Впервые я встретил Дебюсси в 1910 году, после первого исполнения
«Весенних хороводов», которым он дирижировал. Он принял меня дружелюбно […], может
быть, он знал, что, когда около 1910 года опубликовали анкету «по поводу Дебюсси»,
я был среди единиц, выразивших безоговорочное восхищение его творчеством. […]
Позднее, в 1917 году, во время сезона Русского балета,
где я дирижировал премьерой «Парада», Дебюсси оказал мне честь, уделив мне
целую вторую половину дня. Он уже страдал тем недугом, который унёс его
следующей весной, и встретил меня словами: «Вы не можете себе представить, как
я страдаю; я уверен, что при одинаковых болезнях художники страдают больше
других». Затем он заговорил о своих впечатлениях от наших балетов и в
особенности выразил большое восхищение «Петрушкой» и тем, как Стравинский
применил в нём фортепиано — в качестве инструмента оркестра. И уже после того,
как он расспросил о наших общих знакомых, мы перешли к его оркестровым
произведениям, по поводу которых у меня было к нему много вопросов. В связи с
«Ноктюрнами» он показал мне партитуру, испещрённую всевозможными поправками,
сделанными простым и синим карандашом, красными и зелёными чернилами.
— Что же лучше? — спросил я его.
— Я сам этого хорошо не знаю,— ответил он,— всё это
возможности. Унесите эту партитуру и возьмите из неё то, что вам покажется
хорошим. […]
Римский-Корсаков справедливо заметил, что среди
оркестровых композиторов существуют два сорта музыкантов: те, которые «мыслят»
оркестрально, например, Глазунов, Равель, Стравинский; и те, которые имеют в
виду, что их музыкальные образы должны впоследствии воплотиться в оркестровые
тембры. Оркестр первых звучит сам по себе; во втором случае — сюда надо
включить не только Дебюсси, но и Бетховена — нужно заставить оркестр звучать
так, чтобы он реализовал звуковой образ и задуманную звуковую перспективу.
В «Ноктюрнах» и в особенности в третьем — «Сиренах» —
Дебюсси долго искал оркестровое воплощение, но вообще его оркестровое чутьё
было исключительно уверенным, несмотря на новизну его музыки. Однако исполнение
его сочинений всегда выдвигает перед исполнителем очень тонкие проблемы
звучности. В «Весенних хороводах» есть мотив валторны, состоящий из двух
слигованных нот, первой — «закрытой» и второй — «открытой».
— В конце концов,— сказал на репетиции валторнист,— вы
хотите „закрытые" звуки или „открытые"?
— Я хотел бы
краски, исходящей снизу,— ответил ему Дебюсси.
Первый номер «Ноктюрнов» — «Облака» — имеет указание:
«Очень сдержанно» [très modéré].
— Что вы имеете в виду под „Очень сдержанно",—
сказал я ему,— половину с точкой или четверть?
— Разумеется, четверть,— сказал он,— это идёт примерно
так... — и он показал мне приблизительный темпоритм [cadence].
Как видите, он ждал от исполнителя, чтобы тот смотрел
глубже нот и чувствовал темп, который предполагает сам смысл музыки, хорошо
зная, что метрономические указания ничего не дают, если исполнитель сам не
способен чувствовать необходимый темп.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".