На подступах к киновоплощению «Гамлета»
Шостакович дважды участвовал в театральных постановках Козинцевым трагедий В.
Шекспира: в 1941 году—«Короля Лира» в Ленинградском Большом драматическом театре
имени М. Горького и в 1954 году — «Гамлета» в Ленинградском академическом
театре драмы имени А. С. Пушкина. Как ни трудно было Шостаковичу забыть
собственную прежнюю музыку, Григорию Михайловичу Козинцеву решительно сказал
перед началом работы над фильмом «Гамлет»: «Прежде всего — ни одной строки из
того, что я написал для спектакля». Писал заново, основываясь на режиссёрском
раскрытии «Гамлета» Козинцевым. Помогла игра И. М. Смоктуновского, Гамлет которого—
не столько философ, сколько поэт-страдалец, хрупкий и в то же время
непоколебимо бескомпромиссный, бесстрашно поднявшийся на борьбу со злом. Это
был его герой.
Козинцев, наблюдая возникновение музыки
«Гамлета», отмечал в своих рабочих тетрадях: Шостакович «пишет слышимый образ,
чувствуя характер, тон, ход зрительного образа. Чувство это всегда точно». Шостакович
в это время не расставался с «Гамлетом» в переводе Б. Л. Пастернака,
вчитывался, вдумывался, расшифровывал для себя подтекст трагедии.
Из тех заметок Козинцева: «Когда Гамлет
среди паники, охватившей Эльсинор, просит музыкантов играть, их исполнение
должно быть не обычно профессиональным, а от страха истерическим. Я сказал это
Дмитрию Дмитриевичу, не взвешивая слова. На оркестровой репетиции флейты
взвизгнули, заверещали нестерпимо пронзительно. На перезаписи пришлось
добавить бубен, чтобы музыка не звучала слишком уж... слишком истерично...»
В связи с образом Офелии Козинцев пишет письмо композитору с мыслями об
уроке танцев, о теме «искусственного» воспитания. Получил ответ музыкой: «Вот
ноты. Мудрить тут особенно нечего». Шостакович «приехал, посмотрел. Посмотрел ещё
раз: «Номер перепишите. Только челеста». «Потом,— рассказывает Козинцев,— я
услышал «Смерть» и другие номера. Да, мудрить всё-таки пришлось». Была
услышана хрупкая нежность Офелии — музыка, названная Козинцевым «хрустальной
ясностью».
Музыкой насытили весь фильм рискованно густо, ввели её там, где по всем
канонам и практике кинотрагедии ей быть не полагалось. Козинцев записывал:
«Мир полон звуков. В часы тишины слышится весёлое стрекотание погремушек и
глухие удары бубна, ломкий посвист дудочки, взвизги лихого припева: из чёрной
дыры, глубиною в два аршина, разговаривает с датским принцем его далёкое
детство — игрушечным, скоморошным фальцетом Йорика... Ассоциации пластики в
звуке (оттенки веселья, первый монолог Гамлета)...»
Выпущенный на экраны в апреле 1964 года
фильм «Гамлет» произвел потрясающее впечатление. Это было новое открытие
шедевра Шекспира. Музыка стала предметом специального изучения, подробных
анализов и далеко идущих обобщений.
По отношению ко всему богатому и разнообразному кинотворчеству Шостаковича
фильм «Гамлет» занял место аналогичное месту Десятой симфонии в эволюции
симфонизма: концентрат стилевых особенностей, итог, обобщение.
Из книги С. М. Хентовой. Шостакович. Жизнь и творчество, 1986
Я этот фильм смотрел в гостях. Мне было очень мало ЛЕТ. В соседней комнате шум, ГАМ... Но для меня их словно нет. Прикован чем-то я к экрану. Неужто музыки гипноз? И этот странный Смоктуновский... А по спине бежит мороз.
На одном из форумов Погружения я нелестно отозвался о Николае Семеновиче, а точнее о его исполнении симфонии Гайдна - беру свои слова обратно, отличный дирижер, настоящая ленинградская школа.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".