Отто КЛЕМПЕРЕР исполняет музыку своих современников (и свою собственную)
Отто КЛЕМПЕРЕР Веселый вальс (1931) Курт ВАЙЛЬ Маленькая трехгрошовая музыка (1929) Пауль ХИНДЕМИТ Достославнейшее видение (1938),сюита из балета Игорь СТРАВИНСКИЙ Симфония в 3-х частях (1945) Оркестр Филармония (Лондон) Записи 1954 (Хиндемит) и 1961-62 гг.
Несколько неожиданный по содержанию диск, если учесть, что в репертуаре Клемперера в послевоенные годы доминировали сочинения немецких и австрийских композиторов, от Баха до Малера. Однако в довоенное время картина была иной. В 20-ые и 30-ые годы Клемперер был активно вовлечен в современную ему творческую жизнь, и не только как дирижер, но и как композитор (в последнем случае, однако, с меньшим успехом). Приведу пару примеров, дополняющих буклет и также относящихся к композиторам данного альбома: в одном из оперных театров Берлина, где Клемперер был главным дирижером, он поставил в начале 30-х "Царя Эдипа" Стравинского и "Кардильяк" Хиндемита.
Диск открывает "Веселый вальс" Клемперера из его единственной оперы "Цель" (Das Ziel), написанной в 1931 г. В отличии от оригинала, здесь он звучит в версии для полного оркестра, которая впервые была исполнена Клемперером в 1936г, но уже в США. Этот вальс был мне известен ранее и его средний раздел я принимал за то, что немцы называют "Marsch schnell". Но из буклета альбома я узнал, что, по словам самого Клемперера, это танец "one-step", деталь, отражающая эпоху и по этой причине, вероятно, важная для Клемперера.
Разумеется, эпоха 20-х годов много ярче отражена в музыке "Трехгрошовой оперы" Вайля, имевшей огромный успех после ее премьеры в Берлине в 1928 г. И именно по заказу Клемперера Вайль вскоре сочинил сюиту для духового ансамбля из музыки этой оперы, дав ей несколько ироничное, на мой взгляд, название "Kleine Dreigroschenmusik". Естественно, Клемперер был ее первым исполнителем.
Балет Хиндемита Nobilissima visione (русско-церковный эквивалент его названия "Достославнейшее видение" я взял из монографии "Пауль Хиндемит" Левой и Леонтьевой) основан на эпизодах из жизни Франциска Ассизского и создавался в тесном сотрудничестве с Леонидом Мясиным. (Об интереснейших подробностях возникновения этого весьма не очевидного замысла и его воплощении, а также содержании балета можно прочесть в упомянутой монографии, кажется, выкладывавшейся на Погружении). Музыка балета полностью в концертах никогда не исполнялась так как была написана для ансамбля малого размера, но Хиндемит создал оркестровую сюиту в 3-х частях, названия которых - 1. Введение и рондо 2. Марш и пастораль 3. Пассакалия - абстрагированы от фабулы балета (что я считаю правильным решением), а подробности о их месте в балете можно узнать из той же монографии.
"Симфония в трех частях" Стравинского сочинялась во время войны (начиная с 1942 г), что несомненно наложило свою печать на ее характер. И Стравинский, и Клемперер жили в это время в Калифорнии и общались. Премьеру симфонии в Нью-Йорке в 1946 г дал Стравинский, а Клемперер уже в 1947 г исполнил ее в Лос-Анжелесе. Из трех имеющихся у меня исполнений трактовка Клемперера выделяется драматизмом и масштабом, тогда как у Стравинского впечатляет энергия и острота ритма.
Ну, если Вы видите драматургию в симфониях Гайдна, то почему Вас удивляет, что я вижу много больше, чем моторику, в этой симфонии Стравинского? Кроме того, подозреваю, что исполнение Клемперера Вы еше не слушали.
Я, вообще, к Стравинскому достаточно сложно отношусь. Для меня лично есть ряд произведений у него безусловно выдающихся, например, концерт для 2-х ф-но или Петрушка, как балет так и переложение. Но в целом я рассматриваю его творчество довольно подозрительно. Есть ряд композиторов, типа Шостаковича или Прокофьева, у которых каждая нота, за некоторым известными исключениями, прочувствована, прожита или, хотя бы, искренна, у Стравинского же каждая нота - придумана! Вот лично я ощущаю в его музыке именно так: каждая нота идет от головы, причем голова с какими-то заранее определенными концепциями. В сущности, если говорить в общем и целом, то, что представляет собой его музыка? - Это от начала до конца коллажная работа, основанная на своеобразном ритме, меняющимся в зависимости от конкретной концепции, с нанизанными на нем мелодическими огрызками и причудливом сочетании различных пластов и фактур в музыкальной ткани. Такая композиторская работа, по большей части, похожа на выведение новой породы мышей. Причем выведение связано с отсеканием всего эмоционального и прочувственного в музыкальной ткани, - лишь бы не возвращаться к клише романтического в инструментовке. Поэтому у меня сложилось впечатление ,что за музыкой Стравинского интересно больше следить, чем ее, собственно, слушать. Мне интересно как он разнимает привычные закономерности в музыке, типа использует одновременное сосуществование различной метрики в балете "Агон" тактах, или как он убирает в некоторых балетах в каждом такте сильную долю, что сильно осложняет жизнь танцорам. Интересно как он интерпретирует некоторые привычные структуры в сочинениях, например, в Думбартон Окс, когда вроде начинаешь ощущать на слушательском уровне соразмерность звуков и вдруг он всё это как бы бросает и на начинает резко дробить звуки. Начинаешь вроде свыкаться и с этим неожиданным поворотом, как он уже кадансирует фальшивым кларнетом. Вообщем, сидишь-чешешь затылок и думаешь: "какая-то странная звуковая материя мимо меня пробежала, которую я не совсем догнал". И вот у меня от Стравинского всё время такое ощущение, будто он занимается монтажом, а не сочинением музыки. И, кстати, эта монтажную работу Стравинский может проделывать только с более-менее простыми объектами, типа Перголези или форт. пьесами или романсами Чайковского, когда имеется бОльшая возможность для успешного оперирования материалом. Всё что посложнее структурно и мелодически, типа симфонии Чайковского, уже не идут в ход, т.к. они не умещаются в короткие монтажные схемы. Ведь по большому счету, та же Петрушка - это мастерски созданная монтажная работа из русских и литовских попевок, фейерверк феноменальной композиторской техники, пик которой пришелся на "Весну священную", где он уже решил использовать уже все технические арсеналы и всю тяжелую артиллерию вместе взятые. Но повторяться не хочется, нельзя же плодить бесконечно петрушок с весной священной, но техника-то никуда не делась, а удивлять просвещенную публику дальше как-то надо, если уже мелодии у тебя никак не получаются и внутреннего слуха нет. А для меня всё это наподобие оперных колоратур: ну, пропели мне виртуозно две-три минуты и я повосхищался виртуозной работой, ну еще пять минут меня чем-то удивили, а потом это уже приедается слушать одни колоратурные рулады, хочется бесхитростного душевного пения Млады Римского-Корсакова.
Честно говоря, я скорее пробежал, чем прочитал написанное. Меня методика творческой работы композитора не интересует сама по себе, мне важен результат. И очень ценю, когда у композитора есть свой, безошибочно узнаваемый стиль. В большинстве своих сочинений Стравинский меня увлекает и спутать его ни с кем нельзя. Исключение - самые последние сочинения (кроме Септета, где он, кстати, и узнаваем).
А я про результат и писал, мне он неинтересен, даже при наличии своего авторского почерка, который, по большей части, части состоит из ритмического монтажа.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".