Габриель ФОРЕ Messe de Requiem op.48 1. Introit et Kyrie (choeur) 2. Offertoire (baryton, choeur) 3. Sanctus (choeur) 4. Pie Jesu (soprano) 5. Agnus Dei (choeur) 6. Libera me (baryton, choeur) 7. In Paradisum (choeur)
Реквием Форе, в том виде, в котором он исполняется на протяжении более сотни лет, имеет длительную историю создания.
Основной матеиал был написан в бытность Форе органистом в церкви La Madeleine в Париже, в 1887 году и в самом начале 1888 года, и исполнен в La Madeleine во время похоронной службы 16 января. Первый вариант состоял из пяти частей (в порядке их сочинения):
Pie Jesu, Introite et Kyrie, In Paradisum, Agnus Dei и Sanctus.
Состав исполнителей включал хор мальчиков и мужской хор, детское соло в Pie Jesu и соло скрипки в Sanctus, струнный оркестр (без скрипок, но с двумя партиями для альтов и виолончелей), арфу, литавры и орган. Уже при втором исполнении Реквиема в мае Форе добавил к оркестру две валторны и две трубы.
В начале 90-ых Форе добавил Offertoire и Libera me, последнее содержит cоло баритона, написаное еще в 1877 г с сопровождением органа. Для Libera me он ввел в оркестр 3 тромбона.Эта расширенная версия была впервые исполнена, уже в церкви St Gervaise, 28 января 1892 г. Ее концертное исполнение, с некоторыми добавлениями в Оффертории, состоялось 17 мая 1894 г.
Рукопись этой версии была предложена для печати, но издатель, видимо, считая ее слишком камерной и неподходящей для исполнения в концертном зале, предложил Форе переделать ее для полного симфонического оркестра. На этом дело застопорилось, вероятно, из-за нежелания композитора заниматься переоркестровкой. В результате рукопись окончательной версии была готова на несколько лет позже и вышла в свет лишь в 1901 году. Полагают, что эта оркестровка принадлежит ученику Форе, композитору Роже Дюкассу, хотя доказать это невозможно (рукопись не сохранилась).
Не знаю, имеет ли какой-то особый смысл данное Форе более пространное название Messe de Requiem (т.е. «Заупокойная месса») и связано ли оно с особым характером этого сочинения, удачно названного кем-то «Колыбельной смерти». Этот характер, на мой взгляд, наиболее ярко проявляется именно в первоначальной версии, с ее прозрачной оркестровкой с преобладающим матовым звучанием альтов и виолончелей и локальным использованием контрастируещего звучания медных духовых. Отмечу, что разделенные партии альтов и виолончелей остались и в последней версии, где добавленные скрипки имеют лишь одну партию. Этот Реквием – полный антипод Реквиема Берлиоза (если говорить о французах), да и большинства остальных, за единственным исключением - Немецкого реквиема Брамса (где, кстати, в первой части также отсутствуют скрипки, а партии альтов и виолончелей разделены).
Данный пост содержит обе версии, исполненные под управлением одного и того же дирижера, Филиппа Херревеге, но с интервалом в 13 лет.
Версия 1892 г
Солисты: Agnes Mellon soprano / Peter Kooy baryton
Хоры: La Chapell Royale / Petits Chanteurs de Saint-louis
Оркестр: Ensemble Musique Oblique
Дирижер: Philippe HERREWEGHE
Rec. IX.1988
Версия 1901 г
Солисты: Johannette Zomer soprano / Stephan Genz baryton
Спасибо! Как всегда-блестящая аннотация! Добавить можно лишь то, что сей Реквием излюбленное сочинение выпускников дирижерско-хорового факультета, подозреваю, по причине своей красоты и несложности в исполнении .
Скачал, открыл... увы и ах! Ополовиненные диски. Без сожаления всё снёс. Пусть это юзают редиски!
Диск с версией 1892 года выкладывался у нас полностью здесь: http://intoclassics.net/news/2012-07-20-29071
Диск с версией 1901 уже в который раз в кастрированном виде попадается. Неужели Симфония Франка так всем поперёк горла, что её всё время недокладывают?
А я для себя их свел на один диск, много лет тому назад, для удобства слушания, но для выкладки решил, что надежнее обратиться к оригиналам. В общем Вы правы, мог бы вставить сюда и Франка. Если хотите, чтобы я добавил, могу это сделать.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".