Более
170 лет идёт на сценах мира бессмертный шедевр Гаэтано Доницетти ДОН ПАСКУАЛЕ.
В истории её сценического существования вписали имена такие большие артисты, как басы Луиджи Лаблаш, Сальваторе Баккалони, Итало
Тайо, Фернандо Корена, баритоны Сесто Брускантини, Джузеппе Таддеи, Роландо
Панераи, Риккардо Страччари, Антонио Тамбурини, Джузеппе Таддеи, Сесто
Брускантини, Марио Базиола, Герман Прей, сопрано Джулия Гризи, Рената Скотто,
Аннелизе Ротенбергер, Биду Саян, тенора Марио (супруг Гризи), Энрико Карузо,
Леонид Собинов, Альфредо Краус, Николай Гедда, Чезаре Валетти…
Чезаре Валетти, кстати, был единственным и,
добавлю, достойным учеником великого Тито Скипа,- несравненного Эрнесто и
участника полной записи это оперы, которую я и предлагаю благосклонной
аудитории Погружения.
Чуть-чуть
истории возникновения этого chef-d’euvr’a...
К моменту написания этой оперы Гаэтано
Доницетти был уже известным композитором, работавшим в то время во Франции. Осенью 1842
года он ненадолго уехал в Неаполь, а вернувшись в Париж, вновь приступил к
работе: шли репетиции его оперы «Линда ди Шамуни» в Итальянском театре Парижа,
где он должен был принимать участие.
В тот сезон в Итальянском
театре собралась замечательная труппа — целое созвездие выдающихся
певцов: баритон Антонио Тамбурини, бас Луиджи Лаблаш, сопрано
Джулия Гризи, тенор Марио (ее супруг)…
Именно тогда
только что пришедший в театр новый директор театральный критик Жюль
Габриель Жанен предложил Доницетти наскоро сочинить какую-нибудь оперу-буфф
специально для исполнения этими певцами.
Для такой
работы композитор выбрал уже готовое либретто Анжело Анелли, написанное им для
оперы композитора Стефана Павеси «Доктор Антонио». Опера эта была поставлена 26
сентября 1810 года на сцене знаменитого миланского театра «Ла Скала» и
пользовалась огромным успехом.
Всё же для
новой постановки готовое либретто следовало значительно переделать.
Пригласив
помощника, композитор взялся за переделку либретто. Это был итальянский
эмигрант, живший в Париже; литератор и политический деятель Джованни
Руффини, известный под псевдонимом Микеле Аккурси. Сторонник Мадзини, он был
изгнан из Италии и потому проживал какое-то время в Париже. Кстати, десяток лет
спустяРуффини издал роман «Doctor
Antonio» на основе этого либретто (1855). Но это к слову. А пока вернёмся к предполагаемому сочинению, получившему название «Дон Паскуале».
Незадолго до
того, как приступить к написанию этого произведения, Гаэтано Доницетти писал
одному из родственников: «Я смеюсь, но тебе-то известно, что на душе у меня
печаль, которую я скрываю под мишурой веселья». Такое настроение было
свойственно последним годам жизни композитора: тяжелая работа изнурила,
приводила к нервным срывам.
Опера была
написана композитором необычайно быстро, сроки мемуаристов расходятся в
амплитуде: от 11 дней до двух и даже трёх недель. Но как бы там ни было, все
три варианта свидетельствуют об очень быстрой работе.
В паре сцен
Доницетти использовал музыку из своих же произведений: это каватина Дона
Паскуале из I действия (из оперы «Джанни из Парижа»), и ария Норины из III
действия позаимствована из «Любовного напитка».
Партитура была
немедленно принята театром и тут же начались репетиции. Всеми репетициями
композитор руководил сам.
Предлагаемый
комплект, сделанный в далёком 1932 году и поныне один из самых стильных, самых
ярких среди очень большого количества записей этой оперы.
В опере всего, по большому счёту, четыре персонажа.
На главную роль в записи был приглашён Эрнесто Бадини, имевший хороший , но не выдающийся голос (баритон) - певец весьма зрелых лет (р.1876 - ум. 1937) и к моменту записи имевший отличное реноме исполнителя характерных ролей (лучшая его роль - Джанни Скикки). Участие в записи этой оперы сделало его знаменитостью.
Роль второго баритона (Малатеста) получил обладатель звучного голоса Афро Поли, ещё недавно начавший свою замечательную карьеру. Он пропел на сцене 42 года, из которых 1937 - 1955 был солистом первого положения театра Ла Скала, исполняя широчайший репертуар.
Но конечно, главным "гвоздём" этой записи был великий тенор Тито Скипа. Писать о нём что-либо - это бессмысленное дело.
Всё будет банальностью: имя одного из величайших артистов оперной сцены не нуждается в представлении. Для меня он один
из величайших исполнителей итальянского и французского (в меньшей степени)
лирического репертуара. Биографические данные о нём многочисленны.
А вот о сопрано Аделаиде Сарачени, обладательнице
серебристого сопрано надо написать подробнее: она того заслуживает, Досадно, что для многих любителей оперы это имя - terra incognita. Она обладала великолепной техникой, врождённой музыкальностью и голосом очаровательных качеств: подвижным, ярким, полётным,
округлым, с хорошим нижним регистром. Певица обладала настоящим brio, темпераментом и превосходной,
чеканной фразой, очень характерной. О ней отчего-то сохранилось совсем не так много сведений, хотя она была
одним из ведущих лирических сопрано первой половины ХХ века . Нет даже приличного фото, к величайшему сожалению.
Она - аргентинка итальянского происхождения. Начав обучаться пению в родной Аргентине, она очень скоро
перебралась в Италию, продолжив учиться пению в
консерватории Пезаро (педагог Edvige Ghibaudo). Дебютировала
в 1922 в Театре-ди-Aрджента города Феррара в роли Розины
в Севильском цирюльнике. Усердная
работа в провинциальных театрах была вознаграждена: её "заметили" и получила дебют в миланской
Ла Скала (27 января 1928 г.) в роли Сюзанны в Женитьба Фигаро. Успех был очень значительный, о чём свидетельствует тот факт, что в этом театре она занимала ведущие позиции семь
сезонов подряд.
Сарачени пела в крупнейших итальянских театрах, таких как Сан-Карло в Неаполе, Карло Феличе в Генуе,
в Городском театре Болоньи, в театре La Fenice в Венеции и на сцене Арена ди Верона. Но только театрами Италии её деятельность не
ограничивалась: она много и с большим
успехом пела в спектаклях театров Франции, Нидерландов, Германии, Греции. В
тридцатые годы она принимала участие в гастрольных поездках по Южной
Америке, где имела большой личный успех в Театре Колон Буэнос-Айреса - главной сцене Южной Америки, избалованной самыми знаменитыми певцами всего света.
Среди лучших интерпретаций этой замечательной певицы критикой
отмечались роли в операх Травиата,Манон Леско, Мадам Баттерфляй, Адриана
Лекуврер, Друг Фриц и Дзанетто (Zanetto) (обе Пьетро Масканьи).
Она
пела с величайшими певцами того времени: Беньямино Джильи, Аурелиано Пертиле, Тито Скипа, Джакомо
Лаури-Вольпи, Гальяно Maзини, Джанни Педерцини, Клаудией
Муцио, и дирижерами Джино Maринуцци, Туллио
Серафином. Так же приняла участие в премьерах произведений современных
итальянских композиторов: Э. Вольф-Феррари, Джузеппе
Пьетри, Отторино Респиги, Арриго Педролло. Тогда же состоялись трансляции
некоторых таких её выступлений на Радио EIAR .
В тридцатые годы в
студии для HMV ею были записаны некоторые арии (выходили на LV и если есть у кого - хорошо бы выложить: я, кстати, не имею, кажется, этого диска, а посему буду весьма благодарен). Так же при её участии были сделаны и два комплекта опер: Паяцы и Дон Паскуале (оба у меня имеются), получивших большую известность у меломанов как в те
дни, ещё на шеллачных дисках, так и позже, когда эти записи выходили на виниле
и, ещё позже, уже на CD. (Сейчас у
меня Дон Паскуале есть в двух вариантах, а было на руках ещё несколько. Выбирал по качеству звука для своих ушей. Это лишний раз свидетельствует о непреходящейхудожественной ценности этой работы).
К сожалению, тяжелая болезнь заставила ее уйти со сцены в самом расцвете её карьеры. Покинув
театр, она преподавала пение
в Милане и её школа была среди самых популярных. Из её учеников следует отметить
сопрано Эмилию Равалья (Ravaglia) и Фиореллу Педикони (Pediconi),
тенора Марко Берти.
Если серьёзно - то я не могу расставить их по ранжиру. Комических опер мало. Комическое - это то, что наиболее трудно даётся. И зависит от исполнителей. Чем быстрее, скажем, может "провернуть" Малатеста и Дон Паскуале свой знаменитый дуэт - тем забавнее и ярче эта сцена, а найди таких!!! Я пошарю в закромах и выложу сейчас (здесь же) ссылку на пример такого "чемпионского" темпа... Вот оне, победители "больших гонок" https://cloud.mail.ru/public/5Bq36ELZYduc/Donizetti_Don%20Pasquale_Un%20poco%20insolito_Pini-Corsi-Badini%5B1906%5D.flac Это гениальное исполнение. Никто после них так заразительно не исполняет этот номер!!!
Доницетти... Не по ранжиру-предпочтению, а просто - любимое Дон Паскуале, Дочь полка, Лючия, Линда, Любовный, Фаворитка... За красоту мелодий, вокальных линий - Довере, Стюарт, Фауста, Болена...
В трёхдольном размере есть у Дона Паскуале необычайно симпатичное ариозо (сразу после ухода Малатеста). А большой, развёрнутой арии нет. Партия писалось для великого баса-комика Лаблаша, и значит, что его всё устраивало!
В то время Роберт Илошфальви обладал, видимо, самым богатым теноровым голосом в Венгрии (быть может, даже более красивым, нежели у у Шандора Кониа), хотя в его голосе были недостатки на переходных нотах... Это очень достойная запись.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".