Источник: ClassicalArchives.com Приношу извинения за пережатый mp3. Если кто-то располагает ссылкой на более качественную запись - не стесняйтесь, поделитесь.
1.Юрий Руцинский (iura) (31 Августа 08 22:36)
[Материал]
О, вижу большого друга Украины! Что-то здесь (на сайте) он не шибко популярен. Я его очень уважаю как пианиста, хотя и приходится слышать полупрезрительные отзывы, даже от близких людей. А Вы, Мэтр? (только не кипятитесь)
Рад сообщить Вам, уважаемый Юрий, что это мой любимый пианист, один из лучших, если не лучший, исполнитель Шопена. Я не пропускал ни одного его концерта в БЗК, слушал не только каждый его звук, но и каждый отзвук, отражавшийся от портретов великих композиторов наверху. Нет, не слушал, а ел ложкой, пил, как хороший конъяк, ну не знаю уж с чем сравнить. Такой звук, да еще в БЗК - это наркотик, на всю жизнь. После 2-го скерцо люди в БЗК сидели, оцепенев, с полминуты, повторяли про себя лучшие места. А наблюдать за его игрой - тоже наслаждение. От его хищной посадки, от нетерпеливых ястребиных подскоков над клавиатурой исходит такой азарт, драйв, - спортивный, заразительный. Сожалею, что записи выложены студийные, не live-rec из БЗК. Этот пианист создан для залов. Но все равно, такой звук ничем не испортишь.
3.Юрий Руцинский (iura) (31 Августа 08 23:24)
[Материал]
Ого!...... И всё-же Я здесь, за недолгую историю(но продуктивную, во всяком случае, для меня) нашего общения, насчитал уже несколько "Ваших любимых пианистов". Так кто же? Ведь любовей, как утверждают тинейджеры, много быть не может(я так не считаю). Так кто же? И вот по поводу звука..хм-хм, он у него, конечно же , очень и очень, но я знаю и не менее яркие примеры.
Спасибо! Шикарный звук, великолепный пианист! Но вот rubato... Местами что-то не очень вкусно, мягко выражаясь.Как-то раньше в других его записях такого не замечал. И всё равно огромное спасибо
Насчет любимых. Их у меня - полно, десятки фамилий, не буду перечислять. Одних только учеников обоих Нейгаузов - больше десятка. А еще полузабытые имена - Марина Мдивани, Виктор Ересько, и прочая, и прочая. Собственно говоря, откровенно нелюбимых - единицы (без фамилий), и то сказать, что во времена оные они блистали, и мне очень нравятся их первые записи. Крайнев у меня - в топ-десятке. Чем-то он берет, обаянием невыразимым. У него даже неровные пассажи - как, извинитие уж за сравнение, у Ванессы Паради (такая киноактриса) - кривоватые зубки, но такая милая улыбка, что зубки эти как бы даже усиливают очарование. Есть стерильные записи Шопена, заигранные до тошноты, типа Поллини или Циммермана, все на месте, а драйва нет. Кстати, насчет рубато, - они у Крайнева где попало, в чем легко убедиться, прослушав хотя бы две разные записи одной и той же вещи. ИМХО полагаю, что и неровные пассажи, и рубато как Бог на душу положит - не от небрежности, не от лени дошлифовать детали, а от импровизации. Специально оставлен люфт - для сцены. Я уж сколько просидел сидел у него на концертах, концерт начинается всегда одинаково - внимательный осмотр публики, установление астрального контакта с ней, зарядка от ее, публики, ожиданий. Это - Артист. А рубато, - ну это кто к каким и у кого привык. Я как-то уже привык от Шопеновских рубато абстрагироваться, не замечать их. Во-первых, не в них суть, а во-вторых, привычка к одному и тому же пианисту мешает воспринимать другого, который ничуть не хуже. С уважением.
6.Юрий Руцинский (iura) (01 Сентября 08 19:30)
[Материал]
Спасибо. Как верна Ваша последняя фраза-, но, думаю, привычка к одному пианисту никому не грозит, их, пардон, как собак нерезаных. И один другого лучше. Вот пишу Вам под впечатлением собственного видео(с концерта).Ох и собачья это профессия-ну, казалось бы, всё выучено, и что ещё невероятнее, всё получается, и никаких сюрпризов не ждёшь, сиди да играй в своё удовольствие, делай со слушателем, что хочешь,-он твой(это всегда чувствуется).....а музыки НЕТ! Это я о себе, хотя, слава Богу, не всегда так,-а под этим подпишутся десятки пианистов. Извините за излияния, но вы меня поймёте.
Не надо извиняться, конечно, понимаю. Профессионалом я не стал, но на сцене выступать приходилось, и вроде бы публика доброжелательная, все выучено, провал не грозит. Но в какой-то момент может безо всякой причины прийти ощущение, что ты - голый, и все, впадаешь в ступор. Капец Музыке, играешь на автопилоте, с тоскливым недоуменным вопросом: как я сюда попал и чем это я тут занимаюсь? У меня одноклассник был - Юра Егоров, после одного его концерта в БЗК зашел к нему в артистическую, он мне пожаловался: "Весь концерт ощущал на себе взгляд какого-то вурдалака из амфитеатра, казалось, он все плохое про меня знает, и мне было очень стыдно и неуютно, ни о чем другом не мог думать". И это призер 5 конкурса Чайковского! Рискую нарваться на обвинения в намерении задурить голову, но я думаю, теория энергетического вампиризма здесь многое объясняет. Сами артисты по сути своей - энергетические доноры, у них защитная аура и так тонкая, и если в зале найдется хотя бы один вампир, он проткнет твою тонкую шкурку, и ты почувствуешь свою незащищенность. Одна только сила воли не поможет, и хорошей подготовки исполнения тоже недостаточно. Нужен специальный тренинг для поднятия собственного энергетического потенциала (для артиста - "куража"). В хороших школах восточных боевых искусств такие штучки проходят, знаю не понаслышке. На Востоке проблеме вампиризма уделяют должное внимание. Главное - не давать никому проникать внутрь твоей ауры!
Еще пример на тему рубато: Рихтер в своем Шопене вычистил рубато на 99%, и ничего, - оставшихся выразительных средств оказалось вполне достаточно, чтобы исполнение сохранилось живым и убедительным. Хотя кое-кто и жалуется на холод.
8.Юрий Руцинский (iura) (01 Сентября 08 22:51)
[Материал]
Очень уж Вы серьёзно о вампиризме.. Сами-то верите так безоговорочно? В идеале, конечно, степень концентрации должна быть такая, чтоб ни один вурдалак.... Моя самая большая боязнь на сцене была и есть-боязнь забыть текст, т.е. пока ты играешь и о нём не думаешь-всё нормально, но..... только подумал-"что дальше?" тут уж ,извините, и обязательно слетишь (98%). Хотя я уже так наловчился, что практически из любой ситуации выпуты ваюсь. Не имеете ли рецептика на энтот случай?
О рубато. Я его сторонник. Всей душой! А уж у романтиков! А тем более в Шопене! ( При всём уважении к С.Т.Рихтеру нелюблю "его" Шопена).Но... У одного это звучит, чтоб он там не делал, а у другого нет. Попробуйте повоторить Софроницкого с его агогикой! И что вы получите? Думаю даже не стоит отвечать на этот вопрос. Или С.Нейгауз. Это поэзия, волшебство! Что-то необъяснимое и невероятное, достающее до самых глубин. И вместе с тем естественное и искреннее, и даже мысли не возникает, что может быть иначе, лучше, хуже, проще, сложнее или ещё как-то там. Это убеждает, вдохновляет, пробуждает в душе то самое "разумное, доброе и вечное", чего так не хватает в нашем мире. Вот этого я в исполнении Крайнева и не услышал, возможно, потому и обратил внимание на какое-то там рубато. Но это снова-таки моё субьективное мнение.
Насчет Софроницкого и Нейгауза-младшего - солидарен на 100%. Насчет Рихтера - последую Вольтерровой максиме. А Крайнев... Ну нравится мне он, не знаю за что. Не за рубато, - точно. Это как первая любовь. Один раз услышал в БЗК и - на всю жизнь. С тех пор так и осталась любовь, хотя и признаю, что за 40 лет много воды утекло. Взять Соколова, всеми нами любимого, - а ведь тоже некоторый напряг чувствуется уже. "Петрушка", например, образца 2005 года - заметно "погрузнела" (см.выкладку http://classical.ucoz.ru/news/2008-09-01-1389 ). Насчет вампиризма - верь-не верь, но это очень многое объясняет. Электроны ведь тоже никто никогда не видел. А если материал не готов на 100% - то какой может быть разговор. Я говорил о случаях, когда на ровном месте спотыкаешься и падаешь.
Господа, у вас интересный разговор. По поводу энергетического вампиризма - да, это имеет место быть, особенно когда речь идёт о конкурсной обстановке, будь то приёмный экзамен, конкурс международный или на замещение вакантной должности в оркестре (последние - особая гадость, тема для отдельного разговора). Это очень сильный фактор. Башмет (музыкант с блестящим прошлым) в одном из интервью как-то сказал, что длинные волосы он отрастил ещё и для того, чтобы иметь возможность закрываться "шторкой" от зала. В этом что-то есть. К сожалению, искусству владения собой на сцене в училищах и консерваториях не учат (в отличие от актёрских вузов), так же, как и искусству правильно дышать во время игры (что взаимосвязано), и каждый тут выкручивается сам, более или менее успешно, а то и, увы, безуспешно. А сценические боязни у всех свои. Кто-то боится забыть текст, кто-то (как Рождественский) боится упасть (однажды падал) и ставит за собой рояль, даже если в программе нет фортепианного концерта, кто-то, чтобы подавить мандраж, накачивается алкоголем или бетаблокерами. Иной раз вообще до маразма доходит - вдруг во время игры втемяшивается мысль: а не забыл ли я надеть бабочку (вариант: застегнуть ширинку )? И мучаешься ужасно, а надо играть ... Николай, замечательная мысль по поводу Софроницкого и С.Нейгауза, браво! Вопрос действительно не в форме (приёмах), а в содержании (наполнении).
Да и у Рихтера в дневниках есть что-то типа-"сегодня на концерте на меня в упор смотрел NN, он хороший человек, но мне как-то не по себе". Я люблю после концерта узнавать у близких , как меня слушали. Ответы почти всегда положительные,-мол , с интересом, даже доходящим до восторженности. А мне стоит увидеть пару постных физиономий в зале(а они всегда есть), и как-то что-то не то. Наши меломаны вообще колористичны- я то их у себя в городе знаю-они имеют в своём облике что-то от страстотерпцев,мучеников идеи, сознательно надевая личину благородной, мученической, нищей жизни. А может дома они эту личину снимают? Я отвлёкся, это другая тема.
Уважаемый Юрий, удивительно, мистика какая-то! Я в своем предисловии к посту очень хотел высказаться на тему "нищих меломанов", но подумал, не для всех это интересно. А теперь вот и Вы затронули эту тему, правда, со своей колокольни, вроде как бы они Вам мешают играть. Деваться некуда, - высказываюсь. Был я на одном из последних концертов Крайнева в БЗК, в середине 90-х. Программа была шикарная: в 1-м отделении - 1-й Чайковского, во 2-м - "Император" Бетховена. Царский подарок фанатам. И они пришли, видимо, понимая, что это - прощание, не столько с Крайневым, сколько с прежней, советской эпохой. И в чем пришли, Боже мой! В единственных своих костюмах, блестящих в некоторых местах, с авоськами из "болоньи", где все - и пластинки, и немудрящий харч на ужин, потому что магазины закроются. Многие из них мне были знакомы, это были завсегдатаи БЗК, самые взыскательные знатоки музыки. Умирающая московская интеллигенция - ученые из разоренных институтов, уволенные профессора и доценты, доктора и кандидаты всяких наук, просто некрасивая библиотекарша из Орехово-Зуево. Юрий, нищета их - не напоказ. А Крайнев - это была отдушина для них, не сомневаюсь, он это понимал, артист не может не чувствовать свой зал. Цена на билеты в БЗК тогда еще была доступна, дотировалась не знаю уж откуда. Сейчас там - гламурная тусовка, всякие Плетневы, Спиваковы и другие значительные лица, "конкретные" дяди, готовые выложить 30 тыс. у.е. за зал, и, разумеется, на 100% окупить затраты кассовыми сборами. Догадываетесь, с кем мое сердце? А Крайнев еще мне дорог тем, что из "великих могикан" дольше всех оставался в стране и играл для нас, когда все остальные уже разъехались кто куда, кто-то - совсем далеко, в заоблачные края. Не сердитесь на меня, Юрий, и не сочтите за назидание, но если бы я на Вашем месте определил бы в зале одно такое лицо, заплатившее пол-зарплаты за билет, горящего ожиданием услышать нечто запредельное, звучащее потом в мозгу целый год, - я бы играл только для него одного, плюнув на остальных, с ключами от лексусов в кармане. Меломан никогда не отнимет у Вас энергию, наоборот, - добавит свою. Пример с Рихтером - на считается, потому что там сидел знакомый ему человек. Готов продолжить обмен, с уважением -. Не скажу за киевских меломанов, но наши, московские, о которых я рассказал, никакой личины нищей жизни не надевали. Их нищета - настоящая, не "благородная". Теперь у них - старые пластинки, "Вега-106", и больше ничего. Московская публика умерла, а за ней - и московская исполнительская школа, и преподаватели.
Да , грустно.. Вижу, что затронул трепещущую для Вас(да и не только) тему. Вы не совсем верно меня поняли, или я не донёс-они совсем не мешают мне играть, наооборот, их ПРИСУТСТВИЕ расценивается как то, что ты как музыкант интересен. Да и нищета не показная, я же даже знаю места их работ.В Киеве их не так много, в Москве гораздо больше, думаю. Я тоже завсегдатай филаомонии, и когда кто-нибудь из них обращается ко мне с проф. вопросом, даже чувствую некоторую гордость-с моим мнением считаются! Главная наша меломанка недавно умерла, к сожалению, не буду называть, а она уж не пропустила НИ одного стоящего концерта! и музыку (качество исполнения) распознавала с двух тактов.После её смерти моя приятельница сказала-"И кто теперь будет кричать "браво" в филармонии?" ...Думаю, кому кричать, всегда найдутся люди, но её браво было знаком качества для всего зала-можно аплодировать! Есть ещё один аспект-если Вы спросите меня, уважаемый Мэтр, для кого я предпочитаю играть, я не колеблясь отвечу-для непрофессионалов. И только так-во-первых, будем откровенны-их реакция непосредственней, восприятие незамусоренное и гораздо живее. Во-вторых, если у меня не "пошло"(что греха таить) , им можно "навешать лапши". Все мы люди. Играть перед прфессионалами, а, не дай Бог, консерваторской профессурой-сущее наказание просто-в воздухе висит вопрос-"Мы ждём, когда ты облажаешься!". Дай Бог, чтобы мне это только казалось!
Господа! После ваших комментариев можно музыку уже не скачивать! Все и так становится понятным! (шутка!) Тем более, душа и так переполнена. А может Ваши "рассуждения" издать отдельно? Очень интересно живое слово! Всё-таки, убедили послушать!:)
Предлагаю тему для обсуждения. Почему, для того, чтобы ощутить гениальность Пушкина нам вполне достаточно взять с полки томик его стихов и молча про себя их почитать, не требуя к себе во что бы то ни стало профессионального чтеца-декламатора? И когда бабушка своим надтреснутым фальцетом читает внуку "Сказку о рыбаке и рыбке", детское восприятие нисколько не страдает от того, что этого не делает артист с хорошо поставленным голосом и заученными интонациями. Мы без помех понимаем, что Пушкин гений. А любой артист, как бы вдохновенно и экстатично ни выполнял свою работу, является по отношению к автору чем-то вроде служителя музея, в обязанности которого входит стирать пыль с полотен великих мастеров, следить за освещением и т.д. К музыкантам-исполнителям почему-то утвердилось совершенно особое отношение. Они порой несут себя так и играют с таким видом, будто эту музыку они сами сочинили, и притом буквально только что на глазах у публики. У некоторых совершенно отрешенный вид, они все погружены в себя. Станиславский отдыхает. Выходят на сцену, как сомнамбулы, делают дежурный поклон в зал, как бы давая понять, что сидящие в зале - не более, чем досадная помеха для музицирующего медитатора...... СМИ и критики усердно поддерживают такое положение вещей, когда музыканту отводится полноправное место СОтворца. Типа "а, ну-ка, маэстро Бах, посторонись - я сейчас буду тебя трактовать!". И если некоторые меломаны сокрушаются по поводу отсутствия рубато у Рихтера (кстати, вот и пример скромного служения и осознания своей роли в искусстве), то это по сути то же, что сетовать на недостаток в романах Толстого пустых страниц, которые читатель может заполнить для глубины художественного впечатления по своему усмотрению. Вспоминаю одну давнишнюю передачу по радио. Там один человек говорил: "мне совершенно все равно в чьем исполнении слушать "Чакону" Баха, будь это Яша Хейфец или мой двоюродный брат".......
Уважаемый Paulus! Вы не очень удачно выбрали пост для дискуссии, потому что он провалился глубоко в архив, сюда уже никто из Ваших оппонентов заходить не будет. Вам лучше выбрать один из постов, заголовок которого пока еще находится на главной странице сайта, или завести тему на форуме. Желательно также зарегистрироваться, тогда у Вас появится больше возможностей по управлению потоком информации. С удовольствием обменяюсь с Вами мнениями, тем более что у меня есть что сказать по поводу разницы между стихами и музыкой. Тема интересная, благодарю Вас. С уважением.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".