немного духовной музыки Вивальди, написанной в течение этого периода (1713 – 1719 гг.), но некоторые произведения достигли габсбургских областей в центральной Европе. Приезжий из Богемии Бальтазар Кнапп приобрел некоторое число работ перед своим возвращением в Прагу в 1717 г., и его собрание, похоже, стало ядром скромного культа Вивальди, который процветал в таких центрах как Прага, Осек (в северной Богемии), Брно (в Моравии) и даже в Бреслау (в Силезии). Духовные работы Вивальди были также известны в столице Саксонии Дрездене, где Богемский композитор Ян Дисмас Зеленка включил несколько его произведений в свое обширное собрание духовной музыки. Сохранившиеся работы этого “первого” периода составляют менее половины от общего количества. Такое же число работ “среднего” периода, пришедшего на середину 1720-х и начало 1730-х. Этот период включает почти все произведения, написанные для двух ансамблей. Принимая во внимание, что более ранние работы ограничены в выразительности и весьма просты по структуре, вторая группа характеризуется яркостью и показной контрапунктической роскошью. Многие из этих работ, похоже, имеют связь с торжеством Святого Лаврентия Мартира 10 августа; Вивальди возможно написал их для церкви женского монастыря Сан Лоренсо в Венеции (который каждый год праздновал ее престольный праздник с большим великолепием, или возможно для церкви Сан Лоренсо в Дамасо, покровитель которой Кардинал Пьетро Оттобони был его римским патроном. Единственное, что можно сказать определенно, то, что эти работы были написаны для мужских голосов - энергичное письмо для баса в таких работах как Dixit Dorninus, RV594 было бы неправдоподобно для певицы.
К концу своей карьеры в 1739 г. Вивальди еще раз поставляет духовные вокальные произведения Пьете в перерыве между хормейстерами не будучи более служащим. Только четыре из этих работ дошли до наших дней завершенными по своей форме. Они очень ясно иллюстрируют возвращение Вивальди к фешенебельному галантному стилю, взращенному более молодыми неаполитанскими композиторами, такими как Винчи, Лео и Порпора.
Большинство сохранившихся работ для одного или нескольких голосов. Они включают все мотеты, introduzioni (специальный вид мотета, созданного, чтобы предшествовать Псалмам или частям Месс), гимны и антифоны, кроме того нескольких самих Псалмов. Остающиеся работы - на языке того времени - pieno (только для хора) или concertato (для хора с одним или более солистами). Оркестр чаще всего был составлен просто из струнных и континуе, но несколько произведений включают духовые или obbligato. Энергия и идиоматическая особенность инструментального письма в этих работах непревзойденны в итальянской духовной вокальной музыке того периода.
Необходимо ясно различать работы на литургические тексты, которые являются неизменными и имеют определенное место в церковном календаре и те, что сочинены в свободной поэтической форме (церковные песнопения и introduzioni). Составитель обыкновенно использовал обе формы духовной музыки (например, так называемая “церковная ария” аналогична внешней части арии da capo) или свободно выводил из инструментальной музыки, тогда как позднее следовали за светскими моделями в заимствовании речитативов и арий da capo. В очень немногих частях “литургических” работ наблюдался stile antico (старинный стиль), основанный на полифоническом языке вокальной музыки шестнадцатого столетия. Вивальди, похоже, имел большую трудность в воспроизведении этого стиля, так как экземпляры, содержавшиеся в его работах, включают несколько случаев плагиата.
Величие духовной вокальной музыки Вивальди находится не в ее историческом значении, по-скольку она, похоже, не имела очень широкого распространения в своё время и, в отличие от концертов, не копировалась другими композиторами, а скорее в ее законченном мастерстве и высоком уровне вдохновения. Если Вивальди действительно музыкально и менее одарен, чем Бах, Гендель или даже Перголези, он, тем не менее, обладает полностью индивидуальной манерой выражения безошибочной даже в его наименее существенных работах. В его лучших произведениях каждый замечает потрясающий радикализм: готовность обнажить музыку до ее сути и воссоздавать ее заново из первоэлементов. Виден мощный основообразующий инстинкт объединения работ; снова и снова анализ показывает, как те же самые простые идеи воодушевляют каждую часть сложного произведения и созидают единство. Часто неожиданно тонкое образное описание свидетельствует о глубине, которую Вивальди привнес в эти произведения. Они могут точно быть описаны как мост между его воображением музыканта и его символом веры священника - то, на чем сходились все грани его сложной индивидуальности.
Огромное Вам спасибо! Прежде имел удовольствие прослушать ряд записей духовной музыки в исполнении Негри. Будет очень интересно послушать новую "трактовку".
...касательно "сточных канав 21-го века" (третий комментарий) хотелось бы скромно отметить, как минимум, следующее:
1) либо творческие натуры исписались; 2) либо создающие музыки современники (в широком смысле слова) не смотрят на "реальность" иначе (или более не могут смотреть); 3) либо некий "эмпирически не выводимый" и "научно" не дескрипцируемый "дух" музыки прошлого, - после начала эпохи атональной музыки, додекафонии и экспериментов с тембрами и со звуком в целом, - исчерпал себя; 4) либо в технике барокко, классицизма и романтизма уже написано всё и любое "творческое поползновение" в данном направлении окажется или "жалким подобием" уже созданного, или тривиальным "плагиатом"; 5) либо в указанной технике просто разучились писать...
Естественно, что перечень подобных "либо" можно продолжать еще долго... Вышеизложенное - не более чем экспромтом пришедшие мысли... Прошу прощения...
Спасибо огромнейшее! Слушаю все утро... Шедевр за шедевром, гениальная простота и глубина. Эта музыка переворачивает душу и ласкает, возносит и смиряет, и... И ничего такого, что воспринималось бы как лишнее, вызывая хотя бы тень непонимания или намек на протест. Я бы сказал, что это совсем не тот Вивальди, которого я слышу в светских концертах. Но - несомненно - Вивальди. И тот еще Вивальди! Поэтому сказать Вам один раз спасибо - это ничего не сказать. Эх, раз, еще раз, еще много-много раз!..
A 71-page booklet for the complete series can be downloaded from the Hyperion website (http://www.hyperion-records.co.uk/notes/44171-B.pdf).
But those who prefer to have the original booklets of the 10 volumes in a single PDF document, may download the file Vivaldi-The_Completed_Sacred_Music_booklets.zip. This zip file contains both the 71-page booklet (Vivaldi-The_Completed_Sacred_Music_additional_booklet.pdf) and a pdf file with the 10 original booklets, merged into a single pdf file (Vivaldi-The_Completed_Sacred_Music_merged_ booklets.pdf). This last file (1.765 kB) has 250 pages, and bookmarks for each of the 10 volumes.
You can download the zip file here: http://www43.zippyshare.com/v/5035170/file.html.
71-page booklet должен присутствовать в архивах, буклеты к отдельным томам тоже. Часть томов в формате APE содержит буклеты в двух форматах: Jpeg и pdf.
I know the merged file (250 pages) has no additional information, but a fully searchable, relatively small (1,765 kB) single file, with bookmarks may be useful.
Добрый вечер, Михаил! Все скачала, но не могу распаковать - нужен пароль, а тот,что есть intoclassics.net не подходит. Что же делать? Помогите, пожалуйста.
Проверил, скачав первые части обоих вариантов - распаковываются. Кроме того, несколько человек поблагодарили, следовательно, надо полагать, смогли воспользоваться. Возможно, у Вас устаревшая версия архиватора, или неаккуратно ввели пароль.
Спасибо, скачал чтобы сравнить с исполнением Vittorio Negri. Сравнил: все таки блогер Минор прав, что академическое исполнение барокко возвышенней,глубже ,космичнее так сказать!!! Поэтому в данном случае выбираю Негри и Маргарет Маршалл, хотя и этот комплект оставлю для контраста.Спасибо.
Огромное спасибо за выдающуюся музыку в выдающем исполнении! Этот сет - мое крупнейшее музыкальное потрясение за год. Сколько шедевров было неизвестно. Даже маленькие камерные вещи и те исключительны. Такая музыка сделает честь и гениям из гениев.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".