Фортепианные сочинения созданы Лютославским в основном в 40х-50х годах и совпадают по времени написания с этапом увлечения композитора фольклором
В 1945 году Лютославскому обратилось Польское музыкальное издательство с просьбой написать для пианистов пьесы на фольклорные темы. Композитор сочинил первый цикл такого рода - „Народные мелодии" для фортепиано. Сам Лютославский посчитал такую работу полезной и нужной: "для меня она стала не просто обязанностью польского композитора восстановить урон шести лет планомерного уничтожения польской культуры - я находил в ней удовольствие". Фольклорные темы звучат в почти неизменном виде, а сопровождение контрапунктического типа не подчиняется логике мелоса, полностью меняя содержание народного материала. Так создавался определенный стиль, суть которого - в „обручении" простых диатонических тем с нетональной гармонией. Следующий неофолклорный фортепианный цикл "Буколики" (1952) основан на народных напевах Курпе (область, лежащая к северо-востоку от Варшавы), собранных Владиславом Скеровским. С поразительной изобретательностью Лютославский здесь применяет ряд тонких приемов, всегда хорошо подходящих для фольклорного материала, показывая выразительные свойства оригинального напева совершенно в ином качестве. Особо следует отметить исключительную сбалансированность мысли, изложенной в затейливой фактуре и миниатюрной форме. В цикле пять частей - Allegro vivace, Allegretto sostenuto, Allegro molto, Andantino, Allegro marziale. К этим же сочинениям примыкают пятичастный цикл "Танцевальные прелюдии" (1954) для кларнета и фортепиано, включающий в себя пять разнохарактерных пьес - Allegro molto, Andantino, Allegro giocoso, Andantino, Allegro marziale и 20 колядок для голоса и фортепиано (1946)
Пять песен на слова Казимеры Иллакович (соч. 1956-57) принято считать границей нового периода Лютославского. В этом изысканном с характерными названиями ("Море", "Ветер", "Зима", "Рыцари") цикле композитор использует последовательное деление интервалов на холодные и горячие (наиболее отчетливое и выразительное в песне "Церковные колокола"), а затем использует их по горизонтали и вертикали, выстраивая новый гармонический язык. Сочинение воспринимается иногда как родственное сериальности Шёнберга и Веберна. Лютославский, однако, открещивается от такой интерпретации, хотя в 50-е годы это звучало как комплимент: «Сериальность это замена действия состоянием», - писал он тогда (1959) в своих заметках. В действительности независимость, ритмическая непредсказуемость, идущая от Дебюсси, Стравинского и Бартока выступают у Лютославского изначально.
В годы войны Лютославский был вынужден ограничить свою публичную деятельность игрой на фортепиано в варшавских кафе, иногда в дуэте с другим известным впоследствии композитором Анджеем Пануфником. Этой форме музицирования обязано своим появлением произведение, ставшее одним из самых популярных не только в наследии Лютославского, но и во всей мировой литературе для фортепианного дуэта, - Вариации на тему Паганини (1943) (темой для этих вариаций - так же как и для множества других опусов разных композиторов „на тему Паганини"- послужило начало известнейшего 24-го каприса Паганини для скрипки соло). В эти же годы возникла известная "Песня подпольной борьбы" (Один мир, один знак, 1942). Очень интересны сочинения Лютославского для детей - фортепианные пьесы и песни, написанные пикантным языком с использованием пентатоники и всяческих необычных модальностей
Studies for solo piano (1940-41) 1 Allegro (2:08) 2 Non troppo allegro (2:47) Melodie Ludowe for solo piano (1945) 1 Od Sieradza plynie rzeka (A River Flows from Sieradz) (1:47) 2 Panie Michale (Master Michael) (1:23) 3 W polu lipenka (The Lime-tree in the Field) (1:28) 4 Zalotny (Flirting) (0:56) 5 Gaik (The Grove) (0:35) Variations on a Theme of Paganini for two pianos (1943) (6:01) Miniatura for two pianos (1953) (1:59) Five Songs to poems by Kazimiera Illakowiczowna (1956-57) 1 Morze (The Sea) (2:53) 2 Wiatr (The Wind) (1:07) 3 Zima (Winter) (2:55) 4 Rycerze (Knights) (1:33) 5 Dzwony cerkiewne (Orthodox Church Bells) (2:31) Jedno Slowo, Jeden Znak (One Word, One Sign) (1942) (3:06) Wysalabym Ja (I Would Marry) (1950-2) (3:24) Bukoliki for solo piano (1952) 1 Allegro vivace (1:07) 2 Allegretto sostenuto (1:07) 3 Allegro molto (0:47) 4 Andantino (1:50) 5 Allegro marciale (1:00) Dance Preludes for clarinet and piano (1954) 1 Allegro molto (0:58) 2 Andantino (2:41) 3 Allegro giocoso (1:09) 4 Andante (3:08) 5 Allegro molto (1:42) Epitaph in Memory of Alan Richardson for oboe and piano (1979) (5:04) 3 Pieces for Young People for solo piano (1953) 1 Four-finger Exercise (Allegro) (1:15) 2 Melody (Andante con moto) (2:44) 3 March (Allegro) (1:29) Children's Songs for voice and piano (1952-53) 1 Muszelke (Little Shell) (2:45) 2 Pioreczko (Little Feather) (1:47)
Ann Martin-Davis, piano Susan Legg, piano Duncan Prescott, clarinet Melanie Ragge, oboe
Six Children's Songs to poems by Julian Tuwim 1. A Dance (0:56) 2. The year and hardship (2:12) 3. The kitty (1:45) 4. Greg's passing (1:23) 5. The rivulet (1:54) 6. Bird gossips (0:55) Two Children's Songs to poems by Julian Tuwim 1. Mr Nightingale is late (2:39) 2. Mr Tirliveet (2:21) Five Songs to poems by Kazimiera Illakowiczowna 1. The sea (2:38) 2. The wind (1:00) 3. Winter (2:56) 4. Knights (1:35) 5. Orthodox church bells chiming (2:40) Twenty Carols for voice and piano 1. An Angel to the shepherds (1:39) 2. When Christ is born (2:16) 3. Quickly on to Bethlehem (0:45) 4. Jesus, Tiny Baby (1:31) 5. God is born (3:15) 6. Laid in the manger (2:38) 7. It was midnight (1:18) 8 Let's rejoice (0:55) 9. When the fair maiden (3:53) 10. Lullaby, Jesus (3:24) 11. Also we, the shepherds (1:41) 12. Nativity Day (1:07) 13. Come from the fields, shepherds (2:17) 14. Jesus, lovely flower (3:30) 15. For the birth of the Lord (1:20) 16. My dear shepherds (1:31) 17. What now with this baby (2:33) 18. The little One (1:54) 19. Virgin Mary, the true lily (1:50) 20. The Holy Virgin travelled through this world (2:59)
Jadwiga Rappe, contralto
Maja Noskowska, piano mp3-192, буклет
Chamber music
Subito for Violin and Piano(1984) (5:05) Partita for Violin and Piano (1991) I. Allegro giusto (4:11) II. Ad libitum (1:21) III. Largo (6:40) IV. Ad libitum (0:35) V. Presto (3:36)
Ewa Kupiec, piano Isabelle Faust, violin
Three fragments for flute & harp(1953) 1. Magia (wg Teokryta) (1:15) 2. Odys na Itace (1:17) 3. Presto (0:55)
Также alyosha, для сочинений указанных ниже (кроме нот), там где были ссылки на скачивание, заменил их ссылками на более ранние выкладки сайта с этими сочинениями в тех же исполнениях, но с рабочими ссылками на скачивание.
String Quartet (1964) 1. Introduction (8:41) 2. Mouvement principal (14:50)
Varsovia String Quartet
flac
(1.VIII.2015) Скачать запись в формате потрекового ape можно из http://intoclassics.net/news/2009-05-25-6137
Всем пожалуйста! Добавил ещё струнный квартет, чтоб после песен не забыли, что Лютославский авангардист С этого диска http://www.intoclassics.net/news/2009-05-25-6137 И ещё фортепианный концерт, удивительно похожий на Скрябина и Дебюсси с этого http://www.intoclassics.net/news/2009-12-15-12031
Дорогие друзья. Спасибо за интерестный материал, однако ссылка на ноты не работает. Пожалуйста помогите исправить положение, очень хотелось бы пополнить свою коллекцию нот. Спасибо всем кто сможет помочь заранее.
Сходил за реквизитами в муниципальный банк. Займу-ка я здесь очередь, заполню чистый бланк. Вдруг Алексей не справится и первым стану я? "12 стульев" помните? Про денежку вперёд?
Ссылки обновил. Вроде, написал понятно, но, на всякий случай, ещё раз насчёт записей Струнного и Фортепианного концерта: вместо ссылок на скачивание, я указал ссылки на выкладки, откуда их можно скачать (исполнители те же).
Ноты я не скачивал, не знаю, что выкладывал Олег, но кое-что есть здесь или здесь (там где не указана цена - можно скачать бесплатно).
Да, скачивал. Но сейчас уже не вспомню, что у Олега конкретно здесь было. Нового для меня ничего. Сравнил качество сканов с уже имеющимися, оставил лучшие - остальное удалил.
Спасибо! Нередко обращаюсь к музыке этого прекрасного композитора.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".