Судя по "метражу" - 12.40 в Andante con moto квинтета Дворжака - они играют без повторов, что вызывает у меня одно лишь осуждение и порицание таким подходом к делу.
Я бы не был столь категоричным. Вероятно, это было сделано из соображений размещения на пластинке. Бывали случаи и похуже. Например, есть вариант сонаты Шостаковича с Шафраном, где просто выпущен изрядный кусок перед репризой 1-ой части, т.е. вообще неповторяемый! Я писал об этом в соответствующей выкладке и даже дал ad libitum и этот вариант. Уверен при этом, что ни Шафрана, ни Шостаковича никто не только не спрашивал, на даже не уведомил. В наш "аутентичный" век, а для нас и во многом благодаря Рихтеру, повторения стали священной коровой. На мой взгляд, надо учитывать исторические обстоятельства. Во времена Гайдна музыка слушалась только в живом исполнении и часто однократно (потому он столько симфоний и написал). И поэтому повторы, особенно экспозиции, были оправданы на все 100%. Но для записи на диск, за редкими исключениями, в этом необходимости нет. Не уловил что нибудь - можно вернуться к началу. Исполнение в концерте - это другое дело, да и публика там в среднем менее искушеная. А на практике часто получается, что запись с повторами, а живое исполнение (как можно судить по концертным записям) идет без них. В заключение, мое личное наблюдение. В сонатах Гайдна Рихтер (а теперь и не только он) исполняет дважды не только экспозицию, но и то, что за ней следует. Мне, при слушании записи (далеко не первом) это кажется излишним. За то же время я предпочитаю послушать с ним пару сонат Гайдна без повторов.
Я понимаю, что из-за соображений нехватки мест на дисках обычно кастрируется сочинение, но, обычно, если это не особо влияет на общую концепцию произведения, не ломает его внутренние логичные связи, то, в принципе, я сам не против таких сокращений. Как мы знаем, Рихтер в этом отношении был буквально апологетом сохранения всех авторских указаний, которые действительно вели во многом к непомерному и излишнему раздуванию "метража" сочинения, как например, с соль мажорной сонаты Шуберта, где 1-я часть растянулась на целых добрый полчаса. Но это, я здесь согласен, не всегда оправданно художественными целями. Также я не всегда разделяю повторения каждой вариации в вариационных сочинениях; ну что, в самом деле, ее повторять, когда это, по большому счету, не искажает общую картину такого жанра как Тема с вариациями. Но вот в случае с квинтетом Дворжака - совсем иной случай. Это не тема с вариациями, и не сонатное аллегро, а Думка, в структуре композиции которой идет чередование повторяющихся эпизодов, четко указанных автором, с неповторяющимися, и, таким образом, если играть эту часть квинтета без соблюдения авторских предписаний в повторениях, то нарушается баланс в чередующихся между собой разделов. А это уже называется исполнительским произволом.
Со всем сказанным здесь полностью согласен. Больше всего люблю раннюю запись Гольдберг-вариаций с Гульдом, потому что там нет повторов. Лишь одно замечание, связанное с "могучим и великим" (и очень трудным для освоения иностранцами) языком, главным образом из-за обилия произвольных отклонений от правил и логики. Полчаса в русском почему-то требует множественного числа (за этот час /но: за эти полчаса/ я совсем измучился) ! У Вас получился гибрид, ни то , ни это. Но я, когда печатаю, тоже часто ошибаюсь (в отличие от письма).
С этими "полчасами" - да, Вы правы. Просто когда пишешь текст, думаешь больше о содержании, нежели о правописании, и в процессе писанины из-под внимания невольно ускользают все тонкости "великого и могучего". Но, слава Богу, мы ж не диссертацию пишем, поэтому и так сойдет.
Это давно "запущено" (но в другом, я бы сказал, космическом, смысле этого слова), в особенности в среде депутатов .... и чиновничества от науки. Даже есть общественная организация. проверяющая диссертации на этот счет. В области музыки в диссертации это, похоже, не проникло - просто из-за малой доходности музыковедения.
Ну, чиновничество и депутаты - это вообще отдельная "статья расходов" у нас, на них пашет целая отрасль "белых негров", готовых написать по договорной цене любую диссертацию. А если уже и плагиат пошел в ход - знать дела совсем худы.
Ну, может быть, просто я этими вопросами давно не интересовался, а мои знакомые среди чиновничьего класса рассказывали мне больше про диссертации под заказ, написанные обученными для этого лицами, даже расценки, помню, начинались от 150 тыс. и выше. А плагиат.... ну это уже совсем какая-то топорная работа, она и рубля, наверное, не стоит.
В контору, где я работал, как-то пришёл сын министра с целью получить материалы для диссертации. В сопровождении седого профессора, ибо отпрыск два слова связать затруднялся.
Оно, конечно, не страшно, но вот комментарий 4, написанный вослед моему давнишнему, повис. Что до армии, то это структура жуткая и бесчеловечная (соответственно своему назначению).
Ну, я знаю и другую армию... Где строем, в ногу, не ходят и честь не отдают. А когда я раз, в рамках своей ежегодной службы, дежуря по столовой, увидел, что какой-то офицер покидает стол, не отнеся посуду, и крикнул ему через зал "Эй, офицер, стол прибери", то он вернулся и отнес посуду, а потом мне ребята сказали - "да это же был командир базы!"
Однокурсник рассказывал. У него один брат просидел 2 года в подземном бункере, другой в танке горел, а младший, как в сказке, был недалёк умом и написал домой такое письмо: "Армия научила меня любить нашу советскую родину и тебя мама".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".