В творчестве немецкого композитора Макса Регера (1873-1916) соединились черты позднего романтизма и неоклассицизма. Он стремился осмыслить наследие XVIII века, особенно опыт Иоганна Себастьяна Баха, и в своих произведениях обращался к музыкальным образам ушедшей эпохи. Однако, будучи человеком рубежа XIX-XX столетий, Регер насыщал музыку оригинальными гармониями и необычными тембрами.
Одно из самых популярных сочинений Регера - Вариации и фуга на тему Моцарта (1914). В них композитор воссоздаёт моцартовские образы, используя современный музыкальный язык. Тема взята из первой части всем известной клавирной сонаты Моцарта K. 331. Сначала она играется гобоем и двумя кларнетами, затем следуют восемь вариаций и фуга, заканчивающая победоносным утверждением темы трубами.
Инструментальная музыка Регера преимущественно непрограммна, одно из немногочисленных исключений - Оркестровая сюита из 4х симфонических поэм по картинам швейцарского художника Арнольда Бёклина (1913), отмеченная влиянием Рихарда Штрауса и Клода Дебюсси. Это следующие картины: "Отшельник", "Игра в волнах", "Остров мертвых" и "Вакханалия"
Первая представляет старого монаха-отшельника, вдохновенно играющего на скрипке и трёх, подглядывающих за ним любопытных херувимов
В третьей, проникнутой таинственным и холодным настроением, гроб с телом усопшего перевозят на лодке к вечно тихому Острову Мертвых. (Рахманинов был вдохновлён этой же картиной)
Музыка симфонических поэм, в отличие от предшествующих сочинений Регера, живописна, красочна, полна тонких оркестровых оттенков и зыбких гармоний. После первого их исполнения, Рихард Штраус сказал: "Ещё один шаг, Регер, и вы - наш!" "Однако этого шага я не сделаю", - парировал Регер, так до конца жизни оставшись бахианцем.
Ну нет и пусть, и ладно Композитор специфический - несколько дисков прослушал, довольно скучновато. Только этот порадовал - во-первых Моцарт с любимой сонатой, во-вторых картины Бёклина (потрясающего художника), а в-третьих и сам Регер здесь постарался
Прекрасный композитор, что Вы! Играл переложения вок.-симфонических произведений-грандиозно, красиво, глубокомысленно. Но и не покидает ощущение, что можно бы и попроще то же самое. Так часто люди, обременённые интеллектом чрезвычайно многословно излагают простые мысли.
Спасибо большое__))))Регера нечасто исполняют,хотя Вариации на Тему Моцарта из ла-мажорной сонаты(1часть)-это шедевр.Мы ее играли с женой в 2 ф-но.Он сначала написал для 2-х ф-но,потом оркестровал,причем 8ую вариацию не оркестровал,после 7ой у него в оркестровом варианте следует вариация 8а,после которой грандиозная,поистинне органная по размаху Фуга!Вообще это произведение-шедевр вариационного искусства.Дирижеры тоже как и исполнители часто руководствуются шаблонами при выборе программы,поэтому такие композиторы как Макс Регер нечасто исполняются в концертных залах.Жаль.Я давно искал оркестровую версию Вариаций на тему В.А.Моцарта.Большое спасибо тому кто выложил,большое спасибо этому поистине прекрасному сайту,его основателям!Ваш классический сайт поистине большой глоток чистого воздуха в этом безбрежном океане бездуховности и безвкусицы,заполонившим все и вся....Здесь чувствуешь себя как в доме родном,спасибо ВАМ ВСЕМ!
Спасибо! Легко нашёл три картины Бёклина, а четвёртой (у Регера "Вакханалия") нету в интернете. -------------- Прошу прощения, Олег, увидел ваши ссылки. И в архив картинки вложены (я Мр3 скачал, спасибо Андрею).
Пожалуйста! Орган у меня есть - слышал На фоноархиве 13 дисков оркестровой музыки выложено http://phonoarchive.org/music/Reger/Orchestral%20works/
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".