(основавший этот оркестр и бывший его главным дирижером
более четверти века, с 1945 по 1971 г.)
Макс Регер, неоднократно в течение своей жизни заявлявший о премуществах «абсолютной» музыки, в свои последние творческие годы (их трудно назвать «поздними», поскольку Регеру тогда было всего около 40 лет) написал два представленных здесь оркестровых сочинения, навеянных стихотворными либо живописными образами.
Самое интересное в этом диске – это возможность услышать, как программность или, точнее, образность музыки повлияла на стиль оркестрового письма Регера. Если бы мне привелось слушать эту музыку вслепую, не зная имени композитора, то уверен, что имя Регера (с оркестровой музыкой которого я был до этого знаком только по масштабным вариационным циклам на темы Хиллера, Моцарта и Бетховена), пришло бы на ум последним, но и тогда я бы постеснялся его произнести.
Действительно, это звучит как поздняя романтическая музыка, с неперегруженной, часто весьма прозрачной оркестровой тканью, обилием тонких оттенков и живописных деталей, местами напоминающая Дебюсси, и при этом никакой «регеристичности»!
Романтическая сюита ор.125 (1912) имеет весьма нейтрально звучащие названия частей, но первоначально Скерцо и Финал назывались «Веселящиеся эльфы» и «Гелиос». Уже после написания музыки Регер убрал эти заголовки, но к каждой из частей добавил в качестве эпиграфа одно из стихотворений поэта-романтика Эйхендорфа (их тексты приведены в буклете в оригинале и в переводе на английский). Из-за общности некоторых мотивов ноктюрна и финала, сюита ассоциируется с модной в позднем романтизме концепцией «от мрака - к свету».
Сюита ор.128 (1913), состоит из 4-х симфонических поэм по картинам швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827-1901):
1. «Отшельник, играющий на скрипке» - пожилой монах, музицирующий в темной келье, повернувшись к свету, падающему из маленького оконца. Естественно, что в этой поэме есть партия для скрипки соло в сочетании с утонченно оркестрованной струнной группой, поддерживаемой духовыми.
2. «Игра в волнах» - картина моря с играющими в волнах персонажами женского и мужского рода из греческой мифологии.
В музыкальном плане – скерцо (как и в предыдущей сюите), местами вызывающее ассоциации с «Игрой волн» Дебюсси.
3. «Остров мертвых» - несомненно, самое знаменитое полотно Бёклина, вдохновившее ранее (в 1909 году) также и Рахманинова. Высокие обрывистые скалы, с вырубленными в них нишами для размещения тел усопших, обрамляют плоскую как сцена низменную часть острова, в глубине которой возвышаются темные кипарисы, придающие картине траурную торжественность (подобно «Кипарисам виллы д’Эсте» Листа). По спокойной глади моря (а не бурной, как в поэме Рахманинова) к острову приближается лодка с гребцом, везущая гроб с усопшим.
У Регера – своего рода Adagio lugubre с похоронными ударами литавр, скорбной, тягостной атмосферой, иногда нарушаемой резкими, трагического характера вспышками. Море отсутствует.
4. «Вакханалия» - картина, которая, в отличие от музыки финальной поэмы Регера, мало отвечает своему названию. Там видна разбросанная группа людей, веселящихся под открытым небом, в древне-римском архитектурном антураже, один из них, сидя спиной к остальным, играет на лире.
У Регера в финале есть яркая карнавальность и веселье, но без вакханальных эксцессов; напрашивающийся, казалось бы, эпизод с арфой - отсутствует.
После первого исполнения [этих поэм], Рихард Штраус сказал:
- Ещё один шаг, Регер, и вы - наш!
- Однако этого шага я не сделаю, - парировал Регер.
Добавлю, что судя по единственному крупному оркестровому сочинению, написанному в дальнейшем, Вариациям на тему Моцарта ор.132 (1914), Регер остался верен своему слову.
Он скоропостижно скончался 11.V.1916 в возрасте всего 43-х лет.
Разместить все четыре картины Бёклина мне не удалось. Впечатление, что 5 иллюстраций - это предел, несмотря на их малый объем. Если это не так, то объясните, что делать, и я добавлю две недостающие.
Да. Только ПЯТЬ. Что делать? Объясняю: Во-первых, треки ручками набрать. А Регера со Шмидтом-Иссерштедтом В одну картиночку, почти как есть, собрать. И будет решена задачка эта! Освободится место для квартета!
А как это "собрать", поясните, пожалуйста. Я ведь в этих делах если и не чайник, то не более, чем кофейник. И не понял, при чем тут "треки". ЕАС их прописал.
1. Портреты композитора и дирижёра объединить в одну картинку (файл) можно с помощью программы Paint, которая есть на каждом компьютере с Windows. Либо скачать по ссылке: http://files.mail.ru/267EF98CE0844FCEBEA96CB760E56B60
2. Список треков, который у Вас тоже картинка - набрать в текстовом режиме. И тогда у Вас появится возможность загрузить ещё две картины Бёклина.
Благодарю за разъяснения. Заодно в который раз убедился, что стихи незаменимы в случае любовных посланий (даже мои собственные), а вот для передачи информации лучше презренная проза.
Да, с компьютера можно загрузить 5 шт., остальные можно загрузить на сайт для хранения-распространения изображения, и добавить в материал оттуда. Мне, например, нравится сайт http://www.imageup.ru/
Добавить картинку можно так: загрузите её на сайт хран. изображений, зайдите в редактор выкладки, поставьте курсор там, где хотите, чтобы появилась картинка, нажмите на кнопку "Изображение" на панели редактора (она справа от кн. добавления гиперссылок), и в строку "Путь" вставьте ссылку на картинку (на сайте imageup.ru её нужно скопировать из строки "Прямая ссылка на изображение"), потом "Добавить".
Только перед тем, как загрузить картинку на сайт, пожалуйста, задайте ей нужный размер в графическом редакторе.
Но, хочу заметить, что если нет необходимости, то лучше загружать картинки из комп., а не с др. сайтов. После загрузки на наш сайт, картинку можно даже удалить из комп. Это потому, что картинки с др. сайтов можгут быть впоследствии удалены, тогда и на нашем сайте они видна не будут, или наш сайт может слегка подвисать из-за их загрузки с др. сайтов на наш, ну, или там, чтобы вирусы по ней не прибежали (в этом, правда, не совсем уверен).
Спасибо за совет. Все картинки, что я выкладывал, с моего компа, поскольку я уже по опыту чужих выкладок знаю, что в ином случае они могут исчезать. Попытаюсь воспользоваться предложенной альтернативой. Еще раз спасибо.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".