Музыковеды называют его «композитором тысячи и одного стиля». В творческом «портфеле» Стравинского можно встретить и русского Петрушку и негритянский регтайм, и мелодии в духе Барокко и произведения в додекафонной технике. Но при таком разнообразии музыкального языка в его произведениях всегда узнаваемо собственное весьма озорное «лицо».
В балете «Петрушка» на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей. В муз. ткань балета вторгаются обороты уличных, «площадных» мелодий, поданных с подчёркнутой экспрессией.
В балетной музыке Стравинского 20-30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. В «Аполлоне Мусагете» композитор ориентировался на стиль французских придворных представлений времён Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению Стравинского, «самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий». В «Поцелуе феи» он избрал своей моделью музыку П.И. Чайковского, представив «современное прочтение» ряда его мелодий. На музыку Концерта ре мажор для струнного оркестра (так называемого "Базельского",соч.1946) в 1951 г тоже был поставлен балет «Клетка» (Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Роббинс)
Фортепианному концерту принадлежит особое место в наследии Стравинского Исключительно смелый, антиромантический по характеру замысел концерта предполагал преимущественно «ударно» трактованное фортепиано и духовые (кроме того, в партитуре присутствуют контрабасы и ударные инструменты). Столь необычный ансамбль представлялся композитору идеальным образцом взаимодействия тембров: согласно ремарке Стравинского, контрастирующая ударному соло группа духовых продлевала звучание фортепиано и создавала эффект человеческого дыхания. Апеллируя к высоким традициям эпохи барокко, композитор сочетает приемы Баха и Генделя с острой интерваликой, звучащей абсолютно «по-стравински», и приходит к совершенно оригинальной композиции, отличающейся жанрово-стилевой многозначностью.
Симфония псалмов для хора и оркестра без скрипок была написана, по признанию автора, "в состоянии религиозного и музыкального восторга". Трёхчастная композиция выстроена по восходящему принципу: воззвание человеческой молитвой - ожидание Бога - нисхождение с Небес. Финальная часть написана на стихи "знаменитого" 150-го Псалма
Также не пропустите оркестровую версию Мимолётностей Прокофьева на диске с грэмминосцем Башметом
Игорь Стравинский (1882–1971)
«Петрушка», потешные сцены в четырех картинах. либр. И. Стравинского и А. Бенуа (1911) (35:54) I. Народные гулянья на масляной. Фокус. Русская II.У петрушки, III.У Арапа IV.Народные гулянья на масляной (под вечер). Танец кормилиц.
Танец кучеров и конюхов. Ряженые
Государственный симфонический оркестр СССР Дирижёр Константин Иванов Запись сделана 16 июля 1966 г
mp3-320
Симфония псалмов (19:14) I. Exaudi Orationem Meam, Domine II. Expectans Expectavi Dominum III. Alleluia, Laudate Dominum
Гос. симфонический оркестр СССР Дирижёр Игорь Маркевич. Хор мальчиков и мужской хор. Худ. рук. А. Свешников Запись сделана 18 мая 1962 г.
mp3-320
Концерт для фортепиано, духовых, контрабасов и литавр (1924) I. Largo (7:38) II. Largo (6:35) III. Allegro (5:03
Мария Юдина, фортепиано Симфонический оркестр Всесоюзного радио Дирижёр Геннадий Рождественский 1968г
"Аполлон Мусагет", балет в двух картинах для струнного оркестра (1928) I.Пролог II.Па-д'аксьон III.Вариация Каллиопы IV.Вариация Полигимнии V.Вариация Терпсихоры VI.Вариация Аполлона VII.Па-де-де: Аполлон и Терпсихора VIII.Кода: Аполлон и музы IX.Апофеоз
Концерт для струнного оркестра In re (1946) I.Vivace (5.45) II.Arioso (2.54) III.Rondo (3.20)
Сергей Прокофьев (1891-1953) "Мимолётности", op 22 (1917) (арр. для струнного оркестра Рудольфа Баршая) I-XX
mp3-320
«Поцелуй феи», балет-аллегория в четырех картинах на темы П.И. Чайковского (1928) I. Пролог (колыбельная в бурю) II. Сельский праздник III. На мельнице IV. Эпилог
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио Дирижёр Геннадий Рождественский Запись сделана 1 апреля 1966 г.
mp3-320
Септет (1953) I. - (3:21) II. Пассакалия (5:17) III. Жига (3:18)
М. Юдина, фортепиано Л. Мелик-Мурадян, скрипка А. Есипов, виолончель И. Малкин, альт В. Безрученко, кларнет В. Буяновский, валторна С. Красавин, фагот Запись сделана 9 октября 1962 г.
mp3-320
15-й том полного издания записей пианистки Марии Юдиной:
целиком посвящен музыке Стравинского - одного из самых важных для этой исполнительницы композиторов. В дуэте с пианистом Виктором Деревянко записан Концерт для двух фортепиано. Дуэт роялей звучит так, что не сразу веришь в отсутствие других инструментов. Еще два ансамбля - Соната для двух роялей, а также дуэт для скрипки и фортепиано - Мария Юдина исполнила с Виктором Пикайзеном. Украшение диска - Концерт для фортепиано, духовых и контрабасов, за пультом Геннадий Рождественский. Одна из лучших записей неоклассики Стравинского ничуть не постарела за 40 лет.
Извините за беспорядок в папке, но, вроде, разобраться можно - залил, кажется, всё, что здесь было. Также хочу заметить, что собрание записей Юдиной (33 CD) находится в http://intoclassics.net/news/2015-03-29-817
Погодите, не спешите. Переделываю кое-что. Пару ссылок осталось добавить _______ Теперь всё! ___ По моему интересные записи. Настоящий русский Стравинский
Спасибо,дорогой друг!Вы принесли великую весть!!! Реставраторам,трудившимся над винилами Юдиной,я бы оторвал бы руки. Был уверен,что не существует ни одной качественной стереозаписи.и очень горевал.Но они ЕСТЬ!!! Ура!и кто-то их выложит в нормальном исходном качестве - это неизбежно!!!жду Эти слушать невозможно,увы,ах..все протестует
"Петрушка"-любимое произведение многих маэстро, относительно не сложно исполняется, но эффекта-выше крыши! но страх для оркестровых пианистов. А многие из них в оркестрах и числятся, в основном, чтобы "Петрушку" играть.
Почему же? просто одно время всё упрашивал дирижёра взять меня в хороший оркестр, а он мне-"А куда я Наташку дену, она ж у меня "Петрушку" играет! как будто я бы не сыграл... Давайте Симфонию!
А я симфонию давал уже позавчера. С Рождественским: http://intoclassics.net/news/2010-03-24-15018 Дело было ночью - только полуночники заметили Тоже родилась из фп. концерта, как и Петрушка
О нём сложно забыть, да и не дают - то и дело даже в сочинениях современных композиторов мелькают отрывки его музыки
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".