вокальный цикл для тенора, с участием контральто и трехголосного женского хора, в сопровождении фортепиано (1917-9)
Силезские песни
10 песен для голоса и ф-но (1918)
(Исполняются № 2, 4, 6, 7, 10)
Уквальская народная поэзия в песнях
13 песен для голоса и ф-но (1898)
(Исполняются № 1, 2, 4-10, 12, 13)
Лео Марьян ВÓДИЧКА тенор
Радослав Квапил ф-но
Йитка Зергауова контральто
Певицы (3х3) Хора Чешской филармонии
Дирижер Павел Кюн
Появление недавно поста с "Дневником исчезнувшего" Яначека с Николаем Гедда побудило меня выложить альтернативную и, на мой взгляд, предпочтительную запись этого редко исполняемого сочинения, где партию тенора исполняет Лео Марьян Вóдичка. Упомянутый пост содержит также хорошую аннотацию к данному сочинению (см. http://intoclassics.net/news/2015-06-07-28502 ) .
Мне хотелось бы дополнить эту аннотацию, остановившись на одном важном обстоятельстве в жизни Яначека, которое не только привело к появлению этого яркого, эмоционально насыщенного цикла, но, как считается, в значительной мере определило необычайный творческий взлет Яначека, продолжавшийся все последующие годы его жизни.
Хотя с публикацией анонимного "Дневника исчезнувшего" Яначек познакомился еще в 1916 г, за сочинение музыки он взялся лишь после того как летом 1917-го, в фешенебельном (добавлю, когда-то) лечебном курорте (опять же, тогда это звучало бы как тавтология) в Лугочовицах, недалеко от Брно, он влюбился в молодую замужнюю женщину, имевшую к тому же годовалого ребенка, по имени Камила Штёслова. То, что она не отвечала на его чувство, не останавливало Яначека, и он писал ей письма поначалу каждый день (всего сохранилось 720 его писем к Камиле) - и добился того, что уже через 7 лет она ответила на его давнюю просьбу и подписалась под письмом своим именем: "Твоя Камила". Вполне возможно, что ассоциацию со стихами усиливало и то обстоятельство, что Камила, будучи вовсе не цыганкой, как героиня этого цикла, а еврейкой, также была смуглой. (Последнее было мне сообщено, со ссылкой на чешские источники, одной чешкой, которая и подарила мне это диск. Отмечу тут же, без какой-либо романтической подоплеки, только на общей почве любви к музыке).
Представляют интерес и остальные песни на этом диске, основанные на народном материале. Уквалы, между прочим, та деревня в Моравии, где родился Яначек.
dobré písně u janáčka pro lásku "Дневники" очень душевно пропеты, в последней 22-й песне певец даже срывается в хрипотцу на ноте "до" третьей октавы на фоне бурлящего фортепиано. Кстати, в свое время я жил в Чехии и в Словакии и насколько помню в силезских песнях использовался один из чешских языковых диалектов - силезский, или силезско-ляшский, но ляшский больше напоминает чем-то польский, этакая мешанина из чешского и польского языков, т.к. на ляшском диалекте говорят преимущественно на северо-востоке Чехии на границе с Польшой. А вообще чешский язык довольно непривычен для русского уха, т.к. у них ударение в словах зачастую падает на первый слог и с долготой не связан, что, естественно, неестественно для нас. У них долгий звук может предшествовать ударному слогу. И иногда возникает ощущение ,что ударение падает в середину или конец слова, да и пишут они со штрихами, которые означают не ударения, а долготу, что опять же непривычно. Кстати говоря, именно Сметана озаботился проблемой тонкой передачи интонационных особенностей чешского языка в оперном творчестве, его просодии и ритмики. Его "Две вдовы" в области передачи особенностей речи стали образцовыми. Но одновременно "Две вдовы" совершенно невозможно спеть на других языках, на русском или немецком, например( а такие попытки были), из-за, опять же, разницы в долготе звука, а это значит, что надо менять полностью уже саму музыку.
Я слушал, благодаря Википедии, как произносится фамилия Яначека. Там ведь начальное Я должно быть ударным, а следуюций слог - длинным. Там на Я ударение есть, но не сильное, а длинный второй слог для русского уха звучит так, как будто содержит какое-то нерешительное ударение. В целом, очень непривычно. Но придает чешской речи особый интонационный колорит.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".