Материал восстановленБывший материал участника
Oleg (legoru)
Александр Мойзес родился в музыкальной семье в 1906 году в Северной Словакии. Он был сыном известного музыканта Микулаша Мойзеса. В 1925 году поступил в Пражскую консерваторию, где изучал орган, дирижирование и композицию. В 1929 году продолжил обучение у Витезслава Новака. В том же 1929-м Мойзес стал преподавателем академии музыки в Братиславе, в 1941м - профессором композиции. Он возглавлял академию в качестве ректора с 1965 до 1971го, разноообразная деятельность его играла огромную роль в музыкальной жизни своей страны. Наряду с Эугеном Сухонем и Яном Циккером Александр Мойзес считается одним из трех ведущих композиторов своего поколения в Словакии. Как профессор композиции в консерватории Братиславы и главный музыкальный советник Братиславского Радио, Мойзес был ответственным за обучение всех известных словацких композиторов 20-го века.
Мойзес -
основоположник словацкого симфонизма (12 симфоний, 1928-1983). Стиль его сложился под влиянием Й.Сука, Г.Малера, В.Новака, фольклорных традиций и современных тенденций в европейской музыке. В 1930-1950-х годах он написал многие из своих крупных произведений, в том числе шедевры, такие как военную 4-ю и ярко фольклорную 7-ю симфонию. В шестидесятые он повернул к оппозиционному нео-классицизму, проникнутому национальным чувством (8-я симфония "21.08.1968", поводом которой было вторжение СССР в Чехословакию). В более благоприятных 70-х пережил "бабье лето" неоромантизма (великолепная 10я симфония и последние), возвратившись к оркестровым традициям Дворжака, Брамса и Чайковского.
Первая симфония, ещё консерваторская, написанная под влиянием Й.Сука и Малера уже демонстрирует высокое мастерство молодого автора. Симфония бурно-красочная, виртуозно оркестрованная, впечатляет плотностью и богатством пышной пост-романтической текстуры, отчасти в экспрессионистском духе. Стоит сказать, что влияние малеровских концепций будет давать о себе знать и позднее - всё-таки Мойзес - ровесник Шостаковича. Хотя, конечно таланты их несоизмеримы.
В 30-е Мойзес кое-чему научился у Новака, и обратил более пристальное внимание на национальную сторону своей музыки, на словацкий фольклор.
Вторая, а ещё более -
Третья симфония легче по текстуре и настроению, более общительны по стилю. Последняя возникла на основе духового квинтета 1933 года, музыка её акварельно-светла, с оттенками парижского импрессионизма, довольно изобретательна и красочна, хотя всё же в консервативном духе.
Четвертая симфония, написанная в 1942 году полна мрачной серьезности. Здесь Мойзес вновь вернулся к Малеру, трагически переосмыслив его концепцию, отчасти всё-таки приблизившись и к Шостаковичу, но не забыл и про фольклор. В финале патриотично цитируются словацкие народные мелодии.
5я и 6я симфонии созданы в счастливый и беззаботный в целом период жизни композитора. Они просты по стилю, оптимистичны и не омрачены конфликтностью образов.
Симфония № 5, Opus 39, с подзаголовком "Из наследия дорогого отца»" посвящена пятой годовщине со дня смерти Микулаша Мойзеса (1872-1944), талантливого музыканта и педагога, который стоял у истоков словацкой музыки. Мелодии этого солнечного сочинения близки к национальным танцам и песням.
В симфонии № 6 Мойзес использовал тематический материал Концертино для большого оркестра, Opus 18, 1933 г., который первоначально был задуман как фортепианный концерт. Симфония в лучших традициях социалистического реализма носит подзаголовк "Пионерская", и язык её как и следовало ожидать - ясный и классичный.
Симфония № 7, соч. 50 - на мой вкус самая впечатляющая, и самая ярко-национальная оркестровая работа Мойзеса, построенная на смешении классических и народных стилей. В музыке симфонии ярко воплощены традиции словацкой музыки - одной из самых оригинальных в славянском и европейском фольклоре, известной ещё со времён Великой Моравии (9й век). Словацкая же классическая музыка находилась под сильным воздействием духовной музыки 15го и 16го веков - прежде всего литургической и камерной. Первая часть - Пастораль изображает идиллические сцены крестьянской Словакии с задумчивыми народными мелодиями, рождёнными наигрышами пастухов. Буколический дух пронизывает и скерцо - народный танец в словацком духе (Urpaar). Веселье нарушается спонтанным ритмическим фоном печального остинато, предвещающего трагедию - симфония посвящена памяти трагически погибшей дочери композитора Марте. Третья часть - Ларго - интеллектуальный центр симфонии. Она начинается с медитативной мелодии необыкновенной красоты, которая неторопливо развивается, становится все более драматичной. Музыкальное напряжение усугубляет пунктирной ритм литавр. После долгого крещендо следуют мотивы отчаяния - у кларнета и скрипки соло. Человек остается один на один перед лицом жестокости судьбы. Четвертая часть, финал, объединяет все силы и оптимизм композитора, чтобы пережить трагедию. Тема финала ритмично спонтанна и бесспорно народного танцевального характера.
Импульсом для создания, написанной через 14 лет следующей
симфонии № 8 было вторжение СССР в Чехословакию 21 августа 1968 года. Мойзес был глубоко потрясён этим актом государственного терроризма против маленькой и беззащитной страны и задумал симфонию, которую окончил в феврале 1969-го, назвав "21.08.1968". Естественно, сочинение было немедленно запрещено и не исполнялось до 1989 года. Симфония написана для чрезвычайно большого состава оркестра. Атмосфера первой части - напряженная и зловещая, как предчувствие катастрофы. Робкие и странные пассажи арфы и челесты сопровождаются агрессивными военными сигналами духовых, из окриков которых вырастает вторая часть - Allegro Moltо - мрачное скерцо, похожее на знаменитое скерцо из Десятой симфонии Шостаковича, переходящее в похоронное шествие. Третья часть наполнена непрерывным волевым движением, прерываемым кратким разделом pesante, постепенно пререрастающим в грандиозный финал.
Девятую симфонию Мойзес написал в начале 1970-х. Начиная с этой симфонии его музыкальный язык становится все более прозрачным, формальная структура более ясной, но всё же не остаётся ни малейших следов спокойствия, гармонии и счастья характерных для ранних симфоний. Это своего рода неоклассический образец мрачноватой тихой оппозиции официальной культуре, в знакомой нам манере симфонизма Шостаковича (но без его стилизаций и нарочито банальных цитат). Тяжёлые раздумья, заторможенность внезапно сменяют возбужденные ритмические и динамические импульсы, полные драматического возмущения, взволнованности, даже нервозности. Не будет преувеличением считать образы симфонии символами трагедии и безнадежности ситуации в стране.
В отличие от Восьмой и Девятой симфонии,
10я симфония, кажется, не имеет никакой политической подоплёки. Музыка избегает крайностей отчаяния, есть даже какие-то ощущения внутреннего мира и гармонии. Цикл традиционно четырёхчастен. Здесь Мойзес во многом и существенно возвращается к оркестровым традициям Дворжака, Брамса и Чайковского. Это по сути смесь неоклассицизма и неоромантизма, где простота гармоний сочетается со сложным тематическим развитием, с филигранной мотивной импровизацией. Впечатляет первая часть симфонии с вечным "стуком судьбы" и красивой взволнованной главной темой, энергичная моторность и юмор Аллегро, мечтательность Ларгетто - центральной части этой симфонии. Если в Седьмой медленное движение носило глубоко личный и трагический характер, то в Десятой - это идиллия в духе Пятой симфонии Чайковского, даже с идентичными соло духовых. Финал традиционно радостен. В какой-то степени, эта симфония - "Perfectum опус" - доказательство человеческой и творческой зрелости композитора, технологической виртуозности, блестящего художественного чувства.
Симфония № 11, соч. 79 (1978) и
Симфония № 12, соч. 83 (1983) - продолжение тонального стиля Десятой. 11-я в основном, насколько это возможно в современной классической музыке, беззаботна (за исключением самого начала) и частично основана на танцевальных ритмах. Двенадцатая более концентрированная, более, чем любая из предыдущих симфоний проста по приёмам. Обе они прекрасно 'работают', хоть и не шедевры. Вдохновение Мойзеса, испытав взлёт, уходило постепенно на покой, но уходило достойно. Возможно, многим, как раз больше всего последние симфонии понравятся.
http://i014.radikal.ru/1110/a4/16e1479d415c.jpgAlexander Moyzes (1906-1984)
12 SymfoniesSymfónia № 1 D dur op. 31 (1928/1929, rev. 1936) 38'
I Allegro moderato (14:16)
II Adagio (10:30)
III Scherzo (5:21)
IV Allegro con brio (11:07)
Symfónia № 2 a mol op.16 (1932, rev. 1941) 33'
I Allegro impetuoso (16:18)
II Allegro marcato (20:28)
Symfónia № 3 B dur op. 17b. Malá symfónia (1942) 23'
I Introduzione: Grave - Allegro moderato ma molto ritmico (4:12)
II Variazioni: Larghetto (3:35)
III Scherzo: Presto (3:59)
Symfónia № 4 Es dur op. 38 (1947, rev. 1957) 42'
I Intermezzo: Largamente (4:32)
V Finale: Allegro con moto (7:22)
I Andante con moto, ma non troppo (16:30)
II Adagio - Allegro vivace - Adagio (14:29)
III Allegro moderato (9:35)
Symfónia № 5 F dur. "Podľa odkazu drahého otca" op. 39 (1948) 29'
I Allegro animato (8:04)
II Adagio nolto poco tenuto (12:02)
III Allegro ma non troppo, scherzando (5:15)
IV Allegro fresco e vivace (6:46)
Symfónia № 6 G dur op. 45 "Pionierska” (1950/1951) 29'
I Andante tenuto e molto espressivo (1:46)
II Allegro leggiero (5:27)
III Largo. Molto espressivo e rubato (10:04)
IV Allegretto grazioso (3:19)
V Allegretto giusto e vigoroso (9:25)
Symfónia № 7 op. 50 (1954/55) 41'
I Pastorale (7:42)
III Scherzo (5:07)
II Largo (14:02)
IV Finale: Allegro tempestoso (15:23)
Symfónia № 8 op. 64 "21.08.1968" (1968/69) 30'
I Tranquillo (8:08)
II Allegro Molto (7:04)
III Allegro ma non troppo (13:06)
Symfónia № 9 op. 69 (1970/71) 33'
I Un poco tenuto e molto esspresivo (12:33)
II Andante con moto (13:25)
III Allegro con brio (11:09)
Symfónia № 10 op. 77 (1977/78) 32'
I Adagio - Allegro - Adagio (10:07)
II Allegro ma non troppo (5:20)
III Larghetto: Molto espressivo (9:23)
IV Andante tranquillo: Allegro (7:55)
Symfónia № 11 op. 79 (1978) 31'
I Andante - Allegro ma non troppo (8:42)
II Allegretto (5:35)
III Andante: Un poco tenuto (13:01)
VI Allegro (10:26)
Symfónia № 12 op. 83 (1983) 28'
I Larghetto - Allegro (12:31)
II Andante sostenuto (9:39)
II Allegro (9:58
Slovak Radio Symphony Orchestra
Ladislav Slovák, cond.
1990-е гг.flac-потреково, 6CD с буклетом
https://yadi.sk/d/Ypnxgbb5gB2Z7
И ещё одна ссылка от Ивана Александрова (НавиВорднаскела)
Всё в одном архиве. Mp3-320:
http://zalivalka.ru/93554